Омские рантье и Минэкономики схлестнулись из-за налогов ТЦ
на правах рекламы
01:20
-8 $ 102.58 +1.9
107.43 +1.35

Омские рантье и Минэкономики схлестнулись из-за налогов ТЦ

от 02.06.22 в 23:13 версия для печати
Омские рантье и Минэкономики схлестнулись из-за налогов ТЦ

Предприниматели и власти не готовы идти на компромиссы. В министерстве экономики считают налог с 1,5 % небольшим, но бизнес думает иначе.

Сегодня, 2 июня, омские предприниматели, депутаты и представители облправительства собрались, чтобы открыто обсудить перспективу снижения налоговой ставки для торговых комплексов.

В рамках спецпроекта «ПолитФинанс» РИА «Омск-информ» подробно рассказывало о споре бизнеса и власти. Известный предприниматель, депутат Заксобрания Валерий Кокорин выступил с инициативой снизить ставку налога на имущество с 2 до 0,5 % от кадастровой стоимости для торговых центров площадью более 5 тыс. кв.м. Предложение было одобрено областными парламентариями.

Однако к следующему чтению глава Минэкономики Анна Негодуйко выступила с законопроектом,  предполагающим уменьшение ставки налога не в четыре раза, а на 0,5 % – до 1,5 %. Мотивация – если сделать, как требуют рантье, в бюджете не хватит средств на социальные обязательства. Бизнес-сообщество эта идея не устроила, и предприниматели написали открытое письмо губернатору Александру Буркову. Нынешнее состояние ТЦ  авторы обращения сравнили с клинической смертью. Публикации СМИ на эту тему вызвали серьезный резонанс. Потому, видимо, сегодня чиновники и собрали крупных рантье для обсуждения ситуации.

Анна Негодуйко заявила, что власти рассчитывают, что 23 июня депутаты Заксобрания примут законопроект о снижении налоговой ставки до 1,5 % сразу в двух чтениях. Позиция министерства экономики на этот счет не изменилась.

– Законопроект по снижению налоговой ставки с 2 до 1,5 % от кадастровой стоимости – это продолжение последовательной политики облправительства по созданию благоприятного климата для ведения бизнеса в нашем регионе. Сначала ковид, потом санкции со стороны недружественных стран усиливают нагрузку на предпринимателей. Поэтому в течение нескольких лет был принят целый пакет налоговых послаблений. В этом году была установлена налоговая ставка для ТЦ-«пятитысячников» в размере 2 % от кадастровой стоимости. До этого в течение четырех лет у нас действовали пониженные ставки. Объем поддержки составил более миллиарда рублей. Но был предусмотрен поэтапный рост ставки, что и произошло в 2022 году по налогу на имущество. Тем не менее губернатором было принято решение по снижению ставки до 1,5 %. Эти изменения не касаются большинства налогоплательщиков, которые платят 2,3 % годовых. Физические лица отдают за свою недвижимость по полной ставке, исходя из кадастровой стоимости. Логика законодательства – сделать справедливую и равномерную систему.

До 1,5 % предполагается снизить ставку для 196 объектов с 3052 помещениями, включенных в перечень Минимущества. Законопроект коснется 1000 налогоплательщиков и позволит нивелировать ежегодный рост кадастровой стоимости торговых комплексов. Негодуйко утверждает, что в большинстве регионов для ТЦ-«пятитысячников» установлена ставка в 2 % .

Министру экономики возразил председатель совета директоров ООО «Рэдиал Инвестиции», представляющий бизнес-центр «На Маяковского», Виктор Титарев. По его словам, налоговая ставка в 2 % вынудила владельцев поднять плату арендаторам помещений.

– 0,5 % – это ставка, с которой мы экономически обоснованно прошли период ковида. Выручка компании «Рэдиал Недвижимость» в 2021 году составила 23,5 млн рублей. 2 % налога на имущество составляет 2,7 млн рублей. То есть 11,5 % выручки мы платим только налог. У нас 80 арендаторов, нагрузка на них возросла до 100 рублей на квадратный метр. Мы с 1 апреля вынуждены были поднять стоимость аренды. Если бы у нас не было крупного арендатора, это банк «Интеза», то мы бы вышли в минус. Другим собственникам еще сложнее. Да, выручка у крупных ТЦ, конечно, больше, но маржа у нас точно меньше, – поддержал бизнес-сообщество Титарев.

На это министр экономики ответила, что не все проблемы бизнеса можно решить налоговыми послаблениями. Возможно, нужно рассмотреть иные меры поддержки. Например, собственник, несогласный с кадастровой стоимостью, может оспорить ее в суде. По словам Негодуйко, шести предпринимателям удалось сделать это и снизить плату на 25–30 %.

В свою очередь, Валерий Кокорин напомнил, что, когда в 2016 году принимался закон о постепенном повышении налоговой ставки, предполагалось поступательное развитие экономики.

– Тогда не шло никакой речи о ковиде и спецоперации. Закон получился индивидуальным, на некоторое количество налогоплательщиков, немного корявым, рассчитанным всего на тысячу предпринимателей. А налогоплательщиков по области где-то 800 тысяч. Предполагалось, что мы в 2023 году перейдем на оплату налога по кадастровой стоимости. Многие субъекты перешли на новую систему, поставив не 5 тысяч кв. м, а 1 тысяч кв. м, и закон у них стал массовым. А не индивидуальным, как у нас, – рассуждал Кокорин. – В Омской области в 2020 году по росту ставки налогообложения было применено 1,3 % вместо 1,5 %. Плановый налог на имущество в целом по области должен быть 4 млрд 400 млн рублей. По итогам года мы получили всего 22 млн рублей выпадающих доходов. Предварительные данные показали, что в 2021 году не будет потерь по налоговым выплатам. Когда Минфин отчитается, мы поймем, что бюджет не потеряет. Почему? Потому что одновременно выросла кадастровая стоимость.

Так, в ТЦ «Герцен-плаза» эта сумма за два года выросла вдвое, с 190 до 365 млн рублей.

 – Мы хорошо поддержали Омск в части платы за дошкольные учреждения. Думаю, мы способны сделать правильно. У меня предложение не обманывать бизнес. Поставить 0,5 % для всех и реально поддержать ТЦ, – резюмировал предприниматель.

Дальше начались препирательства: чиновники обправительства доказывали, что лишних денег в бюджете нет, предприниматели же настаивали на послаблениях. В итоге каждый из участников встречи так и остался при своем мнении. Бизнесмены ушли недовольные. А представители Минэкономики начали другое, межотраслевое совещание.

Фото: Елена Ляхова