Руководитель филиала авиакомпании Виктор Титарев рассказал о сложившейся ситуации и заверил, что Red Wings продолжит летать из Омска.
Авиакомпания Red Wings в прошлом году стала базовой для Омского аэропорта. Тогда же было объявлено о том, что из Омска предполагается запустить большое количество рейсов по самым разным направлениям. Но с недавних пор в расписании Red Wings осталось всего три направления из Омска.
Директор омского филиала авиакомпании Red Wings Виктор Титарев в интервью РИА «Омск-информ» сообщил о том, почему сложилась такая ситуация, и постарался развеять тревоги омичей. Также Титарев рассказал о том, что сейчас происходит с авиаперевозками в стране, и высказал свое мнение по поводу возможного строительства «Федоровки».
Решено сфокусироваться на самых востребованных направлениях
– В начале года авиакомпания Red Wings заявляла, что будет летать из Омска по 14 направлениям. Сейчас осталось три направления – Екатеринбург, Казань и Минеральные Воды. Что произошло?
– Red Wings оказалась одной из редких российских авиакомпаний, воздушные суда которой не подвержены риску ареста за рубежом. Наша авиакомпания имеет возможность летать в Турцию, Армению, Казахстан и Узбекистан, в Израиль. По сути, Red Wings сейчас выполняет государственную задачу, помогает сохранять связность России с внешним миром. Мы должны обеспечить россиянам возможность вылета за рубеж. У нас открыто много международных направлений, в том числе и из регионов. На всех этих направлениях уже давно был сформирован устойчивый спрос, а предложение стало недостаточным. В Омске же мы только начинаем летать, по большинству заявленных направлений еще не накатан трафик, а количество воздушных судов ограничено. Поэтому было принято решение пока сфокусироваться на нескольких самых востребованных направлениях, но выполнять их с коммерческой регулярностью. В Минводы мы увеличили частоту до двух раз в неделю, в Казань летаем два раза в неделю, в Екатеринбург – три раза в неделю. Добавлю, что за 30 дней мая был выполнен 41 рейс по шести направлениям, а на июнь запланировано 32 рейса. То есть в сокращение составило 20 %. Благодаря тому, что сохранены более востребованные и, соответственно, более частотные направления.
– То есть в ближайшее время не появится новых направлений, но и эти не уйдут?
– Мы рассчитываем, что эти направления будут стоять стабильно с нынешней частотой. Они неплохо «грузятся» и пользуются спросом у омичей и гостей города. Но мы работаем над тем, чтобы в расписании появились и другие направления. Наш парк SSJ100 будет расти. Конечно, мы отстаем от графика развития маршрутной сети, предусмотренного соглашением с правительством Омской области. Мы заранее проинформировали область и аэропорт о сложившейся ситуации.
– Были перспективы полетов в Казахстан и Узбекистан. Я так понимаю, что их тоже отложили до лучших времен?
– Что касается Казахстана, конкурировать с Qazaq Air по направлению в Нур-Султан большого смысла нет. А вот ставить из Омска в Среднюю Азию можно. Такие планы обсуждаются в авиакомпании.
– Какие направления не пошли? К примеру, Махачкала.
– Не пошли – некорректное определение. Просто какие-то направления требуют более длительной раскатки, какие-то имеют выраженный сезонный характер. Да, Махачкала зимой – ранней весной была не самой востребованной. Но, я думаю, в более стабильной обстановке Red Wings «разлетал» бы это направление. Оно постепенно начинало пользоваться спросом. Да, у нас нет такой большой диаспоры, которая бы летала в Дагестан. Но Махачкалу сейчас позиционируют как туристическую Мекку, регион, бесспорно, перспективный. У нас было много направлений, которые мы «щупали». К примеру, Иркутск. Я традиционно считаю его нашим направлением, по нему можно летать. Но сейчас мы находимся в очень турбулентных условиях. Я благодарен коммерческому блоку авиакомпании, что мы пошли по пути стабилизации. Пусть немного направлений, но мы стабильно должны летать и с достаточной частотой.
– В Минеральные Воды до конца марта летала авиакомпания «Азимут» с более дешевыми билетами, чем у вас. Теперь они ушли, а вы зашли. Получается, конкурентов нет.
– Как известно, во всей мировой гражданской авиации билеты до марта всегда дешевле, чем в марте, а в апреле, мае и тем более летом билеты еще дороже. Сезонный фактор! Единственный перевозчик на линии объясняется тем, что по постановлению правительства РФ № 1242 о субсидировании региональных перевозок субсидии на маршруте может получить только одна авиакомпания. Конкуренция создается на этапе подачи заявок на субсидии, кому авиационные власти отдают предпочтение. Другая авиакомпания без субсидий не сможет выиграть в конкурентной борьбе у субсидируемого перевозчика. Практически всегда по субсидированным направлениям летает одна авиакомпания. Но субсидируемая авиакомпания не может ставить слишком высокие цены – максимальный уровень цен ограничен тем же постановлением правительства №1242. В Екатеринбург мы летаем три раза в неделю, но субсидируются только две частоты. Третий рейс мы выполняем на рыночных условиях. Если возникнет спрос на четыре или пять частот в неделю, может встать другая авиакомпания. Но это не такой частый случай, скорее, исключение.
– Самолет Red Wings, который зимой прибыл на базировку в Омск, продолжает здесь базироваться?
– Не совсем. Сохраняется, как мы называем, квазибазировка. Самолет прилетает регулярным рейсом из Екатеринбурга в Омск, а дальше из Омска выполняет рейс, например, в Минеральные Воды и обратно. Также до момента окончательного формирования расписания поставлено на паузу развитие филиала с точки зрения штата. Но похоже, что сейчас мы входим в пору относительной стабильности – стабильного роста, стабильного наращивания направлений, стабильного пассажиропотока, интенсивности полетов по каждой точке, в которой мы находимся. Авиакомпания не собирается уходить из Омска.
Омичи готовы летать в Турцию за 50 тысяч
– Какие сейчас тенденции в плане перевозок пассажиров?
– В России сейчас достаточное количество воздушных судов, чтобы выполнять внутренние перевозки. Они выполняются по обоснованным и привычным нам тарифам. Баланс спроса и предложения достигнут. А вот по международным направлениям мы видим, что спрос превышает предложение. Было такое, чтобы летали в Турцию из Москвы за 70 тыс. рублей в два конца? А сейчас 35 тысяч в один конец – это обычный тариф. Из Омска летает Turkish Airlines. Они так быстро приняли решение, потому что появились такие возможности. Они летают за 50 с лишним тысяч в один конец. Понятно, что заранее можно купить билеты подешевле, но я называю цены в недельном интервале. Мы привыкли летать за границу, а сейчас это стало значительно дороже. И это к вопросу о государственной задаче: на всех международных линиях наши тарифы ниже, чем у иностранных конкурентов из соответствующих стран.
– В этом году все заметили, что сильно выросли цены на авиабилеты и во внутреннем направлении. К примеру, еще в прошлом году можно было найти билеты за 4 тысячи до Москвы. Сейчас таких цен нет. Почему это произошло?
– Из Омска до Москвы сейчас есть билеты по 3200 рублей, правда, с вылетом осенью, но тем не менее. Личные наблюдения не всегда отражают всю картину. Но в любом случае, инфляцию никто не отменял. Плюс не надо забывать и о том, что до пандемии конкуренция на некоторых направлениях достигала абсурда. Ну не может билет Москва – Сочи стоить 1000 рублей. Эта конкуренция приводит к убыткам авиакомпаний. В рекламных целях, в целях удержания маршрута, субсидий авиакомпании готовы летать в убыток. Но это неправильно. Это приводит к тому, что авиакомпании теряют деньги, но компенсируют их на других маршрутах. Тогда был неадекватный баланс. Из Омска до Москвы можно было долететь за 5 тыс. рублей, хотя были билеты и за 3,5 тысячи. Теперь это расстояние сравниваем с расстоянием от Москвы до Владивостока или Южно-Сахалинска. Туда билет должен был стоить тысяч 15. Но они же стоили 25 тысяч и еще больше. Здесь авиакомпании теряли, там отыгрывались. Повторюсь, сейчас мы видим стабилизацию на внутреннем рынке спроса и предложения. А раньше был избыток предложения. Сейчас это правильные цены. Проблем на внутренних направлениях нет. Если вы позаботитесь о билете за 1–2 месяца, вы вы купите его по нормальной цене.
– Что будет дальше с ценами? Они останутся на нынешнем уровне?
– Мы живем в очень непредсказуемом мире. Если ситуация сохранится приблизительно в таком ключе, я предполагаю, что до осенне-зимнего расписания мы будем находиться примерно в таких же ценах. Зимой будет падение спроса, пересмотр расписания. Если бы ситуация осталась такой же, мы бы увидели, как приопустились цены на внутренних направлениях, и довольно сильно – на международных.
– Сейчас многие пассажиры, купившие билеты, столкнулись с отменами рейсов. Некоторые жалуются, что не могут вернуть свои деньги. Регламентированы ли как-то сроки этого возврата?
– Когда пассажир покупает билет, он становится стороной публичного договора. В этом договоре все прописано.
– Но его никто не читает.
– В билете мало что написано, но детали публичного договора можно найти на сайте любой авиакомпании. В соответствии с этим договором в установленные сроки вам обязаны вернуть деньги, если авиакомпания отказалась от перевозки. В начале весны многие авиакомпании в условиях динамического расписания столкнулись с этой проблемой. Глубина продаж была большой. Когда закрылись южные аэропорты, люди просили вернуть деньги. А был низкий сезон, спроса нет. Сложности были очень большие. Сейчас высокий сезон, спрос восстанавливается, денежный поток авиакомпаний относительно стабильный. Сейчас это не должно вызывать никаких проблем. Если деньги положено вернуть в течение месяца, так и должно произойти. Плюс Правительство РФ выпустило специальное постановление, по которому авиакомпаниям возместят стоимость билетов за отмененные рейсы в закрытые южные аэропорты. На эти цели предусмотрено 19,5 млрд рублей для всех перевозчиков. А перевозчики, в свою очередь, направят деньги пассажирам. Если вдруг вы видите, что авиакомпания не выполняет своих условий, смело можно подавать в суд, который принимает решение. Вам выдают исполнительный лист, вы взыскиваете с авиакомпании. Если сама авиакомпания не исполнит решение суда, деньги взыскивают приставы. Но такое происходит нечасто.
Решение по «Федоровке» должно быть принято в ближайшие два года
– Недавно прошла информация о сильной изношенности взлетно-посадочной полосы Омского аэропорта. Как можете это прокомментировать?
– Проблема недофинансирования капвложений в аэродромную инфраструктуру омского аэропорта существует. Это связано с тем, что региональная власть как собственник аэропорта делает ставку на строительство Омск-Федоровки. Согласитесь, что это негосударственный подход – вложить несколько миллиардов рублей в реконструкцию ВПП, а через четыре года перестать ее эксплуатировать. В прошлом область принимала волевые решения по развитию аэродрома. Например, Омская область после получения контроля над ОАО «Омский аэропорт» выступила заказчиком четырех мест стоянки воздушных судов, а «Мостовик» их построил. Каким образом проблема будет решена в этот раз, судить трудно. Это будет зависеть от темпов движения по проекту Омск – Федоровка.
– Бывший руководитель Омского аэропорта Сергей Круглов недавно заявил, что низкая прибыль, получаемая аэропортом, может свидетельствовать или о неумении управлять всем этим хозяйством, или о желании продать аэропорт по низкой цене. Что на это скажете?
– Никаких оснований под его заявлением о желании продать аэропорт по дешевке нет. Губернатор никогда не позволит себе каких-то неправомерных действий. Никто аэропорт за бесценок продавать не будет. Просто Сергей Федорович любит эпатировать публику. А что касается «умения управлять», то мне сейчас трудно судить. Надо знать детали. Чтобы сравнивать финансовые или производственные показатели, надо понимать структуру доходов и расходов. Например, огромное значение в структуре доходов любого аэропорта играет топливо-заправочная деятельность. Топливо-заправочный комплекс омского аэропорта выведен из контура операционного управления аэропорта в 2013–2014 годах. А без доходов ТЗК до 2013 года аэропорт был бы вообще сурово убыточен!
– Что скажете о перспективах строительства «Федоровки»?
– Губернатор в хорошем смысле упертый человек. Это правильное решение – начинать реализовывать инфраструктурный проект. В нынешних условиях это еще более актуальное. Для региона это будет большой плюс в плане притока инвестиций. Произойдет оптимизация аэродромной инфраструктуры. Всем скептикам хочу привести несколько фактов. Площадь Омского аэропорта 650 гектаров в центре города. Площадь «Федоровки» – 350. В два раза более компактная инфраструктура. На нынешней территории невозможно построить перрон, примыкающий к терминалу. Это значит, что мы не можем иметь телетрапы. Там мы можем это все иметь. Территория нынешнего аэропорта ограничивает развитие города по высотности строительства зданий. На этой территории невозможно построить логистический комплекс, сложно развивать транспортную инфраструктуру. А «Федоровка» в этом смысле оказалась в идеальном месте. Она расположена в нескольких километрах от федеральной трассы. Консолидированы большие земельные участки вокруг аэропорта. Там надо ставить логистический комплекс. Рядом проходит Западный обход. А если удастся додавить проект с Северным обходом, то «Федоровка» станет еще более идеальным местом. Конечно, «Федоровкой» надо заниматься, и у меня нет сомнений, что в течение ближайших пары лет будет принципиальное решение по этому вопросу. Федеральное финансирование трудно получить, потому что нет проектно-сметной документации. Это условные 600 миллионов или миллиард. У области таких денег нет. Нужно кого-то сподвигнуть на частную концессионную инициативу. Когда этот вопрос решится, будет на порядок проще получить федеральное финансирование аэродромной инфраструктуры. Я твердо уверен, что какие-то значимые изменения произойдут в ближайшие два года.
– Почему телетрапы в нынешнем аэропорту невозможно построить?
– Теоретически все возможно. Надо, чтобы места стоянок самолетов примыкали к терминалу, а у нас они находятся далеко. Надо передать землю из одной собственности в другую, запроектировать строительство перрона, провести через федеральную целевую программу. Но это будет точно дольше, чем запустить процесс по «Федоровке».