Несмотря на бурное развитие маркетплейсов, торговые комплексы остаются востребованными у населения. Покупательский трафик растет.
Согласно показателю Mall Index, трафик торговых центров в апреле-мае нынешнего года вырос на 7 %. Эксперты связывают это с постепенным переформатированием ТЦ: вместо точек продаж ушедших западных брендов открылись магазины с российскими и турецкими товарами.
Омск не отстает от остальных городов страны: торговые комплексы продолжают открываться, а давно работающие на рынке переформатируют свою деятельность, чтобы привлечь новых покупателей и сохранить имеющихся. РИА «Омск-информ» поговорил с их собственниками и выяснил, за счет чего живет этот рыночный сегмент.
Покупатели «налетели» из-за отсутствия горизонта планирования
– Прослеживается тенденция к реформированию, переформатированию торговых комплексов. Многие площади освободились и сейчас заполняются новыми арендаторами, и этот фактор привлекает покупателей, – говорит эксперт. – Сейчас наблюдается всплеск покупательской активности из-за невысокой инфляции и желания людей потратить все деньги при отсутствии горизонта планирования. В связи с геополитической ситуацией покупатели предпочитают потратить финансы сегодня, потому что не знают, смогут ли они сделать это завтра.
Иванов отмечает, что все его торговые точки работают стабильно, гостей стало чуть больше, чем ранее. Но до возрождения этому бизнесу еще далеко.
– Говорить о возрождении отрасли нельзя, поскольку сильно выросли расходы по налогам на землю и имущество, по кадастровой оценке, коммунальным платежам и зарплатам. Но все эти нюансы не сказались на наших отношениях с арендаторами. Со всеми мы подписали долгосрочные договоры. Мы не можем себе позволить кратно увеличить арендную плату, у нас другие отношения. Владельцы ТЦ оказались заложниками этой ситуации, – резюмировал Илья Иванов.
Не хватает «свежей крови» и поддержки властей
– У меня в разных комплексах по-разному: одни арендаторы уходят, другие приходят, последних, конечно, меньше. Это рискованное предпринимательство, и сейчас такой период, когда необходим приток свежих сил в бизнесе, – заявил Кокорин.
Чтобы на рынке появлялись новые сильные игроки, необходима поддержка властей, подчеркивает предприниматель.
– Политика нашей прежней областной администрации состояла в том, чтобы в разы поднять налог на имущество и кадастровую стоимость. Возможно, она поменяется, – рассчитывает Валерий Кокорин. – Понятно, что не хватает бюджета в городе и в области, и надо повышать доходы. Но когда четыре объединения предпринимателей говорят о том, что у нас от 19 до 30 раз повышают налоги, то положение катастрофическое. Властям нужно обратить внимание на это, ведь наш бизнес кормит очень многих людей.
Как увеличить трафик в 2,5 раза?
Из новичков этого рыночного сегмента выделяется ТК «Терминал», открывшийся в ноябре 2021 года. Его управляющая Наталья Айтнякова отмечает, что покупательский трафик продолжает расти.
– Всплеск покупательской активности случился в марте 2022 года, когда отменили масочный режим: число посетителей у нас выросло в 2,5 раза. И во все последующие месяцы, включая май нынешнего года, у нас есть стабильный прирост. По посетителям мы не падаем, – говорит управляющая.
По словам Айтняковой, сегодня торговые центры – это не только и даже не столько место для шопинга.
|
– Мы открыли фудпарк с 30 точками, где представлены разные кухни, сладости и напитки. Тут же расположена сцена, где по пятницам и субботам проходят бесплатные концерты, конкурсы красоты, дефиле, выступления детских коллективов. Плюс бассейн на верхнем этаже, в спортивном клубе. Люди приходят не только на шопинг, но и отдохнуть, – пояснила управляющая «Терминала».
Еще один залог популярности любого ТЦ – присутствие «якорных» арендаторов: больших магазинов федеральной сети по продаже одежды, продуктов, бытовой техники. Кроме того, важно наличие парковок и удобных подъездных путей.
Конкуренции с маркетплейсами торговые комплексы пока не ощущают.
– Покупатели ходили и будут ходить в торговые комплексы. Я это объясняю тем, что большая часть людей – кинестетики: им нужно пощупать, померить, понюхать товар, чтобы убедиться в его качественности и получить без всякого ожидания, – отмечает Наталья Айтнякова. – Плюс многие маркетплейсы стали практиковать взимание платы за возврат вещи, в то время как в торговом комплексе можно вернуть практически любой товар.
Мнение экономиста: ТЦ не хватает общего подхода
– Вся торгово-развлекательная индустрия в Омске не работает как единое целое. Никто не знает о развлечениях и активностях на расстоянии двух километров. Например, в Новосибирске каждую неделю выходит проспект «Блюда сибирской кухни», где участвуют все рестораны. Эта информация распространяется по местам скопления людей, и гости приходят то за пельмешками, то за рыбкой, – привела пример эксперт. – Нужна коллаборация. Например, бутикам сотрудничать с театрами и при покупке вечернего платья давать билеты на спектакли. Мне кажется, у нас вообще работать сложно, потому что каждый сам по себе. А торгово-развлекательная сфера развивается тогда, когда есть здоровая конкуренция.
Кто из омских рантье «поймает волну»?
Несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку, в России, и в Омске в частности, наблюдается всплеск покупательской активности. Люди возвращаются в торговые комплексы, поскольку маркетплейсы не могут «закрыть» все их потребности. Уловившие этот тренд владельцы ТЦ смогли быстро перестроиться и теперь предлагают не только шопинг, но и досуг в целом.
Но не все умеют пользоваться этой ситуацией в полной мере и не спешат рекламировать свои «фишки», опасаясь конкуренции. Да и в целом этому рынку не хватает единства в борьбе за внимание и кошельки покупателей. Возможно, эта ситуация изменится в будущем и омские ТЦ дождутся возрождения отрасли.