А виновата ли промышленность?
на правах рекламы
08:18
-12 $ 103.79 +1.21
108.87 +1.45

А виновата ли промышленность?

от 12.10.21 в 17:26 версия для печати
А виновата ли промышленность?

Загрязнение воздуха, водоемов и почв. Люди часто винят в них промышленность. В особенности те ее отрасли, что занимаются переработкой углеводородов и минерального сырья. Неужели десятки лет технического прогресса не изменили ситуацию, а экологические проблемы только усугубились? Давайте разбираться.

Никогда не будут прежними

Современный этап развития нефтехимии и нефтепереработки отличается от времен зарождения отрасли. Рыночная экономика диктует свои правила. Производители сегодня не могут позволить себе беспечное расточительство ресурсов.

Предприятия переходят на полностью замкнутый цикл производства, чтобы образующиеся отходы максимально возвращались на переработку, а не превращались во вредные выбросы.

Московский НПЗ «Газпром нефти»» например, внедрил новые системы очистки сточных вод, благодаря чему в разы сократил использование речной воды, возвращая 75 процентов очищенных стоков обратно в производство.

Завод «Омский каучук» ГК «Титан» продолжает реализацию программы, направленной на ресурсосбережение. Недавно на предприятии была смонтирована схема, позволяющая возвращать в производство около 1000 тонн углеводородного сырья (изобутана) в год. Подобная схема была внедрена ранее на производстве пропилена.

Все под контролем

Цифровые технологии открыли новые возможности управления предприятием. Производственные процессы стали более «осязаемыми» для анализа и оптимизации.

«Цифра» помогает снижать риски аварий, потерь из-за человеческого фактора, затрат на сырье (в том числе энергоресурсы) и логистику. Таким образом снижается углеродный след предприятия. Цифровое моделирование применяют уже многие крупные нефтегазохимические компании, чтобы сократить затраты на ресурсы, увеличить эффективность труда и минимизировать ошибки. Большое внимание этому также уделяет, например, компания «ФосАгро».

Факел – символ безопасности

Горящий факел чаще всего пугает людей, живущих поблизости от химического производства. Но стоит ли его в действительности бояться?

Факельные системы – обязательный элемент инфраструктуры нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий. Их задача состоит в том, чтобы сжигать углеводородные смеси и не допускать их попадания в воздух.

Профессор Владимир Капустин в интервью журналу «Neftegaz.RU» так охарактеризовал работу факельных систем. Производственные процессы нефтепереработки и нефтехимии всегда происходят при достаточно больших давлениях. Когда давление превышает необходимое для конкретного процесса, его необходимо «стравить». Тогда в дело и вступает факел.

«Он выполняет роль предохранительного клапана, а также средства предотвращения попадания вредных веществ в атмосферу. Основным и наиболее заметным для глаз внешнего наблюдателя элементом факельной системы является факельный ствол с оголовком, на выходе из которого и происходит сжигание углеводородной смеси, в результате чего образуются, в основном, углекислый газ и вода, что абсолютно безопасно. Иногда мы видим, что появляется черный дым (за этим всегда тщательный контроль на предприятии) – это, как правило, продукты, не сгоревшие в факеле – по сути самая обыкновенная сажа, а сажа, как известно, это обычный углерод».

Совершенствование самих факельных установок идет непрерывно. На новых производствах устанавливаются более экологичные системы прогрессивного (бездымного) горения. Скажем, на строящемся этиленовом комплексе ЭП-600 ПАО «Нижнекамскнефтехим» проектом предусмотрены именно такие.

Климат и время

Климатические условия влияют на уровень накопления загрязняющих веществ в атмосфере. Штиль, слабый ветер или ветер неблагоприятного направления приводят к тому, что в воздухе ощущаются «запахи». Хотя нарушения нормативов промышленных выбросов может и не быть.

В соответствии с требованием законодательства производства обязаны снизить и снижают загрузку мощностей при объявлении неблагоприятных метеоусловий (штиля). И чем больше в году «плохих» с точки зрения метеорологии дней, тем чаще наблюдается высокая фоновая концентрация разнообразных соединений в воздухе.

Еще говорят, что «плохие» предприятия травят людей под покровом ночи. Спорное утверждение. Предприятия функционируют непрерывно, и выброс в пределах разрешенного объема происходит на строго определенных этапах производства, а не только ночью или только днем.

Экологические стандарты

Вопросы экологии прочно укрепились в мировой повестке. Европа вводит углеродный налог, а в России переходят на наилучшие доступные технологии, использование которых поможет снизить воздействие на экологию.

Процесс перехода официально стартовал в 2019 году, но и задолго до этого гиганты нефтехимической и нефтеперерабатывающей отрасли модернизировали свои производственные площадки, учитывая экологический фактор.

Например, на площадке завода «Омский каучук» прошла комплексная модернизация целого производства: на обновленных автоматизированных установках по выпуску фенола и ацетона применили современные методы очистки выбросов, а сырье для фенола и ацетона – кумол – совсем скоро получат по экологичной технологии – без стоков и со сниженным в 8 раз воздействием на атмосферу.

И еще пример – с 2008 года идет модернизация Омского НПЗ «Газпром нефти». Итогом длительного процесса должна стать более глубокая (97 процентов) переработка нефти, а также снижение нагрузки на природу. Завод, вслед за своим московским собратом, начал испытания новых биологических очистных сооружения «Биосфера», которые обеспечат практически замкнутый цикл использования воды.

Глаз да глаз

Статистика показывает, что тема экологической безопасности все более интересует россиян. Доступность информации в Интернете, с одной стороны, повысила грамотность людей, но, с другой, породила хаос.

Внимание общественности приковано к промышленности, как к главному губителю экологии. Оно же зачастую игнорирует другие факторы, которые влияют, скажем, на загрязнение воздуха.

Тот же автомобильный транспорт – источник оксида азота, который в атмосфере окисляется в диоксид азота, один из компонентов смога. Так 90 процентов всех загрязнений воздуха в Москве приходится на автомобили.

Схожая ситуация и в Омске, об экологических проблемах которого говорили на «Прямой линии» с Владимиром Путиным. Ко всему прочему приблизительно треть Омска – это частный сектор, который в осенне-зимний период отапливается печами.

Так что проблема загрязнения воздуха, в частности, и негативного воздействия на экологию в целом слишком сложна, чтобы допускать в ней обобщения. И дело не в «грязной» промышленности, транспорте или электростанциях на угле. Каждая территория, где люди страдают от неблагоприятной экологии, нуждается в конкретных решениях, которые для соседей могут быть и неприменимы.

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ