На Камерной сцене с аншлагом прошли премьерные показы спектакля в постановке главного режиссера театра Георгия Цхвиравы «Рубцов/Рыжий/Риф-МЫ».
Накануне на Камерной сцене Омской драмы премьерой спектакля «Рубцов/Рыжий/Риф-МЫ», заявленном в необычном жанре – поэзоконцерт, завершился 150-й театральный сезон. Это было логично и красиво, напомним, что открылся юбилейный сезон также «поэтическим» спектаклем-мюзиклом «Магнит. Омская история» о судьбе и творчестве Аркадия Кутилова.
Перед началом действа режиссер-постановщик, главреж театра Георгий Цхвирава вышел к зрителям, чего он обычно не делает, и предупредил, что им предстоит увидеть именно спектакль, а не концерт. Поэтому не надо хлопать после исполнения каждой композиции. Хотя такое желание однозначно появлялось, зрители сумели придержать аплодисменты до финала.
Стихотворения поэтов Николая Рубцова и Бориса Рыжего очень хорошо ложатся на музыку. Песни на стихи Рубцова знают все: «Букет» («Я буду долго гнать велосипед»), «Элегия» («Стукнул по карману – не звенит. Стукнул по-другому – не слыхать…»), «Душевная» («В комнате темно, в комнате беда…»). Песни на стихи Бориса Рыжего, которого стали «раскручивать» уже после его гибели в 2001 году, тоже давно поют, и существует целый сборник.
Но в спектакле Омской драмы музыка оригинальная, которую ранее никто не слышал, – композитора Ванечка (Оркестр приватного танца). Композитор с таким необычным псевдонимом известен тем, что его оркестр – это часто непрофессиональные музыканты, а драматические актеры. Они играют не только на гитарах, духовых инструментах, перкуссиях, но и на не всегда узнаваемых музыкальных инструментах. Потому что эти инструменты придумывает сам композитор, нередко они изготовлены из подручных средств. В результате получается совершено необычное звучание, иногда просто бьющее по нервам.
У композитора Ванечка (Оркестр приватного танца), естественно, свое музыкальное «прочтение» хорошо и не очень известных поэтических строк.
Стихотворения Николая Рубцова и Бориса Рыжего, поэтов, которые не совпали по времени, но по духу, пожалуй, у них много общего, причудливым образом переплели в единую концепцию. И получилось очень органично.
В спектакле заняты заслуженные артисты России Александр Гончарук и Олег Теплоухов, актеры Артем Ильин, Леонид Калмыков, Иван Курамов и Александр Соловьев. Они показали себя не только в роли музыкантов, но и вокалистов. И это вызвало восторг и шквал оваций у зрителей. А еще было понятно, что актеры получают огромное удовольствие от того, что они творят на сцене.
По реакции зрителей и первым откликам в группе театра в VK понятно, что спектакль «зашел».
«Актеры открылись для меня по-другому, ну а про музыкальное сопровождение я вообще молчу! Так все гармонично и красиво! Браво!»
«Спасибо за блистательный спектакль, за этот труд и высокий уровень мастерства. Спектакль – полифония чувств, звуков, стихов, слез, смеха и надежды! Этот фонтан стихов не просто потряс меня, зарядил, порадовал, вдохновил, сколько рифм, столько и оттенков чувств. Актерские работы – настоящие шедевры, спасибо за гармонию, суть, музыку и силу духа».
«Спектакль со вкусом пива, советского детства и одиночества – все это о премьере Омской драмы «Рубцов/Рыжий/Риф-МЫ».
«Не ожидала, что у Н. Рубцова и Б. Рыжего может быть что-то общее. А оказывается – есть! Это и извечная тоска поэта, непонятого и одинокого, и трагическая судьба (покажите мне поэта, в жизни которого не случилась трагедия!), и много чего еще, объединяющего настоящих поэтов!»«…Меня восхитило многообразие музыкальных инструментов, на которых играли актеры. То есть они не только выучили поэтический текст объемом на полтора часа непрерывной речи, но еще и сопроводили это разнообразными звуковыми вставками, песнями».
«Браво, Омский драматический! Буду с нетерпением ждать других поэтических экспериментов!», – пишут зрители.
И, кстати, поэтические эксперименты, которых ждет зритель, еще будут. По словам Георгия Цхиравы, его новая работа «Рубцов/Рыжий/Риф-МЫ» – часть цикла поэтических спектаклей, который открыла постановка «Блистательный Санкт-Петербург» (по стихам поэтов Серебряного века). И впереди – продолжение этого замечательного цикла.
Фото: Омский государственный академический театр драмы