Зайцы Vs валидаторы: кто будет царствовать в омских автобусах?
на правах рекламы
17:05
-6 $ 102.58 +1.9
107.43 +1.35

Зайцы Vs валидаторы: кто будет царствовать в омских автобусах?

от 17.08.22 в 19:48 версия для печати
Зайцы Vs валидаторы: кто будет царствовать в омских автобусах?

Жесткий дефицит кондукторов подтолкнул омские власти к покупке устройств для автоматической оплаты проезда. Но есть ли у них перспективы?

На прошлой неделе стало известно о том, что в Омске планируют закупить пилотную партию валидаторов – устройств для автоматической системы оплаты проезда в общественном транспорте. Такие устройства уже давно имеются в других, более крупных и развитых городах страны – Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Их жители уже привыкли к тому, что при посадке в транспорт нужно самостоятельно рассчитаться за проезд, приложив банковскую карту, карту льготника или электронный проездной к валидатору на поручне.

фото: en.wikivoyage.org

Валидаторы в Москве – обыденность, для Омска – диковинка 

В той же Москве сейчас вообще нет кондукторов, а зайцев отлавливают многочисленные контролеры. Иная ситуация в Омске. Контролеров всего 2-3 человека на весь город, а каждый третий муниципальный автобус ездит без кондуктора. Покупать билет у водителя спешат далеко не все пассажиры, и шансы напороться на контролера настолько минимальные, что все большее количество горожан ездит бесплатно.

Из-за чего в Омске развелись зайцы?

Острый дефицит кондукторов в Омске возник в период пандемии. Многие сотрудники тогда заболели (а подхватить ковид в переполненном автобусе проще простого), некоторые отказались работать. В итоге даже в больших автобусах в часы пик пассажирам приходилось покупать билет у водителя. Так происходит и сейчас.

Пассажиры вынуждены покупать билеты у водителей

– Очень много зайцев в тех автобусах, где нет кондукторов. Заходит 10 человек, а с водителем расплачиваются максимум 5. Остальные едут бесплатно, – говорит кондуктор 33-го автобуса Елена Черненко. – Водители про это знают, но ничего поделать не могут – у них график, за нарушение которого наказывают. Водитель же не пойдет по салону на каждой остановке проверять билеты у пассажиров.

Слова кондуктора подтверждает водитель муниципального автобуса Алексей Геннадьевич, работающий на 78-м маршруте.

– Пассажиры расслабились, так как нет контролеров в городе. Мы уже замучились из-за оплаты проезда. Приходится работать за себя и за кондуктора. Это очень неудобно, – говорит водитель.

Полностью укомплектованы кондукторами лишь троллейбусы и трамваи. Автобусное ПП № 8 испытывает жесткий дефицит этих работников. Зарплата скромная – менее 25 тысяч в месяц. Вставать нужно в 4 утра, а работать порой до 10 часов вечера. Плюс постоянные конфликты с пассажирами, жесткий контроль со стороны начальства, работа и в жару, и в холод. В общем, минусов хоть отбавляй, вот и не стоит очередь из желающих обилечивать омичей. Решить проблему чиновники департамента транспорта попробовали инновационным путем – внедрением валидаторов.

Фото: IBA Group

Бескондукторная система

В качестве эксперимента для Омска хотят закупить партию из 20 валидаторов. Дептранс хотят посмотреть, как горожане на это отреагируют и какой будет выручка в автобусах без кондукторов. 

– Тестируется бескондукторная система. В автобусе будет три валидатора: два терминала на поручнях в салоне и один у водителя для тех пассажиров, которые расплачиваются наличными. Если валидаторы покажут себя хорошо, то будем еще их приобретать, – сообщил корреспонденту РИА «Омск-информ» директор МП «Пассажирсервис» Алексей Иванов. – Пока не известны ни маршруты, где будут валидаторы, ни класс автобусов.

По словам руководителя «Пассажирсервиса», стоимость одного валидатора составляет около 15-16 тыс. рублей. С одной стороны, терминалы окупятся за пару месяцев. С другой, придется резко увеличить штат контролеров. Иначе никто не будет прикладывать карты к устройству.

Если эксперимент окажется удачным, его начнут масштабировать по городу, увеличивая количество автобусов без кондукторов. Впрочем, водители, которые уже сейчас работают в «полувалидарном» формате, уверены, что ждать их появления в автобусах придется еще долго.

– Давно уже говорят про валидаторы, но дело одними разговорами и ограничивается. Я не верю, что они появятся, – отмечает водитель 78-го автобуса. – У нас руководство консервативно к разного рода ноу-хау. Им проще, чтобы водитель собирал деньги.

В отличие от Алексея Геннадьевича, некоторые его коллеги-водители муниципального транспорта не хотели бы появления валидаторов. Они приноровились работать без кондукторов и даже придумали, как получить дополнительный заработок.

Безнал – парку, наличные – себе

По Омску ежедневно курсирует около 80–90 муниципальных маршруток-«Луидоров». Кондукторов в них никогда не было и, очевидно, не будет. Деньги с пассажиров собирают сами водители – как и в частных маршрутках. Им выгодно, чтобы пассажиры платили наличкой... им в карман.

omsktransport_@mah_g1

– Докуда едете? – спрашивает пассажира, расплачивающегося наличными, водитель.

Если пассажир выходит через 2-3 остановки, то водитель не выдает ему билет, а деньги в буквальном смысле слова кладет к себе в карман. Если же пассажир едет далеко, то водитель скрепя сердце пробивает билет. Деньги приходится класть в ячейку для выручки.

omskinform.ru

Естественно, эта категория водителей не восторге от планов по внедрению валидаторов.

– А как тогда кормить семью? – вопрошает сотрудник муниципального ПП № 8. – Мы в Старом Кировске живем, трое детей. У нас все водители «луидоров» так делают. Не хочу никаких валидаторов!

У водителей 8-го парка есть чат в WhatsApp, где они обмениваются информацией о контролерах. Если те на линии, всем пассажирам пробивают билеты. Нет контролеров – вся наличная выручка оседает в кармане водителя. Просто и выгодно. Зачем водителю валидатор? При его наличии больше пассажиров будут расплачиваться картами, а в карман водителя попадет меньше монет.

«Омску нужно полностью переходить на безналичную систему оплаты»

Президент СРО «Омские перевозчики» Николай Артемьев выступает не только за валидаторы, но и в целом за полный переход на безналичную систему оплаты в городе. По мнению перевозчика, в городе нужно создать удобную систему по продаже электронных проездных, сделав ее универсальной – чтобы одной картой можно было расплатиться и в автобусе, и в электричке, и в маршрутке, которая едет в область.

omskinform.ru
– Закупить несколько штук валидаторов – это не принципиально. Принципиально ввести в Омске совершенно иную оплату проезда, чтобы была транспортная карта. Нужно исключить «хождение» наличных денег по автобусу, к кондуктору или водителю, тем самым исключить на этом фоне злоупотребления. Мы давно говорим о внедрении единой системы проезда в Омской области. Я 100 % за безналичную оплату проезда в автобусах. Это современно, удобно, открывает массу возможностей. Были предложения по внедрению, но пока ничего не сделано. Участники «Омского транспортного союза» полностью за безналичную оплату проезда. Благодаря ей бюджет получит колоссальные деньги, которые сейчас проходят мимо, оседают у водителей и кондукторов, – говорит перевозчик.

Omskinform.ru

У горожан должна быть возможность купить единую транспортную карту как в киоске, так и онлайн – на сайте, считает Артемьев. Забрать ее можно будет в пунктах выдачи. Жители сельских районов, приезжающие в город, смогут купить такой электронный проездной в киосках, которые нужно установить возле ж/д и автовокзала.

– Нужно, чтобы у омичей была возможность купить транспортную карту в киосках, на сайте. И чтобы человек рассчитывался в автобусе не наличными деньгами, а той транспортной картой, которую он приобрел ранее. Это современные системы, которые экономят время пассажиров и время перевозчиков. Не нужно использовать много людей, нанимать кондукторов. Экономия времени и денег – что может быть важнее? – рассуждает бизнесмен.

Городить огород, выдумывая собственную систему, по мнению Артемьева, не нужно. Стоит воспользоваться уже готовыми решениями.

– Все современные системы оплаты представлены тремя вейдерами: это «Сибирская корона», «Тройка» и «Подорожник». Даже ничего придумывать не надо. Это позволит также сформировать маршрутную сеть, проследить, когда, сколько и куда ехали омичи, – перечисляет плюсы внедрения безналичной системы президент «Омского транспортного союза».

Отметим, что разговоры о переходе на полностью безналичную систему оплаты проезда в общественном транспорте велись в горсовете в прошлом году. Но в этой системе власти усмотрели нарушение прав потребителей. По закону любой человек имеет право рассчитаться наличными при безналичной системе оплаты. То есть у безнала должна быть альтернатива. На этом все и заглохло.

Когда омичи привыкнут к валидаторам?

Что касается единой транспортной карты, то по факту она оказалась обычной банковской картой с функцией проездного. Большой популярностью единая карта омича не пользуется: к ноу-хау горожане привыкают долго. Вот и валидаторы не «зайдут», уверена кондуктор 20-го маршрута Елена.

– А вы знаете, сколько стоит обслуживание этих валидаторов? 50 тысяч в месяц! За такие деньги кондуктора нанять можно. Поверьте, я все знаю про валидаторы. Не «зайдут» они в Омске. Особенно у частных перевозчиков. Это ж нам придется нанимать контролеров, иначе зайцы заполонят город. А руководство и так на всем экономит. Овчинка выделки не стоит, проще сохранить все как есть, – считает кондуктор.

По словам женщины, пассажиры не поймут, как пользоваться валидаторами, в транспорте начнется неразбериха.

Опрошенные РИА «Омск-информ» пассажиры по-разному оценивают перспективу оплачивать проезд самостоятельно.

– Как это без кондуктора оплачивать проезд? А если этот валидатор зависнет? И что делать? Нет, лучше уж чтобы живой человек был в салоне! – говорит пассажирка, представившаяся Олесей Ягубченко.

Руслан, несколько лет назад переехавший из Омска в Москву, наоборот, не видит ничего удивительного в новой системе оплаты проезда.

– В Москве все привыкли к валидаторам. Приезжаешь в Омск, а здесь у вас колхоз! Кондуктор еле передвигается по переполненному салону. Это все очень неприятно, – говорит мужчина.

На внедрение новой системы потребуется время, соглашаются частные перевозчики.

– Я за нововведение, поддерживаю его. Но как будет проходить процесс обучения наших пассажиров... Нужно, чтобы в городе было не 2 или 4 контролера, а значительно больше. Тогда мы эффективно начнем реализовывать систему. Не будет контроля – не будет и толка от валидаторов. На мой взгляд, нужно запускать систему параллельно: покупать валидаторы и увеличивать число контролеров, – говорит известный перевозчик Андрей Бондаренко.

Бизнесмен уверен, что омичей придется обучать обращению с валидаторами.

– Валидаторы – это перспективно. Но прежде нужно обучить пассажиров, которые бы в одну дверь входили, в другую выходили, – отмечает Бондаренко. – Если рассматривать другие регионы, Москву ту же, там уже давно стоят валидаторы. Жители знают, что если они зашли в автобус, то нужно рассчитаться за проезд.

Его коллега Анатолий Войтенко приводит еще один довод в пользу валидаторов: с каждым годом все меньшее число омичей расплачиваются наличными. Плюс в городе огромное количество льготников, оплачивающих проезд картами, выданными областным Минтруда.

– Очень много льготников. И наличка в городе уже исчезла – все рассчитываются безналом, – говорит перевозчик Анатолий Войтенко. С учетом валидаторов водители будут меньше отвлекаться от дороги. Конечно, определенные сложности в этом вопросе есть. А так посмотрим.

Что в итоге?

Скорее всего, если в Омске и начнется внедрение валидаторов, то пока только в муниципальном транспорте. Это вызвано большим дефицитом кондукторов. Среди частных перевозчиков интерес к ноу-хау проявляют лишь самые крупные бизнесмены, у которых в автобусах есть кондукторы. Работающие десятилетиями без кондукторов маршрутки вряд ли в ближайшем будущем оснастят приборами для оплаты проезда. Частники просто не пойдут на дополнительные затраты.

К тому же в ближайшее время в рамках внедрения новой маршрутной сети департамент транспорта планирует убрать большинство маршруток на окраины города. Вряд ли туда будут часто заглядывать контролеры. А раз их нет, то и валидаторы ни к чему.

В муниципальных же автобусах эти терминалы быстро окупятся и оправдают себя только в одном случае – если в городе будет много контролеров. Работающих с 6 утра до 10 вечера. Чтобы вероятность «напороться» на проверку билета у пассажира была одинаковой и ранним утром, и поздним вечером. Тогда все будут расплачиваться за проезд через эти устройства. Привыкли же омичи платить за покупки через кассы самообслуживания в супермаркетах. В автобусах будет то же самое.

Сергей Энквист

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ