Почему Омск каждую зиму задыхается от смога?
на правах рекламы
06:43
-6 $ 100.68 +0.46
106.08 +0.27

Почему Омск каждую зиму задыхается от смога?

от 08.12.22 в 19:11 версия для печати
Почему Омск каждую зиму задыхается от смога?

Как только устанавливается штиль, город накрывает мгла с запахом гари, бензина и прочих выбросов. Когда омичи будут дышать чистым воздухом?

Этой зимой Омск периодически накрывает плотным удушающим смогом, из-за которого невозможно проветрить квартиру или просто вздохнуть полной грудью на улице. Дым видно невооруженным глазом – город скрыт в иссиня-белой мгле. В воздухе отчетливо чувствуется запах гари, бензина и прочих химических выбросов. По данным Минприроды, 4 декабря на улице Перелета было зафиксировано содержание в воздухе сероводорода 1,2 ПДК, оксида азота 1,3 ПДК и диоксида азота 1,8 ПДК.

omskinform.ru

И такая ситуация повторяется в Омске уже не первую зиму. При этом город является участником проекта «Чистый воздух» и к 2024 году должен снизить объем выбросов в атмосферу на 20 %. Пока же все наоборот: дышать в Омске становится не легче, а все труднее.

О снижении выбросов власти говорят на каждой презентации новых «газовых» автобусов. Только вот что могут противопоставить эти автобусы тысячам дымящих труб, дым из которых не рассеивается из-за неблагоприятных метеоусловий? 

Что такое режим НМУ и чем он опасен для омичей?

Так называемый режим неблагоприятных метеоусловий для рассеивания вредных примесей в атмосферном воздухе (НМУ) объявляется чуть ли не каждую неделю и порой висит по несколько суток подряд. Как пояснил директор природоохранных программ Общероссийской экологической организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов, зимний штиль стал нормой для сибирских городов из-за изменения климата.

omskinform.ru

– Для нормального человека неблагоприятные метеоусловия – это дождь и ветер, а для выбросов – это штиль и застой воздуха у поверхности земли. Холодная «крышка» не дает воздуху подниматься наверх, и он скапливается у земли. К сожалению, эта ситуация в Сибири наблюдается все чаще и чаще. Все чаще застаиваются антициклоны, меняется климат. Такой застой воздуха в течение зимы может наблюдаться до 60 суток, – говорит Пукалов.

По словам эксперта, в Омске ситуация с зимними выбросами еще не самая сложная. К примеру, в Красноярске режим НМУ (он же режим «черного неба») за осенне-зимний период объявляется более 100 дней, в Омске – около 60. В такие «нехорошие дни» люди вынуждены дышать едкой смесью вреднейших для организма веществ. Они скапливаются у поверхности земли из-за неподвижного воздуха.

– Для простого человека кажется, что уголь, который жгут жители частного сектора, – не такое опасное вещество. На самом же деле при сгорании угля выделяется сажа. Она попадает в легкие, из них в кровь. Это очень плохо для здоровья. Плюс уголь – это угарный газ (СО) и бензопирен, который образуется при сжигании этого топлива. А бензопирен – это опаснейшее вещество, способное вызывать онкозаболевания, – отметил эколог.

ГУ МЧС России по Омской области

По словам Романа Пукалова, многие экоактивисты ошибочно считают ТЭЦ главным источником выбросов в зимний период. На самом деле это не так – ТЭЦ благодаря очень высоким трубам (до 250 метров) осуществляют выбросы над застоем воздуха в городе, и их дым рассеивается. Верхняя граница скапливающегося в Омске смога находится ниже выбросов ТЭЦ. Поэтому основной вклад в образование едкого дыма вносят небольшие угольные котельные, различные предприятия и многочисленный частный сектор, занимающий едва ли не половину территории города.

Частный сектор всеми силами пытаются перевести на газ, но он продолжает дымить

Каждую зиму дым от печей частного сектора накрывает целые кварталы. От этого тяжело дышать даже там, где частного сектора почти нет, в том числе в самом центре Омска. В воздухе стоит отчетливый запах гари, будто в округе горят тысячи костров.

Несколько лет назад глава регионального Минприроды Илья Лобов выразил удивление, что омичи, живущие в частном секторе, топят свои дома покрышками или галошами, заявив, что все эти дома нужно срочно перевести на газ. Или же просто снести.

– У нас частный сектор прямо чадит. Эти печки топят то ли галошами, то ли шинами. Черный дым. Мы не можем запретить топить печи в городе. Частный сектор нужно сносить и переводить дома на газ, – говорил Лобов, комментируя проблему выбросов в Омске.

Когда город входил в программу догазификации, планы по переводу домов на природный газ были озвучены глобальные. В частности, в 2022 году на газификацию частного сектора по программе «Чистый воздух» Омска из федерального бюджета выделили 500 млн. По программе догазификации на голубое топливо переведут 2283 дома. Как сообщили в мэрии, на данный момент заключено 1497 договоров на догазификацию, газ подведен до 575 участков. 

Работа по газификации частного в рамках проекта «Чистый воздух» идет не очень хорошо. На данный момент на газ перевели лишь 94 дома. Эксперт в сфере ЖКХ, бывший глава областной Госжилинспекции Александр Бурых отмечает, что далеко не все дома в городе возможно перевести на газ.

omskinform.ru
– Не любой дом в частном секторе можно газифицировать. Если он уже врос в землю, если там нет помещений, где можно разместить котел, то такой дом не газифицируешь. К тому же, как правило, нужно делать два проекта газификации в доме, – говорит Александр Бурых.

По словам эксперта, ошибочно считать, что в Омске весь частный сектор отапливается дровами и углем.

– Я не могу говорить за весь город, но в Центральном округе до 70 % частного сектора уже газифицировано. Думаю, в других округах такая же ситуация. Из оставшихся 30 % домов, имеющих печное отопление, есть довольно большая доля брошенных строений, где никто не живет. Плюс к частному сектору у нас относят объекты, не являющиеся домами, – это магазины, СТО, бани, построенные в частном секторе. Как правило, они газифицированы, – перечисляет Бурых.

Раньше газификация частного сектора в Омске тормозилась непомерной стоимостью подключения голубого топлива. Сейчас все изменилось – у омичей есть возможность провести газ фактически бесплатно до своего участка, а внутреннюю разводку сделать по проекту «Чистый воздух».

– Раньше газификация обходилась очень накладно, поэтому шла не очень активно, сейчас есть программа «Чистый воздух» Минприроды, которая позволяет полностью бесплатно газифицировать жилье. До 212 тысяч можно получить на работы по газификации дома. Надо просто грамотную работу здесь организовать. Перевод на газ – это все реализуемо, – отметил Бурых.

«Частный сектор – не главный загрязнитель воздуха в Омске»

Эколог, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев уверен в том, что частный сектор – не главный загрязнитель воздуха в городе. Куда больший вклад в загрязнение атмосферы и образование смога вносят транспорт и промышленные предприятия.

omskinform.ru
– Я живу в районе, где частного сектора мало. Я не считаю, что эти выбросы идут в основном от частного сектора и его печей. И перевод частного сектора на газ – не панацея. Переведут частный сектор на газ – повысится окись азота. А его у нас и так много. То же самое с автобусами: нам говорят, мол, давайте купим 100 автобусов и решим проблему выбросов. Не решит это проблему! – считает Костарев.

По его словам, несколько лет назад в Омске проводили исследования воздуха, но Минприроды результаты этих исследований так и не опубликовало. Эколог не понимает, почему данные скрываются от омичей?

– Есть исследования воздуха в Омске, которые Минприроды скрывает от омичей уже три года, о том, что доля частного сектора в объеме выбросов – это 10–20 %. А все остальное – это транспорт и выбросы предприятий. Нужно спросить у Лобова в лоб: почему вы не публикуете данные исследований воздуха, проведенные питерцами? Что вы скрываете? – недоумевает профессор.

Так как никто не знает реальных объемов выбросов в Омске, то и обязательное требование в виде снижения предприятиями выбросов в условиях «черного неба» в городе фактически не работает.

фото: Омск ВК

Смог в Омске наблюдается каждую зиму 

– Главное – нужно провести реальные исследования выбросов в городе. Те исследования, что сейчас проводятся на стационарных постах, – им доверия нет, это все для галочки, для отчетов в Москву делается. Нужно провести нормальные исследования и уже на их основании ограничивать выбросы предприятий. Сейчас заявленные параметры не соответствуют действительности. Естественно, что весь этот смог и гарь – не из-за штиля. Потому что если бы у нас был чистый воздух, то никакой штиль бы ему не повредил. И, к слову, на наших химических заводах у сотрудников есть индивидуальные средства защиты и там молоко за вредность дают. А нам что в Омске дают за вредность? Ничего! Только очередные выбросы и вырубку деревьев, – заявил Костарев.

Есть ли выход из ситуации?

Понятно, что частный сектор как-никак, но газифицировать нужно. Все-таки дым от сжигания природного газа и дым от сжигания дров, угля или, не дай бог, покрышек – это две большие разницы.

Как оказалось, при газификации частного сектора в городах Сибири появилась еще одна проблема, о которой рассказал представитель «Зеленого патруля» Роман Пукалов. Угольщики тормозят газификацию частного сектора в городах Сибири, так как боятся потерять крупный рынок сбыта топлива, особенно на фоне западных санкций.

Роман Давыдов

Многие омичи по-прежнему отапливают свои жилища дровами 

В Омске тормозят газификацию частных домов и сами газовики, которые до недавнего времени брали с горожан деньги за бесплатную догазификацию. Возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, в котором фигурантами стали руководители компаний «Межоблгаз» и «Юза-инвест».

Не решен и вопрос с газификацией садоводческих товариществ, где, по словам эксперта Александра Бурых, круглогодично проживает все больше и больше омичей. Программа догазификации в СНТ не действует.

Переводят на газ и общественный транспорт Омска, закупая новые экологичные автобусы. Это, безусловно, улучшит экологию, сократит выбросы, но также очень незначительно. Ведь сколько у нас в Омске автобусов? Максимум 450 единиц выходят ежедневно на маршруты. А сколько остального транспорта, в том числе и большегрузных машин, работающих на солярке? Десятки тысяч! Так что вклад общественного транспорта в снижение объема выбросов если и будет, то очень незначительный. 

В итоге борьба с выбросами, и особенно в период НМУ, все чаще в Омске напоминает имитацию бурной деятельности, ведь за скобками остаются главные отравители атмосферы в городе – многочисленные промышленные предприятия, небольшие заводы, локальные котельные, которые все еще работают на угле и не снижают объемы выбросов во время штиля. Вернее, они могут говорить, что снизили выбросы, но им остается только верить на слово – этот факт никак нельзя проверить.

55.fskn.gov.ru

– На промышленных предприятиях нужно устанавливать на трубы датчики автоматического контроля. Насколько я знаю, в Омске такие датчики установил только ОНПЗ. И в период НМУ предприятия обязаны снижать выбросы. Что делают предприятия, у которых таких датчиков нет? Они заявляют, что снизили выбросы, а это никак нельзя проверить, потому что датчиков нет. А на самом деле работают в прежнем режиме и продолжают осуществлять выбросы в прежнем объеме, – говорит Роман Пукалов.

После многочисленных жалоб омичей на смог региональное Минприроды приняло решение о смене формата информирования омичей о выбросах. Теперь это будет выглядеть следующим образом.

– В новом формате будут отображены данные о качестве атмосферного воздуха со всех округов города Омска, о неблагоприятных метеоусловий и прогноз на загрязнение атмосферного воздуха на ближайшие сутки, а также погода на день. Кроме того, будут указаны загрязняющие вещества в случае обнаружения превышения предельно допустимой концентрации в округе, где они были обнаружены, – сообщили в ведомстве.

Данные будут публиковаться на сайте Минприроды, а также на видеоэкранах города.

Но для того, чтобы омичам стало легче дышать, мало просто изменить формат информирования населения. Прежде всего необходимо:

  1. Провести независимое, объективное и открытое исследование качества воздуха в Омске – горожане имеют право знать, чем дышат.
  2. Оборудовать все контролируемые предприятия, а их около 150, приборами учета выбросов на трубах.
  3. Тщательно следить за тем, чтобы в период НМУ эти предприятия снижали выбросы.
  4. Продолжать как газификацию частного сектора, так и его реновацию, ведь никуда не годится, когда отапливаемые «резиной и галошами» лачуги находятся чуть ли не в центре города.
  5. Завершить замену дизельных автобусов на автобусы, работающие на газомоторном топливе. Это позволит хоть незначительно, но сократить выбросы от автотранспорта.
  6. Убрать из города все котельные, работающие на угле, а таких еще немало.
  7. Проработать сложный вопрос газификации СНТ.

Но пока у власти, и прежде всего Минприроды, не будет желания или стимула проводить эту работу, ничего не изменится. Может, пришло время менять этот подход? 

Сергей Энквист 

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ