Предприниматели с опаской оценивают перспективы жизни в новой «антиковидной» системе и прогнозируют масштабные убытки. Но выбора пока нет.
С 4 ноября в Омской области существенно расширяется спектр применения QR-кодов – теперь они нужны для прохода в торговые центры, заведения общепита, парикмахерские и салоны красоты. Это решение можно считать компромиссным, учитывая, что Роспотребнадзор предлагал закрыть ТЦ и общепит до конца нерабочих дней, а с 8-го числа ввести коды. Ранее они, напомним, были внедрены в учреждениях культуры, спорта и в гостиницах.
Такого локдауна бизнесу региона удалось избежать, но очевидно, что потери от введения QR-кодов будут существенными: уровень вакцинации в Омске и области оставляет желать лучшего, а коды вводятся явно надолго. Обозреватель РИА «Омск-информ» выяснил у бизнесменов, попавших под этот «каток», как им перспектива жизни с QR-кодами.
Парикмахерские: не готовы морально
Совладелица сети японских парикмахерских «Чио-Чио» Анна Скрипник пока не очень представляет, как будет работать эта система на протяжении продолжительного количества времени. Предприниматель предрекла передел на рынке индустрии красоты.
– Естественно, это негативно отразится на количестве посетителей и выручке, – заявила Анна Скрипник. – Думаю, что чем дольше станет работать новая система, тем больше будут процветать коррупция и услуги подпольных салонов красоты. Предполагаю, что грядет новый передел рынка, как это случилось в прошлую пандемию. Со временем такие меры приведут к поголовной вакцинации. Но наш бизнес, безусловно, пострадает.
Продолжая мысль коллеги, основательница и руководительница сети студий красоты «Монро», центра обучения «Монро School» Марина Власова уже подсчитала убытки от введения QR-кодов. И призналась, что не была готова морально к новым ограничениям.
– Физически мы были готовы к использованию в работе QR-кодов, а морально – нет. Наши сотрудники привиты. Если же говорить о технической стороне вопроса, то мы понимали: скоро новую систему пропуска клиентов введут и у нас. Фактически сверка QR-кода с паспортными данными не займет больше одной минуты, никаких специальных считывающих устройств не нужно, – говорит Марина Власова. – Но что касается клиентской базы, то мы ждем потери до 50 % наших гостей. Соответственно, вполовину уменьшится выручка наших парикмахерских. Это станет критичным для нашего бизнеса. Мы пока не знаем, какой процент наших клиентов не придет с введением QR-кодов. Это самое печальное. Но надеемся, что большинство омичей все же привьются и клиенты вернутся к нам.
ТЦ: трафик упадет
Управляющая ТЦ Festival City Елена Леонова в целом позитивно смотрит на жизнь в «кодированной» системе. Однако уверена, что нагрузка на торговые комплексы возрастет, а количество посетителей уменьшится.
– Мы сейчас занимаемся техническими вопросами: оснащаем охранников, которые будут стоять во входных группах, определенными программами со считывателями QR-кодов, информируем арендаторов о новых требованиях. Конечно, новые меры отразятся на нашем бизнесе не в лучшую сторону, но надеемся, что это приведет к улучшению ситуации с пандемией и к сознательному отношению к вакцинации. Надеемся, что это не превратится в какой-то фарс. Потому что нагрузка на торговые комплексы увеличится. Но это не так страшно. Основной момент – прогнозируем падение трафика. Скоро новогодние праздники, а использование QR-кодов негативно отразится на настроении покупателей и арендаторов, – считает она.
Предприниматель убеждена, что со временем процент вакцинированных омичей вырастет, и ситуация с пандемией улучшится.
– Мы завтра откроемся и будем приятно удивлены, если к нам в торговый центр хлынет прежний поток покупателей. Но сомневаюсь. Если человек не привился, то его и не заставишь это делать, – добавила предприниматель.
В свою очередь, директор ТЦ «Миллениум», руководитель кинотеатров «Первомайский» и «Слава» Дмитрий Савельев призвал подождать и увидеть работу QR-кодов в действии.
– Если коротко, то поток клиентов снизится. Не придут противники вакцинации. По кинотеатрам, где эта мера введена с 30 октября, у нас пошло уменьшение на 40 %. Что касается торговых комплексов, то пока не известно. Особых расходов на отработку новой системы мы не понесем. Но людей станет меньше. Кто-то откажется предъявлять QR-код, кто-то откажется делать прививку. Как это скажется в абсолютных цифрах, станет понятно после 2–3 дней работы, – подчеркнул Дмитрий Савельев.
Рестораны и кафе: уйдут 70 % посетителей
Представители общепита делают не самые оптимистичные предположения: ресторанный бизнес и так не слишком востребован в Омске, где покупательская способность ниже среднего, а система QR-кодов может его добить.
– У нас привиты всего 35 % омичей. Соответственно, QR-коды ударят по ресторанному бизнесу. Особенно введенные на длительный период, – говорит совладелец сети пиццерий «ПИЦЦОТ» Антон Назаренко. – Во всех регионах, где вводилась эта система, происходило падение посетителей на 50 %. Не знаю, как это будет работать у нас. Мы надеемся на лучшее, но…у нас нет выбора. Мы будем стараться уменьшать издержки и продолжать радовать наших гостей качеством, – высказался предприниматель.
– В других городах произошло падение продаж на 70 %. Вот и считайте. Омск ждет то же самое, – мрачно заметил он.
С ресторатором согласна совладелица кафе «Монплезир», бара «Бамбуши» Татьяна Семикина.
– Можно было и не вводить QR-коды. Это неэффективная мера. Горожане ездят на автобусах, ходят по магазинам, у нас в ресторанах и так не было битком набито, – подчеркнула она. – Мы соблюдаем меры безопасности. Измеряем температуру гостям, 80 % персонала у нас привито. Мы сделали все, а нам вводят новые ограничения. За первые два дня «ковидных» выходных у нас произошел громадный спад посещаемости, порядка 40 %. Люди сами не идут – это первое. Второе – СМИ подогревают нездоровое отношение к пандемии, никак не способствуя хождению омичей по ресторанам.omskinform.ru
Обеспокоен ситуацией учредитель винного бара и магазина «Одно вино», директор по развитию холдинга RS-project Максим Борцов. Он усмотрел много «темных мест» и конфликтных ситуаций в новых ограничениях.
– Сейчас мы активно изучаем опыт других городов и внимательно читаем постановление, так как есть некоторые непонятные моменты, обязательно ли не пускать людей от дверей? Где гости будут ждать заказ навынос? На улице стоит стабильный минус, и как-то очень странно заставлять людей ожидать на улице, – говорит бизнесмен. – Конечно, мы очень обеспокоены, что будет с оттоком гостей. Надеемся, что наши посетители все-таки в большинстве своем привиты. Но уверены, что наши сотрудники первыми на себе ощутят все недовольство этими мерами. И разрешать все несправедливые ситуации тоже придется нам, а не сотрудникам Роспотребнадзора.
По словам предпринимателя, у рестораторов ноябрь всегда самый плохой месяц по выручкам, и новые ограничения, конечно, принесут еще больше убытков.
– Не хочется даже загадывать, насколько долго могут продержаться подобные меры. Самое ужасное, если все эти запреты не ускорят вакцинацию. Будем изучать меры поддержки бизнеса, потому что без этого нам просто не выжить, – резюмировал предприниматель.
Выводы
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что бизнес, безусловно, понесет убытки от введения QR-кодов. По разным оценкам, рестораны, ТЦ и парикмахерские потеряют от 40 до 70 % выручки.
В индустрии красоты наши эксперты прогнозируют передел рынка в пользу нелегальных услуг. Как это было в первые волны пандемии. Входы в торговые комплексы теперь предстоит оборонять от непривитых граждан. Ресторанный бизнес «просядет» сильнее всех, потому что в Омске культура питания в общественных местах в принципе не слишком развита. Более того, обвал посещаемости уже произошел в первые дни «ковидных» выходных.
Предприниматели осознают, что не все омичи согласятся поставить вакцину от коронавируса. Однако надеются на сознательность горожан и их желание пользоваться качественными услугами.