Любители русской классики с восторгом восприняли новую работу известного режиссера Александра Кузина, который раскрыл нам некоторые секреты. 16+
В Омской драме состоялась премьера спектакля «Свадьба Кречинского» по пьесе Александра Сухово-Кобылина. Это четвертая работа на сцене Омского академического театра драмы известного педагога, режиссера-постановщика, народного артиста России Александра Кузина. Нам удалось поговорить с ним, а также задать пару вопросов исполнителю главной роли Руслану Шапорину.
Александр Кузин рассказал, что весь процесс подготовки спектакля занял 2,5 месяца, это считается нормальным сроком по европейским меркам. Режиссер признался, что принял предложение Омского драматического театра поставить «Свадьбу Кречинского», потому что сразу понял, кто сыграет главную роль.
– У меня были другие мысли по поводу сотрудничества с Омской драмой, но мне предложили именно эту пьесу, и я согласился, потому что есть исполнитель, который может играть Кречинского. Это Руслан Шапорин, – говорит режиссер. – Мне приятно, что Руслан мне полностью доверяет. Как бы неожиданно это ни выглядело, он вместе со мной «бухается» в неизвестность и в ней существует. Для меня эта пьеса новая, я ее раньше нигде не ставил. Руслан тоже давно не играл такого рода ролей, я понимаю, как ему трудно, но не услышал от него ни одного слова возражения.
По словам режиссера, пьеса прекрасно расходится и по другим артистам труппы, которых он знает очень хорошо по предыдущим работам. Уточним, что Александр Кузин работает с артистами Омской драмы на протяжении 10 лет. Ранее он ставил спектакли «На всякого мудреца довольно простоты» (2011 год), «Сирано де Бержерак» (2013), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2018).
– Для того чтобы замахиваться на подобного рода затеи, для таких пьес, как «Свадьба Кречинского», нужна собственная труппа: выращенная, воспитанная. Но я почувствовал, что это может быть точное попадание. Это случайность. Он счастливый, но это случай. Мне в этой труппе комфортно, потому что с артистами мы разговариваем на одном языке. Такое редко бывает. Понимаем друг друга без слов, – признается Кузин.
Руслан Шапорин согласился, что с режиссером установился контакт на таком уровне, когда не успеваешь договорить, а уже все понятно.
– Работа над спектаклем шла в любви, в каком-то взаимопонимании и вдохновении… – Шапорин рассказал и о своем отношении к герою. – Конечно, он нравится даже тем, чем должен не нравиться, актер – адвокат своего героя, а как иначе? Я его оправдываю как актер, но не как человек.
У Александра Кузина несколько иное впечатление от работы.
– Не скажу, что было одно сплошное вдохновение, иногда это такой трудный и нудный процесс освоения, постижения. Я вижу, как он движется, как рождается у артистов. Мне важно, чтобы это не я насадил, заставил, приказал, а чтобы то, о чем мы с артистом договорились, он это у себя родил. Мне очень важен момент, когда в артисте рождается смысл.
Хотелось бы подчеркнуть, что Александр Кузин поставил пьесу Сухово-Кобылина, не изменив ни слова, так же как ранее он сделал на сцене Омской драмы с произведением Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Этот тоже очень красивый спектакль, к слову, пользуется огромным успехом у зрителей уже четвертый сезон.
Насколько же «Свадьба Кречинского», написанная во второй половине 19 века, современна сегодня? Почему ее можно показывать, не добавляя каких-либо аллюзий из настоящего?
– «Свадьба Кречинского» – это архисовременное произведение, – уверен Кузин. – Мы не стремились осовременивать стилистику, потому что уже накушались всей этой дешевой современностью, это так скучно и неинтересно. Когда мы попадаем в мир настоящей красоты театра, где великолепные костюмы, декорации, то это оказывается таким современным. Красота! А еще этот невероятный русский язык, который мы все давно забыли!
С тем, что творчество Сухово-Кобылина актуально, согласен и Руслан Шапорин.
– Конечно, классика всегда современна, если это действительно классика, которая рассматривает человеческие взаимоотношения, а они же вечные. На сегодня эта тема – вырвавшихся модных людей, желающих быть среди бомонда, – звучит очень актуально, даже если теперь не платьями мерятся, так блогами, кто круче. Ну и тема игры тоже очень современна.
Александр Кузин рассказал и о своей давней мечте – поставить завершающую трилогию Сухово-Кобылина пьесу «Смерть Тарелкина». Хотя вся целиком трилогия, на его взгляд, прекрасна.
– Все три пьесы (вторая из трилогии «Дело» – РИА «Омск-информ») просто фантастические, ведь за всю жизнь Сухово-Кобылин написал только эти произведения. Я люблю этот театр, этих артистов, наша любовь взаимна, и я надеюсь, если все будет в порядке, наши встречи еще состоятся.
...Новый спектакль Александра Кузина получился очень ярким, красочным, с великолепными костюмами и декорациями. Отдельное спасибо необходимо сказать членам творческой группы, которую режиссер привез в Омск: Андрею Климову (сценография и костюмы), композитору Василию Тонковидову и художнику по свету Денису Солнцеву.
Добавим, что премьера совпала с введением пропуска в учреждения культуры по QR-кодам. В Омской драме оперативно к этому подготовились, никаких дополнительных очередей на входе не создавалось, оборудование сработало без сбоев.
Ольга Ложникова
Фото: предоставлены Омским академическим театром драмы