Обратная сторона «дровяного» бизнеса: в Омской области, похоже, закончились леса
на правах рекламы
04:24
-14 $ 108.01 +2.95
113.09 +2.6

Обратная сторона «дровяного» бизнеса: в Омской области, похоже, закончились леса

от 04.10.21 в 18:19 версия для печати
Обратная сторона «дровяного» бизнеса: в Омской области, похоже, закончились леса

Частные лесозаготовители бьют тревогу – в регионе наблюдается дефицит леса для обогрева домов. Ситуация тревожная в преддверии зимы.

Кто «подмочил» березы и осины?

Недавняя публикация РИА «Омск-информ» о дефиците дров в Колосовском районе области получила продолжение. В редакцию обратилась частный лесозаготовитель из села Красный Яр Любинского района Наталья Брюханова. Она рассказала о проблеме, с которой предприниматели этой сферы столкнулись в нынешнем году: глобальный дефицит леса для заготовки дров.

Женщина вместе с мужем занимается заготовкой дров с 1998 года. Для ее семьи это не бизнес, а, скорее, общее дело, которое сначала существовало для обогрева собственного дома и жилья односельчан. А затем переросло в работу, которая приносит небольшой, но стабильный доход.

По словам владелицы лесозаготовки, сейчас под вырубку дают лишь участки с так называемой вымочкой (ослабленные и усыхающие участки леса из-за переувлажненной почвы). Она образовалась из-за того, что в регионе была уничтожена мелиорация, системы осушения и увлажнения почвы нарушены, и теперь леса буквально гниют. «Бракованные» участки предоставляют частникам и жителям сельских районов для заготовки дров. Но мокрый лес не горит, соответственно – не способен обогреть дом. Отрасль лесозаготовки находится под угрозой.

– В перестроечные времена была уничтожена система мелиорации земель, началось заболачивание Омской области, испорчены тысячи гектаров  сухого леса. Все эти насаждения теперь надо убирать. А государству это дорого, – говорит Наталья Брюханова. – Лесхозы выделяют лесозаготовителям вымочку, но эта древесина не имеет никакого отношения к дровам, тепла не дает. Мы же должны это собрать за коммерческую цену. В итоге теперь мы работаем только для поддержания штанов. Это не бизнес.

Неприбыльный бизнес и гиперспрос на дрова

Как отмечает сельчанка, лесхозы в сложившейся ситуации не виноваты – это государственная политика. К вырубке леса для заготовки дров вообще предъявляются чересчур жесткие требования. Нельзя, к примеру, сваливать деревья, на которых сохраняется хотя бы один зеленый лист. Зеленое насаждение, упавшее от удара молнии, тоже нельзя пилить – чревато штрафами. Из-за всех этих ограничений лесозаготовка перестала приносить доход.

55.мвд.рф

– У нас по закону разрешается заготавливать валежник. Но сухие прутья тоже не горят. Теперь представьте: простой человек должен потратиться на топливо для машины, чтобы насобирать по одной палке по всему лесу. Можно заготавливать камыш. Да это издевательство! Многие мужики, занимавшиеся заготовкой леса, сейчас побросали дело – стыдно людям в глаза смотреть. А старики и многодетные, у которых нет средств на установку газового отопления, вынуждены топить печи вымочкой, – негодует Брюханова.

При этом стоимость дров неуклонно растет из-за повышенного спроса и дефицита леса. В прошлом году у Натальи и ее мужа 6 кубометров дров стоили 7 тыс. рублей. Теперь один куб продают за 3,5 тысячи. Но и при таких ценах сохраняется дефицит. 

omskinform.ru

– У нас увеличилось число заказов, люди плачут: дети мерзнут, топить печи нечем. А мы ничем не можем помочь. Почему приезжают лесопатологи из Новосибирска, а не наши лесхозы? Почему у нас нет своих специалистов? Лес-то восстанавливается. Раньше высаживали елочки в теплицах, сейчас этого ничего не осталось. Да и лесхозам даются деляны с вымочками, и потом эти дрова продают, – заявила лесозаготовитель.

При этом сами супруги последний раз заготавливали дрова весной – осенью им уже не выделили места под вырубку. По признанию Натальи Брюхановой, рубить не дают, пока лес не сгниет. Заготовка становится невыгодной.

– Мы тратимся на покупку деляны, на бензин, на технику. На руках у нас остается небольшая сумма. А если нам дадут негодный лес, зачем нам платить такие деньги? Такая ситуация с лесом везде: в Саргатке, в Любино, в Тюкале. Это происходит по всем районам, потому что нас загоняют на вымокшие деляны, – сетует жительница Любинского района. – Люди тоже уже ученые, нас сами спрашивают: «А это не вымочка?». Такое дерево не будет сохнуть даже на солнце, оно сгниет.

Дефицит леса при высоком спросе на дрова приводит лишь к росту цен. Как поделился с нами лесозаготовитель из Тюкалинского района, представившийся Николаем, частники распродали этот вид топлива и не нуждаются в новых покупателях.

– И не звоните. Дрова распродаются очень быстро. Иные же ждут, когда они станут «золотыми». Они придерживают товар, чтобы затем продать его втридорога, – рассказал мужчина. 

Обратитесь в лесничество

В Главном управлении лесного хозяйства Омской области косвенно признали наличие проблемы, пояснив, что на территории Любинского района рубка леса запрещена – это защитная зона. Заготовить дрова на реализацию можно тремя способами.

– Вырубка лесов на территории Любинского района сейчас запрещена, – защитная зона. По законодательству это запрещено. Получить древесину для дальнейшей реализации предприниматели могут тремя способами: выиграв аукцион самостоятельно, заключив договор с теми, кто уже выиграл аукцион. Либо обратиться в специализированное автономное учреждение Омской области – лесхоз. Но, обращаясь в лесхоз, нужно понимать, что данное учреждение может предоставить только участки с поврежденной или погибшей древесиной, полученные ими в рамках государственного задания, – уточнили в ведомстве.

По данным управления, лесистость на территории Омской области неравномерная: если в северных районах лесом покрыто до 67 % площади, то в южных эта цифра составляет от 0,3 % до 12 %, причем часть лесных насаждений относится к полезащитным полосам. Все леса в южных районах являются ценным ресурсом, за исключением погибших и поврежденных, поэтому не могут подвергаться рубкам в промышленных масштабах. И заготовка здесь ведется только в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий.

Ждите следующего года

Исполняющий обязанности начальника Колосовского лесхоза Омской области Рустам Апиисов признал дефицит леса под вырубку, уточнив, что предоставление древесины населению – не основная функция лесхозов. По законодательству лесхозы занимаются защитой, воспроизводством и тушением лесов. Урегулирование вопросов поставки топлива – полномочия властей. Становится понятным, что вопрос недостатка древесины под растопку печей не решен. 

– Снабжение населения любым топливом – функция органов местного самоуправления. Областные власти уже обращались в Федеральное агентство лесного хозяйства РФ с инициативой внести изменения в законодательство и упростить процедуру назначения санитарно-оздоровительных мероприятий. Но ответ получен отрицательный. Еще один момент – специфика нашего региона такова, что на севере сосредоточены эксплуатационные леса, а на юге и в центре – защитные, запрещенные к вырубке. В итоге на юге древесины не хватает, а на севере осваивается всего 40 % от выделенного объема лесных участков. В министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Омской области в прошлом году прорабатывался вопрос о поставке дровяной древесины с севера на юг региона. Однако решения нет до сих пор, – обрисовал ситуацию специалист. 

Что касается конкретно Колосовского района, то тут проблема та же, что и в Любинском районе, – лес закончился, а потребности жителей в дровах остаются. 

– Да, действительно, возможности лесхоза в этом году уже исчерпаны. Делян не осталось. 17 тысяч кубометров Колосовский лесхоз в этом году реализовал населению. Вымочки в последние годы стало много, раньше февраля такие деревья пилить нельзя. Дрова появятся только на следующий год. Жители в основном хотят, чтобы им привезли готовые дрова. Но это не наша основная обязанность, – добавил исполняющий обязанности начальника Колосовского лесхоза.

Вывод

Проблема дефицита леса действительно существует. В большей степени она обостряется из-за больших участков непригодной для топки печей древесины. Решить вопрос можно только с помощью внесения изменений в федеральное законодательство. Но для этого нужно время, а его у мерзнущих жителей Омской области уже нет – вот-вот в регионе установятся минусовые температуры.

А пока получается, что Управление лесного хозяйства Омской области отправляет за дровами в лесхозы, лесничества и к частникам, лесничества – к региональным властям, власти же апеллируют к федеральному законодательству. Нехитрый круг замкнулся, а что делать людям с холодными печами – неизвестно. 

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ