Муниципальные ярмарки официально закрыли, но они живут и здравствуют, ведь в этой сфере крутятся поистине гигантские «серые» деньги.
omskinform.ru |
В Омске минувшей осенью «по-тихому» закрыли муниципальные ярмарки, массово появившиеся в городе в 2020–2022 годах. Информации о закрытии ярмарок не было ни в СМИ, ни на сайте мэрии. Между тем, как оказалось, подобный формат торговли если не процветал, то приносил немалые барыши его бенефициарам.
Но, как оказалось, несмотря официальное закрытие, муниципальные ярмарки де-факто так и не прекратили свою работу и функционируют по сей день. Выяснились и другие любопытные, даже скандальные подробности работы подобных торговых объектов в Омске. Очевидно, что если бы «силовики» здесь как следует «копнули», то, возможно, они могли бы выполнить годовой план по уголовным делам экономической направленности. Но обо всем по порядку.
Крыша в прямом и переносном смысле
Решение об организации муниципальных ярмарок было принято в апреле 2020 года. Руководителем МУП «Муниципальные рынки» в то время был Александр Алгазин. Изначально предполагалось организовать 31 ярмарку, позже это количество было увеличено еще на девять. Первые муниципальные ярмарки были организованы в том же 2020 году по адресу 21-я Амурская, 39 (микрорайон Амур-2) и Маяковского, 50 (сразу за остановкой «Степная»). В 2021–2022 годах ярмарки в городе появлялись как грибы – всего было организовано почти три десятка подобных мест торговли. До плановой цифры в 40 штук, впрочем, так и не дотянули.
omskinform.ru |
По внешнему виду муниципальные ярмарки практически ничем не отличались от ТОКов – те же серые павильоны, выполненные в едином дизайне. Правда, у некоторых ярмарок появилась крыша (в прямом смысле слова) – над павильонами сделали навесы. Была ли у ярмарок «крыша» в переносном смысле слова – остается только догадываться. Но некоторые факты на это указывают.
Как следует из отчета Контрольно-счетной палаты Омска, МУП «Муниципальные рынки» в 2020–2023 годах сдавало торговые площади на муниципальных ярмарках посредникам по цене в 112 рублей за «квадрат». Среди них – 8 юрлиц (в том числе ООО «АСМ-Маркет», ООО «Гермес», ООО «Лайт», ООО «Диалог» и др.), а также 5 ИП, в числе которых – ИП Гааг А.Е., ИП Жуматаев С.К., ИП Ткаченко С.Ю. и др.
Как выяснили аудиторы КСП, ООО и ИП ритейлом не занимались, а сдавали арендованные у «Муниципальных рынков» площади на ярмарках в субаренду уже непосредственно торговцам. По какой цене – достоверно не известно, но факт остается фактом: за аренду киоска площадью 10 «квадратов» на ярмарке у остановки «Кинотеатр «Космос» у обозревателя РИА «Омск-информ», представившегося предпринимателем, потребовали уже 25 тыс. рублей в месяц, или 2500 рублей за «квадрат».
Omskinform.ru |
Получается очень выгодный бизнес: арендуешь у «рынков» «квадрат» под киоском за 112 рублей, а сдаешь место в киоске за 2500. Конечно, нужно еще приобрести сам киоск, который стоит 400–500 тысяч. Но факт остается фактом: по оценкам КСП, от одной только ярмарки в Амуре-2 городской бюджет мог бы получить более 3 млн рублей за год, а на деле из-за низкой арендной платы получил лишь 376 тысяч. Очевидно, что без высокого «покровительства» такая схема вряд ли бы сработала в миллионном городе. К слову, за организацию муниципальных ярмарок, как и «теплых остановок», в свое время активно ратовал теперь уже экс-вице-мэр Омска, а ныне вице-губернатор Олег Заремба.
Юридические метаморфозы Очкина
В сентябре 2023 года новоиспеченный директор МУП «Муниципальные рынки» Илья Очкин подписал приказ № 128 о прекращении работы муниципальных ярмарок. Согласно документу, с 30 сентября закрывались 20 действовавших на момент подписания документа городских ярмарок. Пункт 2 этого приказа предусматривал освобождение земельных участков в границах муниципальных ярмарок от всех торговых объектов. Всех торговцев до 15 сентября нужно было уведомить о том, что до конца сентября они должны освободить территорию ярмарок.
|
Но затем произошло необъяснимое: уже 29 сентября Илья Очкин вносит изменения в свой же приказ № 128 и отменяет в нем пункт № 2 – то есть обязанность торговцев освободить территорию. При этом требование о прекращении работы ярмарок сохраняется. Но его никто не спешит выполнять – торговые ряды работают и даже ищут себе новых арендаторов. Почему? Вопрос открытый, но очевидно, что там, где много денег, закон зачастую в Омске можно трактовать по-разному.
«Закрытые» ярмарки продолжают работать
Так почему работают вроде бы закрытые 2,5 месяца назад ярмарки? Директор МУП «Муниципальные рынки» Илья Очкин, подписавший приказ о закрытии городских ярмарок, общаться со СМИ не захотел.
|
– Все вопросы в департамент имущественных отношений, я ничего комментировать не буду, – ответил на вопрос обозревателя РИА «Омск-информ» о казусе с ярмарками Очкин.
В пресс-службе мэрии признали, что торговля в закрытых муниципальных ярмарках осуществляется, но незаконно. А причинами юридического закрытия муниципальных ярмарок в горадминистрации назвали в том числе негативные публикации в СМИ.
– В связи с экономической неэффективностью, негативными публикациями в СМИ и обращениями граждан по вопросу неудовлетворительной организации торговли департаментом имущественных отношений было отозвано свое согласие на организацию предприятием городских ярмарок. Деятельность ярмарок прекращена 30 сентября. Участникам ярмарок направлены соответствующие уведомления о расторжении договоров, – сообщили в мэрии, не уточнив при этом, почему владельцев киосков не обязали освободить территорию ярмарок.
В настоящее время чиновники департамента контроля ищут тех, кто продолжает торговать на территории бывших муниципальных ярмарок. Хотя найти таких торговцев, перешедших в разряд нелегальных, проще простого – достаточно посетить любую как бы «закрытую» муниципальную ярмарку.
Продают черную икру и трусы
Справедливости рады, на территории теперь уже бывших ярмарок работают не все торговые точки – процентов 50–60. Особенно активная нелегальная торговля развернулась на «закрытой» муниципальной ярмарке у остановки «Кинотеатр «Космос». Здесь работают павильоны как под навесом, так и отдельно стоящие. В них торгуют всем чем угодно – от рыбы до женских трусов, от сотовых телефонов до туалетной бумаги.
omskinform.ru |
Продавцы вообще не в курсе, кто кому платит за аренду и, в принципе, в каком формате они работают – муниципальной ярмарки или простого рынка. О том, что они работают нелегально, продавцы даже не догадываются.
– Нам вообще без разницы. Главное – чтобы было где торговать и были покупатели. А муниципальная эта ярмарка или нет – меня вообще не волнует, – говорит продавец женского белья Надежда.
То же самое можно увидеть и на де-юре закрытой муниципальной ярмарке возле остановки «Степная». Здесь даже вывеску «Муниципальная ярмарка» над навесом не убрали. Правда, работающих торговых точек в этом месте намного меньше, чем у «Космоса». Но все равно в 50 % ларьков торговля осуществляется. Ни о каком закрытии нелегальной ярмарки даже речи не идет.
omskinform.ru |
То же самое можно увидеть и на муниципальной ярмарке, расположенной на Красном Пути сразу за остановкой «Улица Рабиновича». Несмотря на то что, по бумагам, она закрыта, здесь также осуществляется активная торговля. И торговцев никто не наказывает.
– Подходите, покупайте икру. Черная, красная, астраханская¸ камчатская, на любой вкус! Всего 300 рублей банка, – зазывает продавец на «закрытой» ярмарке.
Услышав вопрос о том, что ярмарка де-юре закрыта, а торговля на ней де-факто незаконна, женщина отмахнулась.
– У нас все законно. Ты лучше икру покупай и не задавай лишних вопросов. А то чем девушку на Новый год будешь угощать? – заявила омичка.
Двойные «ярмарочные» стандарты
Интересно, что вокруг этой муниципальной ярмарки, расположенной на пешеходной части улицы Яковлева, ранее разгорелся скандал. Чтобы избавиться от расположенных там ларьков и организовать муниципальную ярмарку, мэрия в 2021 году, когда городом руководила Оксана Фадина, исключила этот участок из схемы размещения НТО, объяснив это тем, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1508, дескать, находится в полосе отвода дороги. А ставить киоски здесь нельзя. По этой причине с территории вынесли почти все киоски, в том числе и киоск предпринимателя Ирины Бобошко – супруги омского бизнесмена Алексея Бобошко, торгующего печатной продукцией.
omskinform.ru |
Как только «неугодные» киоски были снесены, чиновники мэрии заявили, что никакой дороги в том месте нет и киоски можно установить вновь. Так за остановкой «Улица Рабиновича» появилась муниципальная ярмарка – с уже новыми владельцами киосков, которые сдавали торговые площади в субаренду по описанной выше схеме.
Догадываемся о бенефициарах
Сам Алексей Бобошко говорит о том, что норму, запрещавшую организовывать ярмарки в полосе отвода дорог, отменили несколько лет назад. Предприниматель даже знает того, кто принял это решение. После этого торговые киоски появились везде, где только угодно – словно грибы после дождя.
omskinform.ru |
– На каком основании это было сделано? Остается только догадываться. У нас и сначала были догадки, что это делается в интересах определенных лиц, а после этого решения уже на 99 % стало понятно, что так оно и есть. Мы не утверждаем, но можем с большой долей догадываться, что все эти ярмарки контролируются двумя лицами – одним известным депутатом Заксобрания и аффилированным с ним бизнесменом. И многие предприниматели знать не знают, кто бенефициары этих киосков, – говорит Бобошко.
По словам предпринимателя, в истории с «закрытыми, но работающими» муниципальными ярмарками вопросов куда больше, чем ответов. Так, существует региональное постановление о работе этих торговых точек, по нему ярмарки – это временный формат торговли. В Омске же они работали в формате 16 на 7 (по 16 часов 7 дней в неделю). К тому же ярмарка предполагает наличие продавцов товаров, которые являются собственниками этих товаров, – ремесленников, фермеров, владельцев пасек и т. д, а не перекупщиков и субарендаторов, как получилось в городе.
Алексей Бобошко подтверждает, что все места на муниципальных ярмарках контролировались субарендаторами. Только через них можно было «встать» в киоск.
omskinform.ru |
– Я сам лично подавал заявление на то, чтобы «встать» на ярмарку по адресу: 10 лет Октября 109 (остановка 6-я Линия). В МУП «Муниципальные рынки» мне сказали, что свободных мест на этой ярмарке нет. Хотя там же был и телефон сторонней организации, по которому можно было позвонить и спокойно разместиться на этой ярмарке. Это был телефон субарендатора. Такого муниципальные ярмарки точно не предполагают, – говорит Бобошко. – Я перед экс-мэром Оксаной Фадиной вопрос по этой ярмарке задавал, чтобы предприниматели могли поставить там киоски и сохранить рабочие места. Но Оксана Николаевна отреагировала совсем не так, как хотелось нам. Тематикой НТО также активно занимался тогдашний вице-мэр Олег Заремба.
По словам омского предпринимателя, организаторы муниципальных ярмарок допустили еще одну стратегическую ошибку, поставив на каждой из них по 30–40 киосков. Поскольку на ярмарках нет столько людей, то и выручка в каждом из киосков была минимальной. Как говорится, жадность фраера сгубила.
omskinform.ru |
– В итоге выручка «размазывалась» между этими киосками, и они балансировали на грани рентабельности или вовсе были убыточными. И через 3 месяца эти киоски закрывались. На их место на 2-3 месяца приходил другой предприниматель. Кому это было выгодно? Никому, кроме этих субарендаторов. Это если не афера, то очень сомнительная серая конструкция, здесь явно что-то нечисто, – говорит Бобошко.
Предприниматель посетовал, что если бы его киоск признали незаконным, то мэрия бы его сразу же снесла. А в случае с муниципальными ярмарками незаконные киоски не просто стоят, а работают уже 4-й месяц, и никто их не трогает. Явно это неспроста!
Омичам все равно, у кого покупать
Как уверяют в мэрии, снести незаконные киоски на муниципальных ярмарках не получается из-за их большого количества и долгих юридических процедур. То есть город сначала породил такой формат торговли, а теперь сам же не может «расправиться» с ним. Парадокс!
omskinform.ru |
Здесь не лишним будет сейчас вспомнить период 2018–2019 годов, когда без лишних разговоров в Омске с остановок и других мест убирали киоски, не подпадавшие под новые требования к ТОКам и не соответствовавшие их дизайн-коду. Тогда чиновникам никто не мешал расправляться с ларьками, а «крестовый поход» против неугодных киосков возглавлял лично вице-мэр Олег Заремба, требовавший избавить Омск от этих «позорных строений». Нынче в мэрии, видимо, нет чиновника, лично материально заинтересованного в ликвидации ларьков. Поэтому и результат нулевой. Судя по всему, пока на всю эту ситуацию не обратят внимание силовики, ничего с места не сдвинется. Между тем, по некоторым данным, уже после Нового года муниципальные ярмарки будут переименованы в «Городские торговые ряды» и продолжат свою работу, как и прежде. Посредникам-арендаторам нужно же на чем-то зарабатывать.
Конечно, многие читатели справедливо заметят, что все эти торговые ряды удобны для жителей Омска, зачем настаивать на их сносе? Ведь люди привыкли закупаться там. И им все равно, кто торгует на этих ярмарках. Главное, чтобы продукты были свежими и цены более-менее низкими.
Безусловно, идея с муниципальными ярмарками хорошая. Но все должно быть по закону, без двойных стандартов, когда одним можно тогровать из нелегального киоска, а другим нельзя, когда в систему встроены посредники, получающие гигантскую прибыль просто из воздуха. Поэтому муниципальные ярмарки должны в Омске функционировать, но места там нужно предоставлять преимущественно производителям продукции, а не перекупщикам или субарендаторам. Тогда и цены на товары будут ниже, и сами омичи почувствуют еще большую пользу от такого формата ритейла. Но кто-то должен взяться за наведение порядка в этой сфере.