Депутаты напомнили главе омского Минимущества о принципах справедливости
на правах рекламы
07:19
-6 $ 100.68 +0.46
106.08 +0.27

Депутаты напомнили главе омского Минимущества о принципах справедливости

от 15.09.23 в 12:45 версия для печати
Депутаты напомнили главе омского Минимущества о принципах справедливости

Парламентарии указали на неравноценность замены положенных многодетным семьям земельных участков незначительными денежными выплатами.

В Законодательном собрании Омской области прошли первые после парламентских каникул заседания профильных комитетов. Особо длительной и бурной вышла дискуссия в комитете по собственности, который кроме вопросов трансформации системы управления областным имущественным комплексом рассматривал несколько направлений деятельности Министерства имущественных отношений Омской области.

Компромиссы на пользу дела

На старте заседания комитет рассмотрел законопроект о внесении изменений в закон «Об управлении и распоряжении собственностью Омской области», представленный министром имущественных отношений Евгением Козловым. Он пояснил, что изменения необходимы для введения в хозяйственный оборот объектов недвижимости, требующих ремонта и модернизации. Для арендаторов такого рода имущества будут устанавливаться льготные ставки арендной платы.

В итоговый документ министерство внесло высказанные ранее предложения комитета по собственности, поэтому на очередном слушании законопроект был комитетом поддержан и рекомендован к рассмотрению Заксобранием.

Также относительно гладко прошло рассмотрение законопроекта «Об учете государственного имущества и ведении реестра государственного имущества Омской области». В основу документа легли предложения рабочей группы комитета, в состав которой кроме членов парламентского комитета по собственности вошли представители нескольких областных министерств, Главного государственно-правового управления Омской области и правового управления ЗС.

– Мы предлагаем устранить недочеты действующего регионального законодательства, в котором нет четкого перечня того, что именно является объектами учета. Как результат, в специализированных реестрах Омской области не учитывается значительный пул имущества, например, те же культурные ценности: живопись, скульптура, другие музейные предметы и коллекции. Это же относится к участкам недр, водным ресурсам и прочим природным объектам, – объяснил необходимость принятия нового закона руководитель рабочей группы Антон Берендеев.

Соглашаясь с недостатками действующей системы учета, министерство имущественных отношений тем не менее изначально настаивало на собственном варианте решения проблемы, прописав его в альтернативном законопроекте. В итоге длительных согласований ряд предложений министерства действительно был включен в депутатский законопроект, и уже в таком компромиссном виде документ был одобрен комитетом по собственности.

Можно ли решить демографическую проблему деньгами?

По-настоящему жесткую полемику вызвал в комитете доклад главы Минимущества о реализации дорожной карты по предоставлению земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), предусмотренное Земельным кодексом РФ. Министр сообщил, что по состоянию на 1 августа 2023 года на территории Омской области зарегистрировано 32 316 многодетных семей, из них в городе Омске – 13 139. Количество же необеспеченных земельными участками многодетных семей составляет 8521, из них в городе Омске – 6199. Обеспечить же всех нуждающихся участками не получится в виду дефицита земель.

– С учетом сложившейся ситуации с недостаточным количеством земельных участков, в феврале 2023 года был принят закон Омской области, предусматривающий установление альтернативной меры социальной поддержки многодетных семей в виде денежной выплаты. Право лиц на предоставление денежной выплаты удостоверяется именным документом – сертификатом на предоставление за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, установленных на текущий финансовый год, денежной выплаты в размере 173 592 рубля, – сообщил Евгений Козлов.

Он добавил, что решение о денежных выплатах направлено прежде всего на решение жилищного вопроса многодетными семьями из числа горожан. Дело в том, что основная очередность сложилась именно в Омске, поскольку на территории города нет свободных земель. От тех же участков, которые администрация все же изыскивает, льготники почему-то отказываются.

Причины отказа доходчиво объяснил председатель комитета по собственности Игорь Зуга:

– Из вашего же отчета видно, что из 819 земельных участков, планируемых к предоставлению под ИЖС, линиями электропередачи оснащены всего 420 участков, водопроводом – 35, водоотведением – 38, газоснабжением – 39 участков. Многодетные семьи будут иметь сложности по обеспечению подведения инженерных коммуникаций к своему потенциальному жилью. Именно поэтому они, возможно, предпочтут сейчас взять хоть какие-то деньги по принципу «хоть что-то лучше, чем ничего». Но разве это государственный подход к решению демографической проблемы, актуальной для Омской области?

Вместо расширения программы компенсационных выплат, которое анонсировал Козлов, Игорь Зуга предложил направить бюджетные средства на формирование комплекса участков под ИЖС и обеспечение их соответствующей инфраструктурой.

– Да, это затраты, но затраты хотя бы обоснованные. А так на деньги, которые вы сегодня предлагаете многодетным семьям в качестве компенсации положенного им бесплатного земельного участка, ничего приличного под застройку они приобрести не смогут, а значит, не смогут и улучшить свои жилищные условия, – резюмировал Игорь Зуга.

– Знаю не понаслышке, что в Омске достаточно земли для обеспечения всех очередников-льготников. Просто надо депутатам вместе с мэром садиться и смотреть, что наделали архитекторы с генпланом города. Как так получается, что под многоэтажную застройку земля легко находится, да еще и бесплатно раздается иногородним компаниям? Это сотни миллионов рублей, недополученных в бюджет, и это никого не смущает. Создайте тогда такие же технические условия на участках под ИЖС, это будет хотя бы справедливо, – поддержал председателя комитета по собственности депутат Валерий Кокорин.

В итоге народные избранники доклад главы Минимущества приняли к сведению, а дальнейшее обсуждение самого вопроса о предоставлении бесплатных земельных участков многодетным семьям решили продолжить на другом заседании, возможно совместно с комитетом Омского городского совета по муниципальной собственности.

Кадастр всему голова

Как оказалось, почетный строитель России, член комитета Заксобрания по законодательству и местному самоуправлению и комитета по финансовой и бюджетной политике Валерий Кокорин пришел на заседание комитета по собственности не случайно. Он обратил внимание коллег-депутатов на недостатки методики по определению стоимости региональных объектов недвижимости, которыми руководствуется Омский центр кадастровой оценки и технической документации. Это бюджетное учреждение является подведомственной структурой регионального Минимущества, с которым в последнее время наиболее плотно работает парламентский комитет по собственности.

– Кадастровая оценка зданий, жилых и нежилых помещений, объектов незавершенного строительства и гаражей сегодня лежит в основе налогообложения. Но в Омской области эта оценка производится в ущерб отдельным предприятиям, организациям, владельцам и арендаторам земли и недвижимости. В результате завышения стоимости квадратных метров площадей они вынуждены платить в бюджет суммы, которые заметно больше, чем в соседних регионах. Такая несправедливость негативно сказывается на деловой активности, ведет к оттоку субъектов малого и среднего предпринимательства, – заявил Кокорин.

В подтверждение своих слов он привел данные о стоимости площадей однотипных объектов в различных субъектах Федерации. Выяснялось, например, что стоимость одного квадратного метра магазина сети «Метро» в Омске составляет 5012 рублей, в Новосибирске он стоит уже 2209 рублей, в Кемерове – 2494, в Тюмени – 3400, в Красноярске – 3354 рубля.

Особое внимание депутат обратил на многочисленность ошибок, которые допустили специалисты Омского центра кадастровой оценки. Так, при определении стоимости квартир в Омском районе было допущено 20 % ошибок, по гаражам – 17 %, коммерческих объектов – 27 %. Такие цифры содержатся в отчете самого центра. По мнению Валерия Кокорина, одна из главных причин ошибок в том, что при определении кадастровой стоимости используется крайне малое количество ценовых зон: три при оценке жилья, четыре при оценке промышленных и коммерческих объектов.

– Такое крупное зонирование в городе-миллионнике приводит просто к абсурдным ситуациям. Например, кадастровая стоимость квадратного метра жилья в доме № 3 на улице 70 лет Октября составляла 45 344 рубля (данные за 2021 год), и квадратный метр в соседнем доме № 6 был оценен в сравнимую сумму – 41 834 рубля. Вроде все правильно, дома ведь находятся в одной ценовой зоне. Вот только первый дом 2020 года постройки, а второй 1986 года. Тем не менее жители панельки, которая давно нуждается в капремонте, платят за жилье такие же деньги, как и в новостройке, – критиковал методику кадастровой оценки депутат Кокорин. – Как минимум это несправедливо!

Свое выступление он завершил просьбой дать принципиальную оценку деятельности Омского центра кадастровой оценки и технической документации, поставив этому учреждению депутатский «неуд».

Рассмотрев обращение Валерия Кокорина, члены парламентского комитета по собственности решили, что к данному вопросу необходимо вернуться в феврале 2024 года, проанализировать недостатки методики о государственной кадастровой оценке, правильность ее применения.

– Мы работаем в плоскости законодательных изменений и осуществляем контроль за правильностью применения законодательных актов, наверняка основная проблема в этом – необходимо поменять подход к оценке, увеличить число ценовых зон, но и, конечно, устранить неточности в предварительных результатах проведенной в 2023 году государственной кадастровой оценки, – резюмировал председатель комитета Игорь Зуга.

Кроме того, уверен председатель комитета, не менее важно – выполнить мероприятия по выявлению правообладателей тех 420 тысяч земельных участков, которые могли бы пополнить налогооблагаемую базу региона кратно.

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ