Рынок такси может снова поделиться на «бомбил» и легальные таксопарки. Представители отрасли говорят и о других серьезных проблемах.
omskinform.ru |
С 1 сентября текущего года в Омске, как и в целом по России, может произойти «революция такси». Именно в этот день вступит в силу принятый в самом конце 2022 года Федеральный закон № 580 «Об организации перевозки пассажиров и багажа легковым такси», или, как его часто называют, закон «О такси». Этот нормативный акт включает в себя большое число нововведений, которые коснутся каждого из сотен тысяч таксистов по всей стране.
В чем суть изменений?
Новый закон предусматривает три формы работы водителей. Это трудовой договор, регистрация ИП и самозанятость. Причем самозанятым придется подписывать трудовой договор со службами такси. То есть теперь просто взять и подключиться к агрегатору такси (например, «Яндексу») водителю, как физлицу, не получится. Кроме этого, всем водителям нужно будет получать специальное разрешение. Его после 1 сентября будет выдавать региональный Минтранс. Делаться это будет бесплатно.
omskinform.ru |
Второе важное нововведение заключается в том, что всем таксистам, как самозанятым и ИП, так и нанятым по трудовому договору, придется покупать ОСАГО для перевозчиков. А оно в разы дороже, чем страховка для обычной машины.
Другие нововведения предусматривают запрет на работу для водителей, имеющих более трех штрафов за нарушение ПДД, а также водителей с неснятой или непогашенной судимостью. Также повышается ответственность служб заказа такси в части ответственности перед пассажирами.
Полная информация о водителях, их машинах, а также данные о службах заказа такси будут храниться в трех реестрах, которые планируется объединить в единую государственную информационную систему «Такси». Как пояснили РИА «Омск-информ» в региональном Минтрансе, пока такая система не создана. Появится ли она к 1 сентября – тоже большой вопрос. Но водителей, которые привыкли 2-3 часа в день подрабатывать извозом, пугает совсем не это.
«Смысла работать в такси теперь не будет»
Больше всего таксистов, уже давно привыкших работать через агрегаторы, страшит нюанс, связанный необходимостью оформления дорогого ОСАГО. Если сейчас страховка для обычного авто обходится в 5–10 тыс. рублей в год, в зависимости от машины и аккуратности водителя, то ОСАГО для перевозчиков стоит уже несколько десятков тысяч.
pixabay |
– Я подрабатываю в такси в основном по вечерам после работы – с 7 до 10 вечера. Заработок есть, но он небольшой. Как мне сказали, теперь, чтобы работать через «Яндекс», нужно будет покупать страховку, которая стоит около 30–40 тысяч. С такой стоимостью мне 3–4 месяца только на страховку работать придется. Смысла совершенно нет, – говорит омич Владимир, подрабатывающий в такси уже 5 лет.
Мужчина уверен, что после вступления в силу поправок в Омске резко вырастет число «бомбил». Легально работать в новых условиях смогут процентов 20–30 таксистов, для которых извоз – постоянная работа. Остальные уйдут в тень.
– Ладно, я и самозанятым оформлюсь – в этом проблемы нет. Судимости, штрафов у меня тоже нет – не проблема. И разрешение получу. Но главное, это страховка. В ней вся загвоздка, – повторяет водитель.
«Омские таксисты выйдут из тени»
В региональном Минтрансе, который регулирует деятельность такси, придерживаются другой точки зрения. Как сообщили в ведомстве, по состоянию на середину августа в Омской области легально работали 1697 водителей такси. Ежедневно все новые таксисты получают разрешения на перевозки, то есть выходят из тени. В Минтрансе уверены, что число легальных таксистов после вступления в силу нового закона только вырастет.
– В настоящее время часть перевозчиков легковых такси находится в теневом секторе, в связи с чем оценить реальный объем предложения данной услуги не представляется возможным. В Минтранс поступает большое количество заявлений на получение разрешений от лиц, которым службы заказа такси перестают выдавать заказы по причине отсутствия разрешений. Благодаря этому число легальных перевозчиков увеличивается, – говорит заместитель министра Игорь Кожухов.omskinform.ru
При этом омский Минтранс не планирует разрабатывать какие-либо дополнительные требования к автомобилям такси, например к их цвету. Чиновники полагают, что это может негативно отразиться на рынке.
«Готовы к перетоку пассажиров такси в общественный транспорт»
Несмотря на то что администрация города формально за такси не отвечает, там тоже в курсе готовящихся изменений. По словам курирующего общественный транспорт вице-мэра Владимира Куприянова, если омичи не смогут ездить на такси, то их ждут в муниципальных автобусах и троллейбусах.
– Я думаю, что у служб заказа такси есть свой благодарный клиент. Люди, которые ездят на такси, – это несколько другая категория пассажиров, нежели та, что передвигается на общественном транспорте. У них другие приоритеты и ценности. Но если произойдет переток пассажиров на общественный транспорт, то мы к этому готовы. У нас есть ресурсы и резервы для этого. Мы уже сегодня над этим работаем и готовы к любому развитию событий, – отметил Куприянов.
«Такси в Омске будут работать по тем же правилам, что и автобусы»
Известный омский перевозчик Виталий Торопов работает на рынке такси уже 15 лет, поэтому знает о нем все. По его словам, за эти годы было столько разных изменений, что все трудно даже вспомнить. Новый закон, отмечает предприниматель, имеет как плюсы, так и минусы.
Из плюсов – теперь разрешение на работу в такси можно будет получить совершенно бесплатно через «Госуслуги» или МФЦ. Еще один плюс – такси смогут ездить по выделенным полосам. Но для этого они должны быть брендированы.
|
Главным минусом нового закона Виталий Торопов называет тот самый пункт об ОСАГО. При этом страховщики просто не хотят страховать автомобили такси даже по новым, «драконовским» тарифам.
|
– Автомобиль такси для страховщиков – как «красная тряпка». Полис для такси стоит очень дорого, но и за эти деньги они не страхуют. У меня лежит куча отказов от страховых компаний. Они находят самые различные предлоги, чтобы не страховать. Смотрим с юристами, что делать. Но уже очевидно, что стоимость этой дорогой страховки отразится на тарифах на проезд в такси, – говорит предприниматель.
Еще ряд нововведений нельзя оценивать однозначно – для пассажиров они будут плюсом, водителям принесут дополнительные хлопоты и расходы.
– Теперь таксисты должны будут обязательно проходить предрейсовый и послерейсовый осмотр, а их машины должны осматривать механики. Службам заказа придется контролировать рабочее время водителей и не выпускать их на линию после превышения этого времени, – отмечает Торопов. – Будет все ровно то же, что и с автобусами. Соответственно, прежде, чем взять заказ, ты должен найти механика, врача, заключить с ним договоры. На стоимости поездок, думаю, это тоже отразится. И без этого никак нельзя, так как сотрудники ГИБДД будут останавливать автомобили такси и проверять их, как сейчас проверяют автобусы и маршрутки.
Тем не менее бизнесмен уверен, что 1 сентября с такси ничего революционного не случится. В пример Виталий Торопов привел 220-й ФЗ, который вступил в силу в 2019 году и касался пассажирских перевозок. Тогда все изменения вступали в силу постепенно. Зато принесли много положительного – маршрутки вышли из тени, прекратились гонки среди водителей.
omskinform.ru |
– Я хочу сказать, что изменения в такси уже наступили – агрегаторы отключают водителей, у которых нет справок об отсутствии судимости. Многие заметили, что таксистов в городе стало меньше. Что касается остального, то уже говорят об отсрочке нововведений, в частности, об отсрочке нормы о страховании такси. Плюс всех водителей нужно будет внести в реестр, а он еще не создан. То есть очевидно, что все будет растянуто во времени, и 1 сентября одномоментно ничего не начнется, – подчеркнул Торопов.
По словам эксперта, все идет к возвращению практики времен СССР – вернутся таксопарки со своими машинами, куда водители будут устраиваться официально. Правда, могут возникнуть проблемы с автомобилями. Причина – новые машины такси в Омске покупали еще до пандемии за 700–800 тыс. рублей, сейчас такие авто стоят по 2 млн. С учетом всех новых требований, говорит Виталий Торопов, никакой прибыли от перевозок не будет, в лучшем случае таксопарки выйдут «в ноль».
– По такой же причине я ушел из пассажирских перевозок – автобусы дорогие, по 8 млн стоят, дохода никакого нет. Бизнес стал убыточным. То же самое может произойти и с такси , – резюмировал предприниматель.
В Омск вернутся «бомбилы»?
Очевидно, что даже после частичного вступления в силу закона «О такси», этот рынок ждет полномасштабная «встряска». Не все водители, которые занимаются частным извозом, будут готовы к нововведениям: брендировать свои машины, заключать официальный договор со службой заказа такси, проходить медосмотр и выполнять другие требования.
omskinform.ru |
К чему это приведет? Прежде всего к массовому уходу таксистов «в тень». Даже если такого «бомбилу» остановит сотрудник ГИБДД, то ничего не мешает сказать, что он везет своих родственников или друзей, а не выполняет заказ. С самими заказами, правда, будет сложнее – сейчас они сыплются как из рога изобилия через агрегаторы, с осени же придется искать клиентов самостоятельно. Это может привести к деградации рынка и его возвращению в состояние начала «нулевых».
Очевидно, что на данном этапе не нужно вводить «драконовский» ОСАГО для такси, сомнительно и внедрение требования о медосмотре водителей и осмотре авто механиками – все это может превратиться в профанацию.
С другой стороны, порядок в этой сфере наводить нужно. Сейчас за безопасность перевозок пассажиров в такси толком не отвечают ни агрегаторы, ни сами водители. Официальных договоров с водителями нет – к системе за пару минут может подключиться любой желающий. Так что изменения нужны, но они не должны быть резкими и приводящими к ухудшению качества обслуживания пассажиров.
Сергей Энквист