По словам историка, Иван Бухгольц, которому завтра торжественно откроют памятник, случайно оказался на территории современного Омска. Его фактически «назначили» основателем города.
admomsk.ru |
Завтра, 4 августа, в Омске откроют памятник Ивану Бухгольцу, который считается основателем города. По официальной версии, весной 1716 года его отряд высадился в устье Оми, где впоследствии была основана первая Омская крепость.
Между тем многие омичи до сих пор не знают, кто такой Иван Бухгольц, какова его роль в основании города и, главное, почему памятник на Иртышской набережной ставят именно этому историческому деятелю? Мы обратились с этими вопросами к историку, краеведу, заместителю руководителя Омского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорю Коновалову.
Наша справка
Иван Дмитриевич Бухгольц (1671–1741) – русский военный и государственный деятель, сподвижник Петра I. Родился в семье обрусевших немцев. Военную карьеру начал со службы в потешном войске Петра, затем служил в Преображенском полку. Участвовал в Азовских походах Петра I, а также в Северной войне.
В 1714 году Бухгольц получил царский указ о походе в Среднюю Азию и Китай, где его отряд должен был отыскать золотые прииски. Добравшись в 1715 году до Ямышевского озера, Бухгольц не решился идти дальше, сославшись на недостаток людей. Было принято решение возвращаться обратно в Тобольск. На обратном пути в Тобольск отряд Бухгольца остановился в устье Оми, где впоследствии и была основана крепость.
По результатам неудачного похода в Азию началось следствие, которое вел лично Петр I, но Ивану Бухгольцу удалось «выйти сухим из воды» и добиться реабилитации.
В 1724 году Иван Бухгольц был направлен в Забайкалье для службы на китайской границе. С 1731 по 1740 год полковник Бухгольц был комендантом Селенгинской крепости. В 1740 году Иван Бухгольц был отправлен в отставку в чине генерал-майора. Скончался Бухгольц в 1741 году.
– Игорь Леонидович, как все-таки Иван Бухгольц оказался в том месте, где сейчас находится Омск?
omskinform.ru |
– Изначально бригадир Иван Дмитриевич Бухгольц получил царский указ об экспедиции в Китай на поиски золота. Вместе со своим отрядом, состоящим из почти 3 тысяч человек, он в 1715 году выдвинулся из Тобольска. За один сезон путь до Китая отряд Ивана Бухгольца преодолеть не смог и остался зимовать на Ямышевском озере на территории современного Казахстана. В тех местах тогда жили кочевники – джунгары. С ними была достигнута предварительная договоренность, что отряд Бухгольца они беспрепятственно пропустят в Китай. Но что-то пошло не так, Бухгольц переругался с джунгарами, те осадили стоянку его отряда. Начался голод, от которого погибла большая часть отряда. В итоге весной 1716 года Бухгольц, уже не имея сил и средств двигаться в Китай, решил идти вниз по Иртышу обратно в Тобольск.
– То есть цель основать Омск перед отрядом Ивана Бухгольца не стояла?
– Изначально такой цели перед его отрядом не было. Перед отходом с Ямышевского озера Бухгольц направил гонцов в Тобольск к генерал-губернатору Матвею Гагарину и написал, что «мы отступаем из Ямышево на север и остановимся, может быть, в устье Оми, а может быть, в Такмыке» (село на территории Большереченского района – РИА «Омск-информ»).
Реконструкция высадки отряда Ивана Бухгольца в устье Оми |
В ходе этого похода Бухгольц решил сделать привал в устье Оми, потому что его отряд к тому времени прошел уже 400 верст от Ямышево, а до Такмыка еще оставалось верст 200. Люди устали и хотели отдыха.
– Получается, что в устье Оми отряд Бухгольца оказался случайно?
– Да, так оно и есть. То, что Бухгольц остановился в устье Оми – дело случая. Никаких планов основывать крепость в месте слияния Оми и Иртыша у него не было. Его отряд остановился здесь на привал и ждал указаний от тобольского генерал-губернатора Гагарина.
И самое интересное, что такие указания поступили. Гагарин был в курсе, что миссия Бухгольца в Китай провалена и его отряд нужно выручать. Он направил на помощь Бухгольцу отряд полковника Матигорова, который вскоре подошел к месту привала. Матигоров привез не только провизию и пополнение, но и указание от генерал-губернатора Гагарина основать временную крепость в устье Оми.
В итоге часть людей отряда Матигорова осталась строить Омскую крепость, а другая часть отправилась на Ямышевское озеро, откуда джунгары изгнали Бухгольца и его отряд. Матигоров, в отличие от Бухгольца, нашел общий язык с джунгарами и даже построил там крепость.
– А Бухгольц в это время строил первую Омскую крепость?
– Иван Бухгольц не принимал участия в строительстве первой Омской крепости – он не был военным строителем. В его отряде был пленный швед Каландер, который и занимался возведением первой Омской крепости. Она была временной, и только на следующий год, в 1717-м, под руководством майора Аксакова строится постоянная первая Омская крепость.
omskinform.ru |
Причем Иван Бухгольц даже не дождался завершения строительства «своей» временной крепости и уже в сентябре 1716 года покинул Омск, где больше никогда не появлялся. То есть в Омске он пробыл всего несколько месяцев – с мая по сентябрь 1716 года.
– Так кого тогда можно считать основателем Омска?
– Можно сказать, что основателей у Омска несколько. Указ о строительстве Омской крепости подписал генерал-губернатор Гагарин, привез этот указ Матигоров, крепость построил майор Аксаков, строительством руководил швед Каландер. В чем же роль Бухгольца? Что он остановился здесь на привал? Но ведь он мог остановиться и в любом другом месте. То есть основание Омска – это не решение Бухгольца, его просто назначили основателем Омска. По мере того, как все будет проясняться, его фигура будет становиться все более анекдотичной.
– Но памятник на Иртышской набережной поставили именно Бухгольцу. Получается, что он главная фигура?
– У нас было предложение посвятить этот памятник не персонально Бухгольцу, а событию основания города. Тогда бы он был бесспорным. А такая узкая привязка к самому Бухгольцу создает «мину замедленного действия», потому что на самом деле к основанию Омска был причастен ряд совершенно других людей. А Бухгольца «назначили» основателем города еще в царское время. И то тогда говорили осторожно, что он был основателем первой Омской крепости, а не города.
Причем на памятнике, который вот-вот откроют, будет размещена совершенно нелепая фраза «Ивану Дмитриевичу Бухгольцу и основателям Омска». Бухгольц что, в число основателей города не входит? Незнающий человек прочтет и вообще не поймет, кто такой Иван Бухгольц.
t.me/shelest_sn |
И еще – никаких коней в отряде Бухгольца, высадившегося в устье Оми, не было. А памятник у нас выполнен в виде конной статуи. То есть одна историческая нелепость накладывается на другую нелепость. Мы указали на это, но к нам не прислушались. Но мы, историки, не будем молчать, мы будем рассказывать настоящую историю города. И роль Бухгольца в ней будет все более неоднозначной. А ведь все документы на этот счет в архивах есть, нужно лишь серьезно заняться историческими исследованиями.
– Получается, что из-за исторической ошибки в Омске открывают памятник не тому человеку…
– Генерал-губернатору Гагарину, как основателю Омска, логичнее было бы поставить памятник, но он до сих пор не реабилитирован. Хотя его казнили по произволу Петра I под надуманными предлогами. И как в царское время Гагарина назначили преступником, так он им и является по сей день. А преступникам у нас в России памятники не ставят.
– В основание памятника на Иртышской набережной будет заложена капсула с землей из Селенгинска – бурятского городка, в историю которого также вошел Иван Бухгольц. Как он там оказался?
– После убытия из Омска Бухгольц направился в Тобольск к генерал-губернатору Гагарину. Потом Матвей Гагарин написал Петру I письмо, в котором попросил императора «забрать обратно этого своего Бухгольца». Так Иван Бухгольц оказывается в Петербурге, где оговаривает Гагарина. На основании показаний Бухгольца Гагарина осуждают и казнят.
После этого Бухгольц остается не у дел, затем его назначают командующим госпиталями, а потом отправляют в тот самый Селенгинск – нынешнюю Бурятию. По тем меркам это даже не почетная ссылка, это просто ссылка. Если надо было от человека избавиться, его отправляли в подобные места.
– И последнее. Был бы основан Омск, если бы не поход Ивана Бухгольца?
– Рано или поздно в устье Оми все равно была бы основана крепость, это бесспорно. Но Иван Бухгольц в этом процессе участвовал случайно. Вся его заслуга в основании Омска заключается лишь в том, что в этом месте его отряд просто встал на привал, чтобы отдохнуть.
Сергей Энквист