Профессор ОмГУ рассказал о типичных ошибках при выборе высшего учебного заведения, которые допускает большинство поступающих.
|
Выбор профессии, несмотря на большое количество информации, дни открытых дверей в вузах и развитие профориентационной деятельности, остается проблемой для многих поступающих. Абитуриенты часто идут «не туда», что потом сказывается и на развитии их карьеры, и на жизни в целом.
Заведующий кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ имени Достоевского, профессор Владимир Половинко подробно разобрал ошибки, которые допускают поступающие в вузы и их родители.
– Владимир Семенович, какие основные ошибки допускают абитуриенты при выборе профессии?
– Я, как человек, который занимается этим уже давно, могу выделить следующие тренды. Первый, очень популярный. Люди ориентируются поступить на бюджет. Они подают документы в три вуза и на пять специальностей в каждом. Человек выбирает, например, СибАДИ, ветеринарию, управление персоналом, педагогику. Вопрос: а чего на самом деле хочет человек? Ответ: мне лишь бы на бюджет. Понятны причины, понятны и мотивы. У семьи действительно может не быть средств, чтобы оплачивать коммерческое обучение. Это вполне себе справедливо.
Но не стоит забывать, что выбор профессии – это основополагающий выбор в жизни. Сейчас есть варианты, когда на коммерческом обучении затраты составляют примерно 3500 рублей в месяц, если учесть налоговый вычет, скидки при обучении, возможности работы по профессии в период обучения. Например, у нас на кафедре по управлению персоналом так сформирован учебный план, что студенты могут получать практическую подготовку на оплачиваемой работе по профессии. И если относиться к этому вопросу серьезно, стратегически, сумма вполне подъемная.
Второй тренд. Очень многие хотят «не ударить в грязь лицом». Когда родители обсуждают, то друг перед другом хвастаются, кто поступил на бюджет, а кто нет. Ну, модно просто на бюджет поступать. Но надо задуматься. Ты выбираешь себе профессию почти на всю жизнь. И ориентироваться на то, что скажут одноклассники, соседи, знакомые, – нецелесообразно. Через три месяца уже все одноклассники разбредутся по новым коллективам. Всем будет все равно, на бюджете ты или нет. Но если ты на бюджете, а тебе не нравится вуз и специальность – ты как раз и будешь выглядеть плохо по сравнению с теми, кто выбрал вуз правильно для себя. У кого глаза горят, кто в драйве, кто видит перспективы.
Еще есть тренд – выбор вуза по удобству. Чтобы ехать до университета было удобнее. Логично задать вопрос: ты выбираешь себе профессию, потому что ты сейчас не выспался? Для тебя 10 минут являются такой ценностью? Ты хочешь получить хорошую, фундаментальную, интересную для тебя профессию? Или просто четыре года комфортно отдохнуть?
Следующий фактор: мода профессии. Друзья пошли в эту профессию – и я пойду. Но друзья меняются, социальное окружение меняется. А ты решаешь свою судьбу, ориентируясь на стадное чувство. Это, конечно же, тоже полная глупость.
– Сколько людей осознанно подходят к выбору профессии?
– Только 37 % абитуриентов делают выбор осознанно. То есть человек понимает, что профессия ему интересна, профессия востребованная, что в этом конкретном вузе он получит качественное образование.
Что еще заметно в этом году: все больше людей подает документы в наши омские вузы. Меньше отправляются в Москву, Петербург. Мода поступать в другие города несколько нивелируется. Это пока наблюдения, а не научный анализ.
– Может ли человек в принципе сделать осознанный выбор в 17-18 лет?
– Хороший вопрос. Если этот человек заранее интересовался профессией, встречался с представителями этой профессии, разговаривал с ними, получал консультации, проходил тесты – да. Пусть и не в рамках точной специальности, но спектр профессий уж точно определить можно.
Любой выбор, конечно, имеет субъективную характеристику. Личные предположения на основе собранной информации. Все зависит от того, насколько качественно человек собрал информацию. А если не успел, то есть возможность консультаций экспертов. Не стоит игнорировать такую возможность.
– Как окружение влияет на выбор профессии?
– Родители или окружение дают информацию о профессии, исходя из своего жизненного опыта. Значительная часть людей неправильно воспринимает профессию. У меня часто спрашивают: «А что, вы кадровиков готовите?», имея в виду устаревшие функции человека, работающего только с кадровыми бумагами. Раньше, да, это было так. Сидели в офисе, работали с документами – и получали очень мало. Сейчас все еще нужно уметь работать с документами, как и в любой профессии. Но это всего десятая часть того, чем занимается менеджер по персоналу. Система управления проходит цифровизацию, сейчас востребованы аналитики, те, кто может писать и разрабатывать программы. А в обществе по-прежнему говорят о кадровиках.
– Насколько востребованы менеджеры по персоналу?
– Люди на любом предприятии будут всегда! И с ними надо уметь работать. Любой работодатель скажет вам, как сложно сейчас найти подходящих сотрудников. Не буду углубляться в причины кадрового голода. Отмечу лишь один фактор – демографический. В ближайшие 10 лет тех, кто будет выходить на рынок труда, окажется на 40 % меньше, чем тех, кто выходит с него. Это чисто демография. Поэтому дефицит человеческих ресурсов усугубится. Отсюда и высочайшая потребность в тех, кто может найти сотрудников, провести собеседования, отобрать, подготовить их к трудовой деятельности. Иначе просто предприятия встанут.
Можно провести аналогию с предыдущими этапами развития экономики. В 90-е годы развитие зависело от денег, поэтому супервостребованы были экономисты-финансисты. В нулевые развитие зависело от рынков, поэтому «на плаву» были маркетологи. Технологии – это актуальность сейчас. Но даже имея деньги, технологии, заказы, предприятие существенно зависит от персонала, его квалификации и мотивации. И если у тебя плохой специалист по управлению персоналом, то весь бизнес просто развалится. Поэтому зарплаты в этой профессии идут вверх. По некоторым специальностям зарплаты за последние 4-5 лет поднялись в 3-4 раза. Для выпускников зарплата поднялась в 1,5-2 раза.
– Неужели так сложно работать с персоналом?
– У нас, у старшего поколения, есть такое мнение, что работать 40 лет на одном месте – это признак чести, доблести и славы. Забудьте. Сейчас во всем мире люди стали чаще менять работу. Люди имеют выбор. Они идут туда, где лучше. И если вы приняли человека, то думать, что этот человек у вас будет работать всю жизнь, – это миф. Вам нужно удержать человека. Не зря говорят: приходят на зарплату, а уходят от начальства.
И тебе, бизнесмену, нужно сделать, чтобы человек не ушел. А людей очень много, и самому этим заниматься невозможно. Нужен человек, который бы этим всем занимался. Нужен кто-то, кто бы нашел человека. Принял на работу. Адаптировал для работы: как общаться с коллегами, с начальством, какой распорядок дня и так далее. Причем речь не только о молодых, но и о возрастных работниках. И чтобы человек не ушел, нужно заранее знать динамику зарплат по этой профессии. Потому что если не делать этого, то можно в итоге получить заявление на стол. Нужно отслеживать соцпакеты, какие-то еще бонусы. Это все относится к такому модному направлению, как формирование корпоративной культуры, HR-бренда. И всем этим занимается менеджер по персоналу.
Работодателю надо понимать, сколько и за что платить. Много – перерасход финансов, мало – уйдут. Нужен кто-то, кто отслеживает динамику зарплат, строит мотивационные модели и схемы. Это и есть менеджер по персоналу. Далее – меняются условия, и персонал надо обучать. Кто это будет организовывать? Менеджер по персоналу. Кстати, потом (как наработают опыт) эти люди хорошо работают в сфере бизнес-консультирования и бизнес-тренерства.
Перечислять функции современного менеджера по персоналу можно бесконечно, и разные специализации требуют знаний в каких-либо других дисциплинах. К примеру, пиар и маркетинг или IT. В этой профессии могут найти себя множество людей. Потому что профессия становится очень комплексной. Как вы видите, она сочетает в себе экономику, менеджмент, психологию, трудовое право.
– Если многие выпускники выберут эту профессию, найдется ли для них работа?
– По всей России специалистов по управлению персоналом всего 2 млн 100 тыс. Это очень мало. Рынок, на который можно устроиться, огромный.
Кстати, удивительно, но суперактивно развивается в сфере управления персоналом удаленная занятость. Я сам лично не всегда это до конца понимаю, но сейчас это тренд: огромное количество людей выполняют работу по управлению персоналом в удаленном свободном режиме и получают хорошие деньги. Плюс люди становятся фрилансерами: «ведут» два-три бизнеса, где являются менеджерами по персоналу. Так что в этой профессии сейчас рынок более чем свободен.
Александр Барко