Кама ГИНКАС: «Послушайте Льва Толстого, сама жизнь и есть искушение!»
на правах рекламы
11:51
-3 $ 100.68 +0.46
106.08 +0.27

Кама ГИНКАС: «Послушайте Льва Толстого, сама жизнь и есть искушение!»   [ФОТО]  

от 27.05.23 в 17:25 версия для печати
Кама ГИНКАС: «Послушайте Льва Толстого, сама жизнь и есть искушение!»   [ФОТО]  

На фестивале «Золотая маска» в Омске с аншлагами прошел показ спектакля МТЮЗа «Отец Сергий» в постановке известного столичного режиссера.

Фестиваль «Золотая маска» в Омске открыли показы спектакля Московского ТЮЗа «Отец Сергий» по одноименной повести Льва Толстого.

Скрытая исповедь Льва Толстого

Известный режиссер Кама Гинкас впервые обратился к творчеству русского классика, хотя по его признанию, начал изучать Толстого много лет назад и хорошо его понимает. Он уверен, что главное качество Льва Николаевича – это гордыня.

- Я очень много занимался Достоевским, Чеховым, Пушкиным, Шекспиром, но до этого я изучал Толстого. И хотя его не ставил, очень хорошо знаю эту личность, до такой степени противоречивую, неоднозначную, местами отталкивающую, местами поражающую своей искренностью. И вот «Отец Сергий» - это скрытая исповедь Льва Николаевича Толстого. Представьте, что за 10 с лишним лет до того, как он уйти, бросив все: мировую славу, семью, деньги, он написали и про этот уход, и про проблемы, которые предстоят человеку, пытающемуся приблизиться к абсолюту. Насколько это сложно и возможно ли это вообще для живого человека? Нас преследует гордыня, а у Льва Николаевича Толстого – это главное его качество. И он описывает, как гордыня ему мешает искренне и просто полюбить то, что должно полюбить,  – рассуждает Кама Гинкас.

Главный герой Стива Касатский – князь, офицер, любящий государя, узнает, что его невеста не просто неравнодушна к императору, но и близка с ним. Предательство суженой настолько его потрясает, что он круто меняет свою жизнь: уходит в отставку, отказывается от имущества и попадает в монастырь. Позднее его постригают в монахи, он живет отшельником. Но даже в затворничестве с ним происходят события, которые испытывают на прочность и его веру, и его как человека.

- Лев Толстой знал очень точно, насколько невероятно труден путь к Богу, который то ли есть то ли его нет. И как уверовать в него, как пойти про его заповедям, и зачем по ним идти. И зачем мир утроен так как он устроен. И если он утроены Всевышним, то почему он утроен так, что я должен отказаться, говорит Толстой, от радости мира. Он говорит радости мира, а в русском языке есть такое, прелести мира. Но  прелесть – это искушение. Как же так?! Устроен колоссальный, потрясающий мир, да и мы, посмотрите какие мы потрясающие! Почему же каждый шаг – это искушение? Это вопрос не одного тысячелетия. Когда возник мало-мальски соображающий человек, он задавался вопросами, потом были сформулированы позже: «Кто мы? Откуда мы? Зачем мы и куда мы идем?». Эти вопросы задает себе каждый мыслящий человек – честный, открытый сам с собою. Лев Николаевич занимался этим всю жизнь, находил достаточно наивные объяснения. В данном случае написал произведение, совершенно невозможное по открытости. Он написал себя в качестве гордеца, а гордыня – это самый большой грех. Челок создан для того, чтобы постигать себя, постигать мир, Бога, не смочь его постичь, и снова пытаться это делать, – уверен Кама Гинкас. - Послушайте Толстого! Сама жизнь и есть искушение. Герою мешает воробей, который садится ему на плечо. Он мешает ему отдаться Богу. И жук ему мешает.  Это все живое! Это мешает той абстракции, которой надо поверить целой полной душой, это очень трудно… Почитайте книжку, она гениальная и до такой степи шокирующе искренняя… Достоевский не бывает таким шокирующим, хотя ужасы всякие про себя рассказывает.

Серьезный разговор о вечном

Артисты, занятые в спектакле, в основной молодые люди, исключение – народный артист России Игорь Ясулович. По его признанию, энергию он черпает у партнеров.

- Мне очень интересно видеть, не как они играют, а как они именно существуют на сцене, наблюдаю, как они меняются по ходу спектакля.

Вероятно, специфика театра юного зрителя диктует свои законы. Например, костюмы героев очень эклектичны. Современные джинсы и кроссовки миксуются с блузами «под винтаж». Конечно же, это не случайно.

- Имитировать монашескую жизнь, какие-то те манеры, то время, это означает превращать действо в карнавал или в какое-то издевательство. Спектакль обращен к молодому человеку, который ищет себя, который разочаровался в жизни. И ищет какую-то опору. Он пытается найти опору в Боге и там ее очень много лет не находит. Это проверка на прочность человека, - поясняет режиссер.

«Отец Сергий» — это очень серьезный и сложный разговор о важных и вечных вопросах. И омская публика оказалась в нему готова. Артисты отметили, что зрители буквально внимали каждому слову, звучащему со сцены, в зале стояла тишина и не было горящих экранов мобильников. В целом случился контакт и полное взаимопонимание. А режиссер спектакля назвал Омск суперинтеллигентным, театральным, где «не бывает такой гадости, которая может случиться в Москве».

Уточним, повесть «Отец Сергий» не так хорошо известна, как многие другие произведения Толстого. За более чем сто лет экранизировали ее всего пять раз, начиная с немого фильма в 1918 году Якова Протазанова. Два фильма вышли за рубежом. Одна экранизация была в СССР, а еще короткометражка появилась в России в 2013 году. Единственное переложение на театральный язык – постановка Камы Гинкаса в 2022 году. Таким образом, омичи, благодаря региональной программе фестиваля «Золотая маска» увидели практически премьеру МТЮЗа.

…«Эстафета» фестиваля «Золота маска» в Омске перешла к «Театру кукол республики Карелия». Коллектив из Петрозаводска покажет на сцене Театра куклы, актера, маски «Арлекин» комедию Николая Гоголя «Ревизор». По словам президента премии и фестиваля «Золотая маска» Игоря Костолевского, такого «Ревизора» еще никто не показывал.

Фото: Андрей Кудрявцев
ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ