Репортаж из аварийной хрущевки в городке Нефтяников, где рушатся ступени и стены, а в жутких интерьерах обитают своеобразные жильцы.
В локациях для «страшного» квеста
На минувшей неделе прокуратура Советского округа Омска сообщила о двух пятиэтажках на улице 50 лет Профсоюзов, находящихся в аварийном состоянии. Надзорное ведомство подало иск к мэрии, чтобы расселить жильцов этих домов.
Обозреватель РИА «Омск-информ» отправился в городок Нефтяников, чтобы узнать, как живут люди в этих домах. Утром в понедельник здесь никто никуда не спешит: разве что отдельные граждане бредут в ближайшие алкогольные магазины. Возле дома горы неубранного мусора из пустых бутылок, строительных отходов и ветвей спиленных деревьев.
Хрущевка 1959 года постройки смотрит пустыми глазницами выбитых стекол в подъездах, в квартирах окна держатся на честном слове. В подъездах не лучше: в нос ударяет запах сырости и канализации. Стены истерлись до кирпича, почтовые ящики давно поснимали, а коврики у входов в квартиры истлели.
omskinform.ru |
Подниматься по лестнице страшновато: металлические конструкции повело от времени, перила «устали», перспектива обвала вполне реальна. Об опасности быть погребенным под завалами косвенно свидетельствуют горы строительного мусора вдоль обвалившихся стен – дом постепенно рушится.
omskinform.ru |
omskinform.ru |
В подъезде царит настоящая разруха |
В этих локациях было бы гармонично снять забористый триллер или проводить «страшный» квест. Правда, за безопасность резидентов вряд ли бы кто-то отвечал.
Жители: дом не упал, и ладно
Зато народ здесь приветливый и словоохотливый. Бодро выбегающий из подъезда мужчина специфической наружности признается, что заглянул «на огонек» к другу. Говорит, что сам живет в соседней, тоже признанной аварийной пятиэтажке, по улице 50 лет Профсоюзов, 85.
– Там еще хуже. Клопы, тараканы бегают, ну, в общем, жуть. Недавно там подпорки поставили, чтобы дом не рухнул, – говорит Евгений Решетиков. – Большинство в этих домах снимают квартиры, собственников немного. И что с нами будет дальше, неизвестно.
Другой собеседник с колоритной бородой рассказал, что живет в доме № 81 с 1999 года.
– Эта квартира оформлена на моего брата. Соседи по секции живут с самого заселения. Дом не проваливается, пока еще живой. Завалится, ну и ладно, – не дает хрущевке шансов Андрей Богданов.
От посещения комнат в этом общежитии впечатление не менее гнетущее. Жительница крайнего подъезда Дарья Саликова приветливо позвала посмотреть интерьеры. У молодой женщины, круглой сироты, две дочки, 4 года и 8 месяцев. Гражданский муж недавно вернулся из мест не столь отдаленных и пока не нашел постоянной работы. В семье есть домашний любимец, кот Филя. Квартира принадлежит 86-летней бабушке Дарьи, и она тоже ждет новую квартиру.
Двери в секции на шесть квартир очень старые, расслоившиеся, с фрагментами облупленной краски. В общей кухне выделяется неработающая газовая плита, все поверхности завалены вещами и пустыми пластиковыми бутылками. На стенах когда-то кто-то нарисовал краской гномиков. Туалет и душ тоже общие, понятно, что вся сантехника старая.
– Боюсь ночами спать, опасаюсь, что не сегодня-завтра рухнем. Мы вчетвером ютимся в небольшой комнатушке. Дети все время болеют: видимо, сказываются грибок и плесень, – делится страхами Дарья.
По словам жительницы дома, в феврале на собрании жильцов представители администрации Советского округа собрали со всех документы и пообещали начать переселять жителей осенью. Новые квартиры собственники получат на Левобережье.
На этом моменте появляется глава семейства Андрей Абакумов с товарищем и слабоалкогольными напитками. Мужчины признаются, что насобирали железа и продали его. Они провели экскурсию по соседней секции, где уже нет жильцов. По словам приятелей, прошлым летом в некоторых комнатах еще можно было жить. Но неизвестные поснимали батареи, а наркоманы превратили жилплощади в притоны.
Особенно семейству жалко одноногого соседа Александра, живущего в полной антисанитарии. Раньше у него была супруга, но лет 10 назад она умерла прямо между этажами. И тот окончательно опустился.
Мужчина лежит на грязных тряпках, тут же ест, курит, прожигая пол, и испражняется на диване. По словам супругов, пенсию у него регулярно забирает малолетняя местная шпана. При этом у Александра есть питомец, персидская кошка Зайка.
– Дедушка инвалид, передвигается на костылях, да еще и руку сломал. Ехать он никуда не хочет, родственников нет. Куда-то пристроить его не могу. Как он будет получать квартиру, непонятно, – переживает за соседа Дарья Саликова.
Семья подкармливает пенсионера, но близко приближаться опасается: в комнате кишат бельевые вши, тараканы и клопы.
– Если мы ему не поможем, то никто не поможет. Он почти ничего не ест. Вот сегодня мы его накормили варениками. Его просто по-человечески жалко, – добавляет Андрей Абакумов.
В соседних с семейством комнатах обитает бомж, который на день уехал побираться в центр города, а также одинокая пенсионерка. Запах здесь соответствующий, буквально сбивающий с ног.
Соседний дом, на улице 50 лет Профсоюзов, 85 выглядит не так угрожающе. Правда, его подъезды «украшают» подпоры, чтобы не рухнули стены, а на лестницах валяются шприцы. Пятиэтажку обещают расселить в 2024 году.
Мнение эксперта: мэрии придется работать пожарной командой
– Во всех этих домах живут не собственники, а категория людей, которые могут позволить себе съем только такой квартиры. Этот контингент в общежитиях сформировался с 90-х годов по принципу гетто. Дешево, никто ни за что не отвечает, но при этом управляющие компании не хотят заниматься текущим ремонтом, – говорит эксперт. – Как правило, в общежитиях «коридорного» типа имеет проблемы так называемая «мокрая» зона. Она содержится ненадлежащим образом: унитаз, кухня и душ одни на секцию в шесть квартир. Все по-разному относятся к общему имуществу, никто не спешит ремонтировать сантехнику. Либо жильцы самостоятельно устанавливают душевые кабины и делают самовольную перепланировку. А поскольку здание не эксплуатировались должным образом, то конструктивные элементы со временем деформировались. Это может привести к обрушению отдельных конструкций.
На состояние здания могут повлиять и особенности местности, отсюда деформация лестниц и ступеней в подъездах.
– Геометрия самой местности у дома на 50 лет Профсоюзов, 81 спускается к Иртышу, из-за этого он садится неравномерно. И, бывает, наблюдается такая ситуация, как контруклон: здание вросло в землю, а колодец остался в неизменном состоянии. Получается, канализация не уходит, многоэтажка «ходит под себя». В таком случае надо разбирать коммуникации и исправлять ситуацию. Конечно, никто не станет этим заниматься, – рассуждает Александр Бурых.
Если бы пятиэтажку вовремя укрепили, выселив оттуда «лишних» жильцов, она бы не имела столь ужасающий вид.
– Есть вариант оставить только собственников, а всех остальных оттуда удалить. По крайней мере, снизится нагрузка на инженерные коммуникации. Запретить людям жить в таких общежитиях нельзя, но какой-то локальный акт создать реально. Можно отремонтировать аварийные дома, но замена кровли не спасет от разрушения. Нужно укреплять каркас дома: обшивать металлом углы, как сделали в многоэтажке на проспекте Мира, 42в. Надо бить тревогу, потому что сами жильцы не могут постоять за свои углы. Иначе администрации города придется работать по принципу пожарной команды: где раньше рванет, неизвестно. Если прокуратуре быть принципиальной, то таких домов не 2 и не 3, а гораздо больше.
Эксперт добавил, что вопрос нужно решать на федеральном уровне. В Омске таких домов много, и средств городского бюджета на их восстановление либо на глобальную реновацию жилья явно не хватит.