Ретейлеры и экономисты объяснили причины предновогоднего поведения омичей. Как оказалось, они запивают и заедают полученный за год стресс.
Декабрь традиционно считается месяцем бурной потребительской активности, когда магазины делают гигантскую выручку. В последние дни года в супермаркетах не протолкнуться. Недаром продавцы говорят, что неделя торговли в декабре соответствует месяцу продаж в любое другое время года.
omskinform.ru |
События уходящего года по-разному отразились как на кошельках, так и на покупках омичей. Мы спросили у ретейлеров, как омичи ведут себя перед Новым годом, какую потребительскую активность проявляют и что активнее всего скупают?
«Заметно больше стали покупать алкоголя»
Известный омский бизнесмен, владелец сети магазинов «Низкоцен» Виктор Шкуренко говорит, что перед Новым годом омичи стали значительно больше покупать алкоголя. Естественно, что спиртное в последние декабрьские дни всегда находится в топе продаж, но по сравнению с прошлым годом ретейлер фиксирует значительный рост спроса.
|
– Вообще, в этом году есть явный тренд на покупку алкоголя. Его сейчас покупают больше, прямо заметно больше, – говорит Виктор Шкуренко. – В остальном все стабильно. Пока мы не видим такого бурного потребительского ажиотажа, как раньше. Но с каждым годом пик предновогоднего спроса сдвигается ближе к новогодним праздникам. Закупки смещаются к 31 декабря. Лет 15 назад люди начинали закупаться к новогоднему столу с конца ноября. Теперь самая максимальная выручка в рознице у нас 30 декабря.
omskinform.ru |
Что касается алкоголя, Виктор Шкуренко предположил, что осенью всплеск продаж был связан с уходом с рынка зарубежных производителей спиртного, и омичи бросились скупать остатки. Но рост продаж спиртного продолжается и сейчас.
«Ситуация на рынке стабилизировалась»
В свою очередь, владелец сети магазинов-пекарен «Провиантъ» Юрий Чащин отмечает стабилизацию и уровня цен на продукты, и потребительской активности омичей. Предприниматель согласен, что бум торговли начнется ближе к Новому году – буквально уже завтра.
– По своим продажам могу сказать, что они, слава Богу, мало чем отличаются от прошлогодних. Активная предновогодняя торговля начнется, думаю, завтра, 29 декабря. Если говорить с точки зрения продуктов, кулинарных изделий, то пока идем в тех же показателях, что и в прошлом году, особо ничего не изменилось, – отмечает Чащин. – С февраля цены стабилизировались, а со второй половины года все вошло в более цивилизованное русло, в разы ничего не подешевело, ничего не подорожало. Поэтому и в ретейле, и в общепите ориентируемся на стабильные цены.
Юрий Чащин оптимистично смотрит в будущее, он уверен, что на потребительском рынке никаких незапланированных событий пока не произойдет.
«Стоит ожидать роста цен на 20–30 %»
В отличие от представителей бизнеса, эксперты придерживаются несколько иного мнения. Завкафедрой экономической теории и предпринимательства ОмГУ Евгений Капогузов предположил, что в начале 2023 года стоит ждать роста цен. Это будет связано с ослаблением курса рубля. Поэтому некоторые потребители сейчас закупаются впрок, в том числе скупая оставшийся на полках импортный алкоголь.
– В последнее время произошел скачок курса доллара и евро. Это тоже надо учитывать. Поэтому потребители сейчас ориентируются на то, что после Нового года некоторые товары могут стать дороже. Это же касается и алкоголя. Может быть рост цен на 20–30 %. Второе объяснение – в конце года выплачиваются различные премии. И люди вкладывают эти премии в приобретение товаров, – говорит экономист.
«Омичи с помощью спиртного пытаются снять стресс»
Доктор экономических наук, профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой объясняет рост объема продаж алкоголя тем, что омичи с помощью спиртного пытаются решить свои психологические проблемы. А поводов для них в уходящем году было немало.
– Тот подъем потребления, который есть, имеет свои причины. Первая причина связана с низкой базой, от которой пошел рост, поэтому увеличение совершенно закономерно. Второе – обстановка довольно сложная психологическая, люди пытаются тем самым снять стресс и так далее, – говорит экономист. – У нас ранее было снижение в потреблении алкоголя, причем достаточно серьезное, и это было связано с двумя факторами. Первое – подорожало спиртное, соответственно, люди стали меньше покупать, второе – активно стало развиваться самогоноварение, поэтому произошло замещение одного вида спиртного другим.скрин с видео
Что касается потребительского поведения на рынке продуктов, то здесь, по словам эксперта, ранее произошло снижение активности покупателей. Связано это в том числе со снижением реальных доходов омичей. В итоге рост спроса на спиртное опережает спрос на другие виды товаров. Да и заблаговременные покупки уже ушли в прошлое.
– Раньше у потребителей была возможность заранее готовиться к Новому году, покупать все к столу заранее, теперь такого нет. Это связано с тем, что реальные доходы у людей за последнее время снизились, – заключил профессор.
Денег становится все меньше
Опрошенные эксперты по-разному оценили происходящее на потребительском рынке. Рост спроса на алкоголь действительно, скорее всего, связан с тяжелым психологическим состоянием населения. Многие устали не только от происходивших в 2022-м событий, но и устали в принципе.
Второй аспект – перенос бума предновогодней торговли на последние декабрьские дни свидетельствует о том, что у населения все меньше «на руках» остается денег и закупаться впрок заранее могут немногие.
Сергей Энквист