Начинающий режиссер Арина Гулимова представила омичам спектакль-мультик для семейного просмотра по книге «Мой дедушка был вишней».
На Камерной сцене имени Татьяны Ожиговой с аншлагами прошли премьерные показы спектакля «Мой дедушка был вишней» (12+) по одноименной книге итальянской писательницы Анджелы Нанетти. Спектакль стал дипломной работой в РГИСИ для автора инсценировки и режиссера Арины Гулимовой. Отсутствие большого опыта, возможно, только сыграло на руку. Спектакль получился очень искренним, режиссер вложила в него много личного.
Важно, что Арину очень тепло и всерьез восприняли в Омской драме. Признанные мастера сцены тоже близко к сердцу ощутили историю, рассказанную от лица маленького мальчика. Ведь книга Анджелы Нанетти, в принципе, редко кого оставляет равнодушным. Когда Николай Михалевский узнал, что ему и Татьяне Филоненко предстоит сыграть роли городских дедушки Луиджи и бабушки Антониетты, а также нескольких второстепенных персонажей, то книгу Нанетти решил читать дома вслух. Об этом известный артист рассказал журналистам.
– Временами останавливался, потому что перехватывало горло, ты читаешь, а видишь свое детство. Эта гениальность, простота, мудрость, доступность того, как автор говорит про нашу жизнь, про мир человека… там, что ни фраза, все настолько узнаваемо, проникновенно, когда ты понимаешь, что автор не хочет чем-то удивить, он с тобой общается, про твое детство рассказывает, про твоих дедушку и бабушку. Все это со слезами… Такие светлые, волнующие и успокаивающие эмоции возникают, ты начинаешь думать, какое это было счастье! Детство сразу накатывает, какие там были любовь и ласка! Заканчивая чтение книги, я сидел и чувствовал себя ребенком.
Николай Михалевский уверен, что у спектакля «Мой дедушка был вишней» будет долгая жизнь. Потому что он получился светлым, пронзительным, трогающим за живое каждого, ведь все мы были детьми.
Залуженная артистка России Татьяна Филоненко подчеркнула, что тема памяти очень важна.
– Для меня тема памяти – главная. Мы должны помнить не только радостные, но и грустные моменты. В истории каждой семьи, страны есть грустные моменты. Память для меня – самое главное, что есть в жизни человека, мы – это наша память. Жизнь коротка, а память вечна, – считает Татьяна Филоненко.
И все же – почему именно это произведение было выбрано для спектакля, такого важного в жизни Арины Гулимовой?
Она призналась, что «Мой дедушка был вишней» – это книга из ее детства, которую перечитывала не раз, неоднократно возникало и желание с ней поработать:
– Я хочу, чтобы своя «Вишня» шла в каждом театре, это такая прививка и для театра, и для мира, и для любого человека. Потому что столько мыслей – теплых, хороших, добрых, вечных – заложено в этом произведении, что надо каждому театру говорить на какие-то такие темы… А здесь есть простая мысль Анджело Нанетти: «Мы не умираем, пока нас кто-то любит». Эту мысль мы хотели протащить, донести, важно, чтобы это была не только моя режиссерская история, но и чтобы каждый человек что-то свое привнес и мог бы говорить с теми, кого уже нет рядом. Причем все это – глазами ребенка, взгляд снизу. Поэтому это все не травматичные события, это светлые, какие-то невероятные воспоминания.
Любопытно, что и персонаж – дедушка Оттавиано и народный артист РФ Михаил Окунев, которому досталась эта роль, по характеру напоминают Арине ее отца.
– Оттавиано на моего папу похож, это такой человек, у которого есть земля, дом, у него три дочери, он посадил три дерева, когда они родились. Для меня это теплая история, воспоминания о детстве, об отце. У нас дома растет вишня, это все соприкасается и с историей, и со мной, в каком-то смысле я эту работу посвящаю своим отцу, деду, бабушкам и всем близким, которые уже ушли.
Арина рассказала, что кастингов не было, а были просто разговоры с артистами, не случайно предпочтение отдавалось сложившимся парам.
– В омском театре драмы очень много пар, и это очень здорово, потому что создается атмосфера – правильная, верная, глубокая. Когда приходили люди парами, я понимала, что им где-то даже играть ничего не надо, потому что есть уже такой жизненный опыт, путь, который люди прошли вместе. Они говорят фразу, и я уже за ней вижу всю глубину, которая за этим стоит.
Безусловно, над спектаклем интересно поработала вся постановочная группа. Можно отметить художников-сценографов, художника по свету, художника по костюмам. Есть тут и прием видеоанимации. Художник по свету Тарас Михалевский назвал эту работу спектаклем-мультиком. И это на самом деле очень органично, ведь рассказ ведется от лица маленького мальчика. Грани стираются. Где-то в актере, играющем Тонино (Леонид Калмыков/Степан Дворянкин), зритель видит ребенка, где-то – воспоминания из детства идут от лица повзрослевшего молодого человека. Где-то происходящее на сцене напоминает сон.
Арина Гулимова поделилась, что это очень приятно, что Омск и Омский театр драмы дает такую возможность – поставить на своей сцене дипломную работу. Кстати, успешных дипломов было уже немало, и сегодня эти люди – успешные режиссеры, работающие в ведущих театрах страны. Омская драма также в выигрыше. Не так много здесь спектаклей для семейного просмотра. А потребность такая явно есть. И на «Мой дедушка...» все билеты уже проданы до середины января.
Ольга Ложникова
Фото Андрея Кудрявцева