Директор университетского колледжа агробизнеса Омского ГАУ рассказал об эксперименте в системе среднего профессионального образования и программе «Профессионалитет».
В этом году в системе среднего профессионального образования Правительством Российской Федерации проводится эксперимент. Внедряется новая образовательная программа «Профессионалитет», и в первую очередь в ней участвуют регионы. Более половины субъектов РФ являются участниками. В нее вошел и Университетский колледж агробизнеса Омского аграрного университета. О программе рассказал директор колледжа Анатолий Шевченко.
– Анатолий Павлович, в чем суть программы? В свое время, когда вводилось ЕГЭ, не все были довольны этим экспериментом. Не вызовет ли очередной эксперимент недовольства?
Миссия, если так можно выразиться, этой программы – это решение кадровых вопросов в кратчайшие сроки. Сейчас примерно 50 % работодателей не совсем довольны качеством подготовки специалистов. Они говорят о том, что процессы подготовки затягиваются, и, когда открывается и запускается новое предприятие, становится трудно найти необходимых специалистов. И не было таких программ, которые могли подготовить специалистов в соответствии с требованиями.
По новой образовательной программе сами предприятия и являются заказчиками, они заключают целевые договоры и наблюдают за всем процессом подготовки. Они определяются с тем, какие специалисты им нужны, заключают договор, а мы начинаем подготовку на современной материально-технической базе, которая должна быть точно такая же как на предприятии, что позволит будущим специалистам проще адаптироваться. Студентов по этой программе предприятия-партнеры берут на практику и после окончания колледжа готовы предоставить рабочее место при заключении целевого договора.
– Как студенту попасть в эту программу? Можно ли перейти на профессионалитет, если ты учишься по стандартной программе.
– Прием на программу профессионалитета начнется с 1 сентября 2022 года. В нашем колледже он будет вестись по трем специальностям, входящим в «Профессионалитет». Студенты, которые уже обучаются по данным программам, могут также перейти на обучение в рамках проекта «Профессионалитет». Студент ничего не теряет, он получит такой же диплом.
Также у нас разработана программа популяризации, программа профориентационной работы. Мы будем активно говорить об этой программе и участвовать в разных мероприятиях. В апреле проведем день открытых дверей профессионалитета. Все заинтересованные могут прийти к нам в колледж, и мы подробно расскажем о возможностях программы.
Предполагается, что эксперимент будет длиться до 2024 года. Если правительство увидит, что он удался, то вся система среднего профессионального образования может перейти на профессионалитет.
– Существует позиция, что при переходе на «болонскую» систему университетского образования четыре года бакалавриата стало слишком мало, а магистратура нужна только для тех, кто собирается в науку. Не произойдет ли подобного в результате снижения срока обучения в учреждениях среднего профессионального образования? Два или три года – не слишком мало?
– Нет, такого срока подготовки достаточно для целей этой программы. Если взять федеральный образовательный стандарт, то мы все еще придерживаемся этого документа. Дело в том, что в нем – если упростить – определена структура программы обучения, и существуют модули обязательные, которые нельзя убирать и менять в количестве часов. Есть же модули вариативные, и вот уже их можно изменять. Пока что трудно говорить о том, какая именно будет программа. В том числе и потому, что оно все будет ориентировано под конкретных заказчиков, которые и участвуют с нами в согласовании программы. И если даже будет какая-то общая документация, то все-таки фокус идет на том, что у каждой специальности будут свои программы, которые необходимы конкретным заказчикам. И о специальностях, конкретных профессиях, которые получат выпускники, можно по факту будет говорить лишь после того, как будет полностью готова вся документация, и мы получим заказы от партнеров.
Пока что запланированы три базовые специальности: эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, техобслуживание и ремонт двигателей и систем агрегатов и автомобилей, технологии производства и переработки сельхозпродукции.
– Что с материальной базой? Речь ведь идет о подготовке и практике специалистов, и для этого собираются открывать центры.
– Материально-техническая база будет сформирована за счет финансирования из средств гранта, выделяемого Министерством просвещения Российской Федерации, и за счет софинансирования со стороны работодателей-партнеров.
– Ограничены ли места на обучения по этой программе?
– Количество мест на обучение в рамках профессионалитета будет определяться ежегодно, исходя из мониторинга потребности отрасли в данных специалистах. На 2022 год в рамках профессионалитета выделено 175 бюджетных мест.
– Какое вообще отношение у студентов и преподавателей колледжа к этой новой программе?
– Когда мы рассказывали о профессионалитете в разных группах студентов, которые сейчас учатся на специалитете, то практически каждый был готов перейти на эту новую программу. Оно и понятно, трудоустройство – это всегда отлично, да еще и на передовые производства с достаточно серьезной заработной платой. К тому же практика на современной технической базе для учащихся выглядит привлекательной – еще и с учетом того, что только на этой программе даже на практике все будут гарантированно получать зарплату.
Среди преподавателей оно также воспринимается положительно, в том числе потому, что сама программа также подразумевает курсы переподготовки преподавателей, которые участвуют в этой программе. И опять же, обновленная материально-техническая база здесь тоже выглядит крайне привлекательно.
Сам я смотрю на это позитивно. Программа появилась именно с подачи работодателей: они обратились к правительству, из-за потребности в специалистах среднего уровня, чтобы они могли работать на современном оборудовании и быть компетентными. Сейчас даже зерноуборочный комбайн – это сложнейшая машина, которая оборудована компьютером, и простой механизатор даже будет бояться подойти к такой машине. А передподготовка тех работников, которые не привыкли к новому оборудованию, зачастую сложнее, чем подготовка новых кадров, которые с самого начала привыкшие и понимают, что делают. То есть для меня самое главное – это то, что сами предприятия хотят эту программу, а значит, с большим шансом она действительно будет работать, и будет реальное трудоустройство выпускников. И я верю, что все участники и стороны программы готовы к решению поставленных задач.