Наталья ГАВРИЛОВА: «Современному человеку придется учиться всю жизнь»
на правах рекламы
04:27
-13 $ 105.06 +1.27
110.49 +1.62

Наталья ГАВРИЛОВА: «Современному человеку придется учиться всю жизнь»

от 09.12.21 в 08:36 версия для печати
Наталья ГАВРИЛОВА: «Современному человеку придется учиться всю жизнь»

Руководитель Института дополнительного профессионального образования Омского ГАУ рассказала, как, чему, зачем учатся, имея и диплом, и опыт.

В 2021 году Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) Омского ГАУ отметил 100-летний юбилей. Директор ИДПО, кандидат биологических наук Наталья Гаврилова рассказала в беседе с обозревателем РИА «Омск-информ» об этой уникальной структуре.

ИДПО – единственный профильный и ресурсный центр по реализации многовекторной системы непрерывного аграрного образования. Профориентационную работу институт начинает с детского сада. В центре корпоративного обучения аграрии-практики могут оказаться как студентами, так и преподавателями-экспертами.

– Наталья Владимировна, расскажите об участии вашего института в масштабном федеральном образовательном проекте «Школа фермера», этап которого для слушателей из Омской области завершился в начале декабря.

– Проект «Школа фермера» разработан совместно федеральным Минсельхозом и «Россельхозбанком».

Нашему региону впервые удалось войти в подобный проект, а институт выступил обучающей площадкой. Третий поток «Школы фермера» начался 1 сентября, а уже 3 декабря состоялся выпуск.

Обучение проходило на образовательной платформе «Свое фермерство» «Россельхозбанка». Лекции и практические занятия проводили ведущие специалисты банка, регионального Минсельхоза, передовых фермерских хозяйств Омской области, конечно же, преподаватели Омского ГАУ.

Изначально предполагалось 25 мест, но в силу высокого спроса на программу к обучению были допущены еще пять фермеров.

– Какой возраст фермеров, попавших в этот проект?

– Самый юный слушатель «Школы фермера» – представитель семейной династии, обучающийся второго курса университетского колледжа агробизнеса. Средний возраст слушателей составил 34 года.

Сегодня в агробизнес заходят заинтересованные в развитии своего дела на селе, в том числе не имеющие аграрного образования и опыта работы на земле.

Пожалуй, самый любопытный кейс – это история семьи слушательницы, которая несколько лет назад переехала из Омска в одно из сел Крутинского района, где развивают свое фермерское хозяйство. Проект фермерского хозяйства набрал наибольшее количество баллов при поступлении, а также получил грантовую поддержку от Россельхозбанка по окончании обучения.

Супругам чуть больше 30 лет, они многодетные родители. Но это им не мешает активно развиваться.

– А чему конкретно обучали в «Школе фермера»?

– Слушатели занимались по двум специализациям: это молочное скотоводство и адаптивное растениеводство. В рамках каждой специализации – обязательный экономический блок, где они изучали основы фермерства, тренды в ведении агробизнеса, познакомились с видами финансовой отчетности, правовыми основами ведения фермерского хозяйства. Особо привлекательными были выездные мероприятия на передовые хозяйства Омской области.

Три лучших выпускника «Школы фермера» получили денежные премии в размере 300 тысяч рублей на развитие своего бизнеса.

– Наталья Владимировна, можно ли говорить о существовании определенных целевых аудиторий ИДПО?

– В этом году мы провели большой ребрендинг, оргструктуру нашего института. Переформатировали систему взаимоотношений с нашими заказчиками, диверсифицировали образовательные программы. Необходимость в этом была продиктована временем: сегодня сложнее становятся техника, производственные процессы, а рынок труда меняет перечень профессий. Все это позволяет развиваться дополнительному образованию быстрее, быть более гибким и востребованным.

Мы как институт предоставляем возможности для разных целевых аудиторий из всех возрастных групп.

– Какова структура вашего института?

– Структура ИДПО – это три центра: довузовской подготовки, корпоративного обучения и лингвистический.

– Расскажите подробнее об этих направлениях.

– Самое мощное подразделение института – центр корпоративного обучения. Он адресован корпоративным клиентам и в первую очередь направлен на развитие практически всех категорий специалистов АПК.

Сельское хозяйство сегодня становится все более высокотехнологичным. Уже есть успешные кейсы, когда на полях работают беспилотные комбайны, действует система автономного управления сельхозтехникой. Инновации становятся обыденностью.

Наш институт – это единая точка входа для тех, кто хочет расширить свои компетенции. В настоящее время формируется система получения навыковых наборов, то есть программ, которые позволяют человеку развить и расширить комплекс своих компетенций.

Сегодня мы говорим не только о профессиональных компетенциях, но и о компетенциях, связанных с коммуникабельностью, гибкостью и критичностью мышления. И вот эти навыковые наборы, эти программы уникальны в плане реализации.

Мы проводим различные семинары с представителями АПК, знакомим их с тем, что происходит в стране. Например, аграрии из Московской и Калининградской областей и других регионов рассказывают о своих успешных кейсах и практиках.

Нашими мощными партнерами являются ведущие предприятия и организации как АПК, так и перерабатывающей промышленности, работающие в Омской области. Мы тесно сотрудничаем с Главным управлением ветеринарии, а министерство сельского хозяйства и продовольствия региона является нашим ключевым партнером. Минсельхоз, с одной стороны, участвует в создании образовательных программ, с другой – является организацией, контролирующей качество и количество обученных специалистов АПК.

– Правда, что вы работали с 5-летними детьми?

– До пандемии действительно центр довузовской подготовки сотрудничал с детским садом по развитию у малышей проектного мышления. Был интересный опыт, связанный с развитием экологического мышления.

Основное в центре довузовской подготовки сегодня – это курсы по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. Ребята по выбранному ими расписанию и предметам посещают курсы, когда им удобно. Это классические, наиболее востребованные предметы: физика, математика, русский язык, биология. Многие из них потом становятся нашими студентами.

Также мы работаем с хоккейной школой «Авангард». Часть программ реализуются на их территории, а по определенным дням эти дети приходят к нам.

– Кто может воспользоваться услугами вашего лингвистического центра?

– Запрос на языковую подготовку есть у разных групп населения. В нашем лингвистическом центре работают курсы иностранных языков, наиболее востребован английский. Обучаться языкам по программам может любой желающий. Дополнительно здесь обучаются и студенты Омского ГАУ. Вуз предоставляет им большие возможности по академической международной мобильности. Соответственно, есть определенные критерии и требования для студентов, вступающих в эти проекты. Важно владение иностранным языком на определенном уровне. Мы учим, а отдел международных связей отправляет их за границу.

В лингвистическом центре учатся также пенсионеры, которые путешествуют по миру и хотят чувствовать себя свободно и уверенно, владея английским языком. Программу обучения языкам мы можем подобрать с любого уровня знаний.

– А онлайн-образованием занимаетесь?

– Да, у нас своя образовательная платформа. Она находится на своем ресурсе, где выкладываются наши программы для пользователей дистанционных форм обучения. Онлайн-образование активно развивается. Сегодня это возможность для любого человека реализовать свои желания и потребности в развитии.

– Основные заказчики ваших услуг – жители Омской области?

– Не только, наша география постоянно расширяется. К примеру, начинаем работать со слушателями из Петропавловска-Камчатского.

– Какова ваша ценовая политика?

– Стоимость обучения зависит от программы. Есть элитные программы, на которые приглашаются спикеры из других регионов, это люди высочайшего уровня экспертности. Даже если они привлекаются в дистанционном формате, их услуги могут быть достаточно дорогостоящими. Но в целом мы проводим лояльную экономическую политику, и под любой запрос, под любого слушателя мы выстраиваем те программы, которые устроили бы обе стороны. Мы можем изменить формат обучения, объемы программы в часах. А также поделить стоимость обучения на удобные самому слушателю периоды. У нас хорошие цены за хорошее образование.

– Какие программы вашего института сегодня наиболее востребованы?

– Мы видим прирост слушателей на программах переподготовки и программах профобучения. Люди понимают, что программа повышения квалификации – это быстрая история, дающая определенные компетенции в рамках короткого периода. При этом программа переподготовки дает некое основание на получение новой квалификации с возможностью трудоустройства. Это направление мы прорабатываем со структурами университета, ответственными за трудоустройство выпускников. Но наши слушатели – это иная категория, лица, которые уже имеют хороший опыт в определенной сфере деятельности, люди 25–40 лет.

– Неужели уже в 25 лет, когда еще свежи вузовские знания, нужно дополнительно чему-то учиться?

– Сейчас в тренде полипрофессионализм и многокарьерность. Как раньше – получил диплом, поступил на работу и оттуда потом ушел на пенсию, – так больше не будет. Причем многокарьерность заключается не только в перемене мест работы, но и в изменении функциональных обязанностей. К этому надо готовиться.

В этом смысле дополнительное образование уникально, и на него делаются большие ставки как в России, так и в мире. Потому что сегодня из-за пандемии быстрее размываются образовательные и профессиональные границы. Когда-то страшное слово «фриланс» для многих становится основой для профессионального развития. Проживая в Омске, уже ничто не мешает быть сотрудником организации из другого региона или другого государства. Обучаться тоже можно везде, где хочешь.

Обратите внимание, что дополнительным образованием занимаются компании, вошедшие на этот рынок недавно. Например, «Лицей Академии Яндекса». Это образовательный проект, где большой конкурс и очень серьезные результаты. Компания «Ростелеком» тоже открывает свои образовательные направления. В том числе это подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Конкуренция на рынке образовательных услуг становится жестче, но и возможностей у людей учиться появляется больше.

В целом могу сказать, что за последние несколько лет наш институт сформировал очень хороший бэкграунд. У нас хрошие рейтинги и ориентация на развитие.

Беседовала Ольга Ложникова.

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ