Депутат Андрей Кипервар считает, что нужно пересматривать систему оплаты труда работников детсадов, увеличив окладную часть хотя бы на 50 %.
В дошкольных образовательных учреждениях необходимо проводить капитальные ремонты, повышать заработную плату, совершенствовать систему питания детей, заниматься благоустройством территории. К таким выводам пришел депутат Законодательного собрания Омской области Андрей Кипервар, пообщавшись с коллективами детских садов города.
– Андрей Яковлевич, почему вы заинтересовались этой темой?
– Когда мы говорим о проблемах системы образования, то, как правило, имеем в виду школы, а о детских садах вспоминаем не всегда. Я в рамках своей депутатской деятельности, честно говоря, намного чаще посещал школьные образовательные учреждения, чем детские сады. Между тем эта одна сфера образования, где есть общие проблемы, которые необходимо решать.
В ходе общения с коллективами детских садов я попытался выяснить, насколько детские сады отличаются от других образовательных учреждений с точки зрения системы организации их работы, начисления заработной платы, типичных проблем и достижений. Меня впечатлили стабильные коллективы. Довольно много молодых педагогических работников, хорошо подготовленных профессионалов, которые очень любят свою работу. Хотя зарплаты ниже, чем в школах.
Все садики, которые я посетил, с точки зрения организации педагогического процесса оставили очень хорошее впечатление. Обычно в садиках сформировано по 10–12 групп. Дефицита детей, конечно же, нет, но и нет серьезных проблем с переполненностью. Система отрегулирована.
– Какая сегодня средняя зарплата работника детского сада?
– Что касается зарплат, то в среднем педагогические работники детских садов получают около 18 тысяч рублей в месяц. Обратил внимание на сложную премиальную систему оплаты труда: всего 30 процентов составляет окладная часть и 70 – всевозможные надбавки.
Многие заведующие говорят, что это очень неудобно для работников. Сотрудник не может рассчитать свой доход, чтобы запланировать те или иные расходы – взять кредит, ипотеку или накопить на отпуск. И когда мы говорим о повышении уровня заработных плат педагогических работников, то почему-то имеем в виду только учителей в школах, а о воспитателях в детских садах забываем. Но это неправильно. Их роль в воспитании детей не менее важная. Ребенок находится весь день с ними. Я считаю, работать в детском саду – это особое призвание.
– Как организовано питание в детских садах?
– Много вопросов возникает с организацией питания детей в школах. В 2016 году был принят рекомендуемый суточный норматив питания детских садов – 137,45 рубля. Я считаю, что это весьма скромный показатель. За эти деньги ребенка нужно покормить пять раз в день. Ведь требования к питанию в детских садах высокие. Причем ситуацию усугубляет то, что в конце прошлого года произошло подорожание продуктов питания, которое продолжается до сих пор. Откровенно говоря, денег перестало хватать. Руководство различными способами пытается решить недостаток финансирования, например, оказывают дополнительные образовательные услуги в садиках.
Я считаю, что в детских садах питание должно финансироваться из государственного бюджета. Если в школах сумели организовать бесплатные горячие обеды для учеников младших классов, то почему эту систему не внедрить в дошкольных образовательных учреждения? Пока же за питание детей платят родители.
– С какими инициативами в отношении поддержки дошкольных учреждений вы как депутат могли бы выступить?
– Я считаю, надо пересматривать систему оплаты труда работников детских садов, увеличив окладную часть хотя бы на 50 процентов. Премиальная часть должна составлять 20–30 процентов от общей суммы зарплаты, остальное – гарантированный оклад. Необходимо решать вопрос с капитальным ремонтом зданий, благоустройством территории. У многих садиков сегодня веранды находятся в аварийном состоянии. Очень мало спортивных площадок. Я думаю, все это реально.
Пять лет назад начались программы по ремонту дорог, благоустройству дворов, улиц, парков и скверов. Эта программа дает свои плоды. Затем стартовала жилищная программа, льготная ипотека. С этого года идет реформа первичного звена здравоохранения. Следующим этапом должна стать масштабная модернизация системы образования – как школьного, так и дошкольного. Такова логика развития нашего государства.
Еще недавно никто не верил, что в Омске приведут в порядок дороги. Кто бы мог поверить, что ставка по ипотеке может быть 3 процента? Но ведь это уже наша реальность. Поэтому я думаю, что поднять зарплаты педагогам и отремонтировать школы и детские сады вполне по силам нашему государству.