Новый лидер омских коммунистов рассказал об отношении к протестным акциям, ситуации после транзита власти в обкоме и планах на мандат депутата Госдумы.
Смена руководства Омского областного отделения КПРФ произошла 20 марта. На региональной отчетно-выборной партийной конференции были избран новый состав обкома и контрольно-ревизионной комиссии, а заодно утверждены делегаты на XVIII съезд КПРФ (начнет работу 24 апреля в Москве).
Прежний первый секретарь обкома 71-летний Александр Кравец после 28 лет руководства оставил свой пост в период фактического старта кампании по выборам депутатов Государственной думы и Законодательного собрания Омской области. Что означает этот маневр, куда идет партия вообще и ее омское региональное отделение в частности, РИА «Омск-Информ» рассказал новый лидер коммунистов, руководитель фракции КПРФ в областном парламенте Андрей Алехин.
– Андрей Анатольевич, вы состоите в КПРФ с первого дня образования партии. Вам, как члену ЦК, наверняка ясен генеральный курс партии, а вот другим уже нет. Современная КПРФ – это еще про социализм или уже про защиту интересов трудящихся исключительно в стенах разнокалиберных буржуазных парламентов?
– Восстановление социализма и возрождение СССР – это программное положение Коммунистической партии Российской Федерации. Ради этого партия создавалась и никогда от этого курса не отказывалась. Да, за последние 30 лет в стране и мире много поменялось. Сегодня под трудящимися КПРФ подразумевает не только рабочих, но всех наемных работников, не владеющих средствами производства. Вот вы, журналисты, кстати, в большинстве своем как раз наемные работники, и в том числе ваши права готова отстаивать КПРФ. Выполняя заказ работодателя, журналистам часто приходится писать о том, что социализм сегодня никому уже не нужен. Убежден, что это не так.
Даже по официальной статистике на долю всего десяти процентов самых богатых граждан сегодня приходится 45,5 % общего национального дохода. В то же время почти 20 млн человек, или почти 13 % населения, живет на доходы ниже прожиточного минимума. Теперь уже во всех социальных слоях общества растет понимание, что наша страна не может и не должна существовать в условиях такого дикого имущественного неравенства.
Я прошел через множество избирательных кампаний, в ходе которых приходилось много общаться с людьми. Большинство из них поддерживает идею возрождения социализма. Левый поворот в стране возможен, он назрел, и, если бы выборы проходили по-честному, он бы уже произошел.
– Протестные настроения в обществе растут, чем и воспользовался Навальный. Но к чему, кроме честных выборов и борьбы с коррупцией, он призывает? К построению мифического «честного капитализма»? Если честно, я вообще не вижу принципиальной разницы между Путиным и Навальным. Допусти последнего к власти, и, думаю, станет только хуже. Этот парень под Западом ходит, может и Крым отдать, и Донбасс, и Белоруссию слить.
Теперь об уличных акциях. На январские и февральские митинги вышли не только навальновцы, но и люди, не довольные своим экономическим положением и общей ситуацией в стране. Их можно понять, но для самого Навального все эти люди лишь расходный материал. Чем больше их будут «винтить» на улицах, тем лучше, тем больше информационная шумиха. А законы сейчас драконовские, и участники протестов вполне реальные сроки получают. В Омском региональном отделении КПРФ тоже были горячие головы, которые рвались на январские митинги, но здравый смысл возобладал. Наш принцип – понапрасну людей не подставлять. Революционная ситуация пока не созрела. Вопрос о власти, скорее всего, будет действительно решаться на улицах, но вряд ли улицах Омска. Революции делаются в столицах.
Мы, коммунисты, пока еще надеемся на мирный переход власти через выборы, а непродуманное и неподготовленное участие в протестных акциях этому может только помешать. Повторюсь, законы сейчас и так драконовские, но к ним добавились еще противоковидные ограничения. Вот нашего второго секретаря обкома Ивана Федина, депутата горсовета между прочим, оштрафовали на 10 тыс. рублей всего лишь за организацию возложения цветов к Вечному огню в день 101-й годовщины освобождения Омска от Колчака. В следующий раз ему грозит штраф уже до 300 тыс. рублей, плюс могут не допустить к участию в очередных выборах.
– Омская область даже по меркам в общем «левой» страны всегда была в так называемом «красном поясе». Это следствие обиды омичей на действующую власть?
– Действительно, на выборах федерального уровня КПРФ в Омской области показывает очень высокие результаты, и если брать разбивку по регионам, то как минимум в топ-5 мы всегда входим. В 2016 году, например, мы в городских округах «Единую Россию» победили, несмотря на весь ее административный ресурс. Популярность компартии среди омичей объясняется прежде всего действенностью работы областной партийной организации. Во многом это личная заслуга Александра Алексеевича Кравца. Я рядом с ним проработал много лет и видел, через какие бои ему пришлось пройти и сколько здоровья при этом оставить. Но и результат налицо: мы создали самую эффективную парторганизацию в стране.
На сегодняшний день наш «Красный путь» – это, пожалуй, лучшая в России партийная газета. Да даже и не партийная, если посмотреть на ее тираж в 12 тыс. экземпляров. И это не какой-нибудь боевой листок, а газета для всей семьи в 24 полосы. Провластные областные газеты без бюджетной подпитки и близко не подберутся к таким результатам.
– Кроме «Красного пути», у нас есть свой круглосуточный телеканал «Обком ТВ». Его можно смотреть как по кабелю, так и на сайте. Но от газеты мы не откажемся, для нас это не просто средство агитации, а вот прямо в соответствии с ленинским определением «коллективный организатор». Каждый вторник типография, которая тоже в собственности обкома, кстати, газету печатает, и машины с ней разъезжаются по всем районам области. Партячейки на местах газету ждут, а для этого надо как минимум людям собраться. Раз собрались, можно попутно обсудить множество вопросов. Потом газета разносится по конкретным адресам, и это уже возможность для агитации «от двери к двери». В итоге партийные организации на местах заняты реальным делом не только в периоды предвыборных кампаний, а еженедельно.
– Вернемся к выборам, которые к тому же не за горами. Вам согласно новому статусу секретаря влиятельной партийной организации какой мандат положен – депутата Законодательного собрания или теперь уже только Госдумы?
– Ни в каких внутрипартийных регламентах это, конечно, не прописано. Такие вопросы всегда решаются в индивидуальном порядке. Понятно, что мандат депутата Государственной думы существенно расширяет возможности региональной партийной организации. То, что Александр Алексеевич Кравец был на протяжении пяти созывов депутатом Думы, очень помогло омскому обкому КПРФ крепко встать на ноги. Во-первых, депутату Госдумы положены официальные помощники, а это ведь профессиональные партийные работники. Во-вторых, у него есть помощники на общественных началах, и даже их удостоверение позволяет свободно перемещаться по региону.
В региональной парторганизации уже сформирован предварительный список участников предстоящих в сентябре выборов в Госдуму. По одномандатному округу № 139 предложена моя кандидатура, по 140-му – кандидатура Олега Смолина, а по 141-му – кандидатура Константина Ткачева. Хочу подчеркнуть, что пока это только список кандидатов в кандидаты, и окончательно их утверждать будет съезд партии. Там же будет принято решение о том, кто возглавит региональный список КПРФ, но, возможно, это буду я. Собираюсь также баллотироваться на выборах в Законодательное собрание, но, скорее всего, ограничусь только списком. Буду работать в парламенте того уровня, на выборах в который одержу победу.
– Первая позиция в региональном списке КПРФ на выборах в Госдуму оставляет место для сомнений в получении мандата?
– Повторюсь, список окончательно еще не утвержден, но есть и другие нюансы. Общее количество мандатов будет зависеть от результатов партии на выборах, а затем они будут распределяться между членами федерального и регионального списков. В КПРФ сейчас 37 региональных групп, и с 2016 года Омская область значится как отдельная единица. Если бы в качестве результата учитывался процент набранных партией голосов, мы побеждали бы «в одну калитку» и гарантированно брали бы мандат. Однако на думских выборах считаются не проценты, а физические голоса.
Как известно, Омская область не самый густонаселенный регион, и для гарантированного прохождения в Думу по партспискам нам может не хватить количества избирателей. Для примера: в том же 2016 году за список КПРФ в Омской области отдали голоса более 180 тыс. избирателей. Вроде бы много, но тогдашнему лидеру списка достался уже предпоследний мандат. И это был Кравец с его годами нарабатываемым авторитетом.
Сейчас проблема усугубится. По предложению ЛДПР, которое поддержал Совет Государственной думы, в федеральных партсписках было по 10 членов, сейчас будет по 15. С одной стороны, партия получит возможность провести в парламент какие-то знаковые для нее фигуры, с другой, эти пять мандатов не получат регионы. В общем, мне до сентября надо будет очень постараться, чтобы победить как списочнику.
– А чем теперь намерен заняться Александр Кравец? Насколько безболезненно прошла ротация руководства в омском обкоме КПРФ?
– Для организации это был шок. Первый раз о намерении сложить с себя полномочия первого секретаря омского обкома КПРФ Александр Кравец сообщил два года назад. Мы с товарищами тогда уговорили его остаться, и я надеялся, что это удастся сделать и сейчас. На мой взгляд, он в прекрасной форме, и команда «Кравец – Алехин» должна была как минимум отработать предстоящую избирательную кампанию. Но Александр Алексеевич принял твердое решение, и теперь моя задача – не уронить высоко поднятую им планку. Причем как бывший спортсмен я понимаю, что работа только на удержание в конечном итоге будет означать проигрыш. Всегда нужно двигаться только вперед, и я рассчитываю на помощь Кравца. Он остается членом омского обкома КПРФ, а кроме того, до сентября он все еще депутат Государственной думы.
– Ни я, ни другие члены обкома никогда не отказывались от публичных мероприятий. Коммунисты просто обязаны быть с народом. Другое дело, что под предлогом пандемии всему народу ограничили возможности для собраний. Будем искать любые доступные формы и способы проведения массовых акций. Точно могу сказать, что 22 апреля, в день празднования 151-й годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина, мы проведем традиционное возложение цветов к его памятникам. Я буду на Ленинской горке, а вообще в Омске сейчас шесть памятников Ленину, и акции пройдут у каждого из них. Пройдет возложение цветов и на селе. Благодаря позиции обкома КПРФ памятники Ильичу сохранились в 31 из 32 муниципальных районов Омской области.
– Вы вспомнили о сложных отношениях омских коммунистов с губернатором Леонидом Полежаевым, а как вам работается при губернаторе Александре Буркове? Формально он человек левых взглядов, а партия «Справедливая Россия», членом которой он является, теперь официально стала социалистической.
– Скажем так: рабочие отношения. Когда возникали проблемы, которые быстрее и проще было бы решить при личном общении, Александр Алексеевич (Кравец) достаточно легко мог выйти на Александра Леонидовича (Буркова). Как руководитель фракции КПРФ в Заксобрании я тоже неоднократно встречался с главой региона. По одним вопросам спорили, по другим находили компромиссы.
Социалистические взгляды Буркова для меня вопрос спорный. Он человек системный, и, как мне кажется, в приоритете у него задачи, которые ставит перед ним Кремль. Не исключаю, что, будучи справедливороссом, он вынужден будет поддерживать «Единую Россию».
Почувствовав настроения электората, сейчас многие политические партии и движения вдруг прозрели, полевели и стали «социалистическими». Мы еще увидим, как ближе к выборам вновь нарисуются различные альтернативные коммунисты. У всех этих «левых» одна задача – оттянуть голоса у КПРФ. Значит, нам надо активней работать и объяснять людям, кто есть кто.
Беседовал Сергей Рудометов