Люди Любинского. Наталья Горбунова, Юлия Остапюк и их «ФедяДичь»
С предпринимателями поговорили о бизнесе, любви к Омску, о новом ресторане северной кухни и где они хотят видеть свой бренд лет через пять.
Мы продолжаем серию публикаций в рамках проекта «Люди Любинского». Рассказываем, как предприниматели, сохраняющие исторический центр Омска, создают настоящее нашего города и прокладывают дорогу в будущее.
Основатели омского бренда «ФедяДичь», предприниматели Наталья Горбунова и Юлия Остапюк рассказали о том, как зашли на новый для себя рынок и в кратчайшие сроки добились успехов в нишевом бизнесе. На сегодняшний день уже продано четыре франшизы #ФедяДичь: в Москве, Перми и две в Екатеринбурге. Ведутся переговоры с другими перспективными регионами.
С Юлией и Натальей мы поговорили о семейном деле, о любви к Омску, как правильнее реагировать на непредвиденные ситуации, о новом ресторане северной кухни «ФедяДичь», а также о том, каким они видят свой бизнес лет через пять.
«ФедяДичь» становится зонтичным брендом
Начиналось все более четырех лет назад, с небольшого магазинчика интересных продуктов. На старте мало кто, кроме самих бизнес-леди и их ближайшего окружения, верил в то, что продажа деликатесов из дичи, сладостей из дикоросов, оригинальных корпоративных подарков не только может быть востребованной, но и приносить прибыль, позволяющую динамично развиваться.
Как рассказали девушки, все началось с тайги. Несколько лет они занимались заготовкой кедрового ореха в Иркутской области, отсюда и любовь ко всему таежному и чистому.
Идея открыть таежную лавку витала давно, и в 2018 году она приобрела физическую форму. Совместно приняли решение открыть небольшую таежную лавку в Омске, где были бы представлены деликатесы из дичи, варенье из шишек, травяные чаи, конфеты и десерты на основе кедрового ореха, северных ягод. И, когда это было еще не так модно, Юлия и Наталья решили, что в магазине будут представлены только российские производители. Постепенно магазин стал и стартовой площадкой для омских производителей, которые впоследствии вышли не только на региональный рынок, но теперь представлены и в других городах.
Название «ФедяДичь» родилось в результате великого мозгового штурма… на кухне совместно с мужьями и детьми. И это было первое наименование в длинном списке. Оно вызывает много ассоциаций, и, конечно же, первым вспоминается эпизод из фильма «Бриллиантовая рука».
Подарочные наборы, состоящие из тех же интересных продуктов, визуально «приправлены» омской тематикой. #ФедяДичь тесно сотрудничает с известным омским художником Сергеем Демиденко, изображение серии картин которого проецируются на подарочных боксах, стаканах, бутылках с водой.
«Продайте что-нибудь омское»
Например, делегация из Омска отправляется на выставку, форум, важные деловые переговоры. Не ехать же с пустыми руками! Компания «ФедяДичь» может в кратчайшие сроки сформировать несколько десятков наборов, при желании, оформить логотипом заказчика. На выбор более 30 видов подарочных боксов и презентов. Клиентоориентированость – это очень важный момент при работе с корпоративными заказчиками. Готовые решения, предугадывание пожеланий, несколько вариантов на выбор и индивидуальный подход – залог долгосрочного сотрудничества.
За более чем 4 года у компании появилось много постоянных партнеров. Но и индивидуальные подарки пользуются большим спросом. Особенно когда адресат – человек, которого трудно чем-то удивить.
– Мы приходим на помощь, если возникает вопрос, что подарить своему близкому, или руководителю, коллеге по работе. Подбираем подарок на основе информации о том, кому предназначен подарок, какой бюджет... все имеет значение, – уточняют предпринимательницы.
Вполне логично, что фирменная точка продаж появилась и в Омском аэропорту. Многие в последний момент спохватываются: надо бы увезти с собой что-то омское. Популярностью у авиапассажиров пользуются местные крафтовые сыры, деликатесы из дичи, иван-чай, кедровый орех и цукаты из шишек – полезное и вкусное лакомство омского бренда. Новинки – мармелад из княженики и морошки, ягод князей и царей.
– В нашей точке в аэропорту часто спрашивают, продайте что-нибудь омское. А что-то чисто омское найти сложно. Кроме любинской сгущенки, никто ничего не знает. Хорошо, что появились сыры, их отлично покупают. Добавили омское мороженое. Стараемся находить локальных производителей и развивать товары бренда #ФедяДичь, – подчеркивают основательницы компании.
Всегда оставаться на плаву
Но даже когда все просчитано до мелочей, жизнь вносит свои коррективы. К примеру, точке «ФедяДичь» в FestivalCity, скорее всего, для более успешного развития помешала пандемия. От магазина с гастродвориком в этой, казалось бы, подходящей локации пришлось отказаться. Решение, тяжело давшееся предпринимателям, оказалось верным. И было вознаграждено – после закрытия низко рентабельной точки выросли продажи во флагманском магазине на Лермонтова.
Кстати, быстрое реагирование на непредвиденные ситуации – это одна из тактик предпринимательниц. Она себя оправдывает и позволяет всегда оставаться на плаву.
Еще один денежный «ручеек» – интернет-магазин. Посылки из Омска формируются каждый день и отправляются во все уголки России. Узнаваемость бренда растет и распространяется за пределы Омска.
Также #ФедяДичь представлен на маркетплейсах Wildberries и OZON. В дальнейшем Юлия и Наталья видят организацию собственного производства продукции из кедрового ореха, клюквы и голубики, травяных чаев.
Когда бизнес, что называется, зашел, конечно же, приходится задумываться о том, как его масштабировать. Открывать что-то самим в других городах Юлия и Наталья пока не рискуют. Все же специфика их бизнеса требует постоянного личного контроля. Зато франшиза формата магазин плюс гастродворик – перспективное направление, которое уже начало себя оправдывать, и его они оценивают как оптимальный вариант.
От гастродворика до ресторана
Кстати, гастродворика изначально в проекте не было. Небольшое заведение общепита на четыре столика к магазину присоединилось после многочисленных просьб туристов. Поскольку магазин «ФедяДичь» на Лермонтова, 4, находится рядом с гостиницами, голодные гости нашего города часто заходили в необычный магазин в поисках перекуса.
– Два года назад у нас появилась идея по поводу небольшого кафе. Люди заходили в магазин и спрашивали, нет ли чего-нибудь поесть. К нашей команде присоединился известный шеф-повар Павел Вайнбендер, мы его ждали более чем полгода. Павел составил авторское меню на основе локальных продуктов, дичи и, конечно же, дикоросов. Сейчас у нас всего семь столиков и летняя веранда, вкусная кухня и зал постоянно полон. Надо расширяться, подумали мы, – рассказала Юлия Остапюк.
Ощутимое развитие общепита в Омске компания продемонстрирует до конца лета. В ТК «Пять звезд» готовится к открытию ресторан северной кухни «ФедяДичь» на 70 посадочных мест со сценой, баром, живой музыкой. Там будут не только вкусно кормить гостей, но и проводить различные интересные мероприятия.
– Ресторан «ФедяДичь» – это гастрономическое пространство с северным направлением кухни. Под севером мы понимаем как кухню скандинавских стран и народов, так и кухню Сибири и северных народов России. Ключевая идея – работа с локальными и фермерскими продуктами, акцент на сезонности меню. В основе барной и винной карт лежит эта же философия. Наши основные ценности – это искренность, открытость, постоянное развитие, – резюмируют бизнес-леди.
Знакомимся ближе: Юлия
Кто же они, бизнес-леди, решившие прославить Омск на всю нашу необъятную Родину? Свое теплое отношение к городу обе постоянно подчеркивают. Любовь к Омску, судя по всему, стала одной из движущих сил для их бизнеса.
– У меня трое прекрасных детей, любимый муж, самая лучшая в мире собака и вредная кошка. Старшая дочь Александра работает вместе со мной, у нее с 14 лет есть трудовая книжка, успела попробовать себя в роли продавца, бариста, три года заполняла финансовые отчеты, а в летние каникулы проработала поваром на нашей кухне. Сейчас Саша учится в вузе, осваивает две профессии, но продолжает работать по вечерам. Сыновья пока не сильно хотят вникать в мой бизнес, Кирилл с 15 лет пишет биты и продает их на зарубежных площадках, Мише пока 14 лет, и он круто играет в баскетбол, – рассказала Юлия Остапюк.
Сама Юлия более 20 лет назад окончила Омский аграрный университет. До «ФедяДичь» – большой опыт в уникальном для города направлении бизнеса.
– Основной мой бизнес – это профессиональный звук и свет, театральные и сценические технологии, конференц-системы. Все основные театры города, Концертный зал, Омская филармония, рестораны и кафе, многие магазины оснащены нашим оборудованием. Наша компания называется «Лайт Саунд Системс Инжиниринг» – звуковые и световые системы. У меня есть старший партнер, человек с большим опытом в данной сфере Александр Муравицкий, с которым мы уже 22 года работаем вместе. Сделали много цирков, театров, концертных залов, стадионов по всей России. У нас собственные проектное, монтажное и производственное подразделения, мы являемся дистрибьюторами и дилерами сценического и мультимедийного оборудования известных брендов. Кстати, мы с мужем работаем вместе, поэтому всегда на связи, – поделилась Юлия.
Бизнес-леди рассказала и о своих интересах. Она постоянно находится в движении, обожает путешествовать, ищет что-то новое. Если раньше было много заграничных поездок, сейчас переориентировалась на внутренний туризм: Алтай, Байкал, Белокуриха, Хакасия, в планах, конечно же, Камчатка. Очень любит проводить время со своей семьей, это бесценно.
В этом увлечении Юлия полностью совпадает с Натальей. Вместе они исколесили всю Омскую область. Часто бывают в мистическом месте силы – Окунево. Поездки в районы области – это еще и производственная необходимость. Нужно же искать новых поставщиков необычных локальных продуктов.
Знакомимся ближе: Наталья
В бэкграунде Натальи Горбуновой бьюти-бизнес, преподавательская деятельность. Первые два образования – педагогическое и экономическое, с защитой аттестационной работы «Выведение нового продукта на рынок» и правом ведения деятельности за рубежом. Параллельно 10 лет назад - первые обучения в институте новой психологии Анны Матари, постоянное повышение квалификации, навыков и поиск новых методик. Ведет психологическую практику, тренинги, разработала авторские программы.
– Более 30 лет занимаюсь бьюти-сферой, являлась амбассадором известных косметических брендов. У нас бизнес-направления разновекторные. Но есть одна очень важная составляющая – люди. И все направления, в которых лежит моя зона ответственности, дополняют и поддерживают друг друга. Например, навыки майндпроцессинга в сфере психологии помогают в любых жизненных ситуациях, начиная с деструктивных состояний, кризисов, которые испытывает каждый человек, а также мотивационные методы, которые раскрывают индивидуальные особенности, качества и здорово помогают при профессиональном выгорании. Любите то, чем вы занимаетесь, и вы никогда не будете испытывать раздражение и усталость, – подчеркивает Наталья.
Увлечение путешествиями, работа с туристами, дружба с гостями города вылились в плодотворное сотрудническое с областным Туристическим информационным центром (ТИЦ) и с местными туркомпаниями.
– Совместно с ТИЦ организуем дегустации для иногородних гостей, выездные мероприятия. У нас много совместных мероприятий для детей, квесты на знание города. Мы очень любим свой город и наши омичи очень тепло приняли такие проекты, как «Омск вкусный» и «Омск – красивый». Цель этих проектов – познакомить омичей и гостей нашего города с местными производителями, которых мы приглашаем к нам на встречи. В перспективе планируем с ТИЦ выездные программы на береговую линию. С частными фирмами хотим организовать речные прогулки на небольших судах, на 5–10 человек, возможно, с выходом на берег, – уточняет Наталья. – В данный момент гастродворик является заключительной точкой туристических маршрутов с посещением нашего пространства. Мы готовы к сотрудничеству и предоставляем дисконтную систему. Такие мероприятия позволяют знакомиться с большим количеством локальных продуктов, узнавать много интересного, обогащаться новыми впечатлениями и знакомствами.
Дочь и зять Натальи тоже работают в компании «ФедяДичь», обеспечивают IT-решениями, отвечают за продвижение и разрабатывают узнаваемый дизайн макетов новых товаров марки #ФедяДичь.
С любовью к Омску
– Мы – молодой, целеустремленный, активный, с нестандартным подходом, динамично развивающийся омский проект. Набираем обороты и присоединяем все новые направления. Сотрудничаем с международной организацией «Еда без спешки», члены «Опоры России» и Торгово-промышленной палаты, которые очень нас поддерживают: юридическое и финансовое сопровождение, займы, гранты и просто дружественная атмосфера. Если возникает какая-то проблема, обращаешься – и сразу же помогут. Есть предпринимательские чаты, это тоже большая поддержка, – подчеркивает Юлия. – На данный момент времени #ФедяДичь – это команда из 25 человек, сейчас активно расширяемся в связи с предстоящим открытием ресторана. Наша задача – объединить вектор развития разных направлений бизнеса через профессиональный подход, точечное обучение, общие ценности, доброжелательное взаимодействие, взаимопомощь, любовь к Омску и своей работе, людям, для возможности развития нашего региона, который представляют счастливые и дружелюбные люди.
Есть у Юлии и Натальи и видение своей компании через 5 лет. Планы – амбициозные: представить омский бренд «ФедяДичь» во всех регионах России. Пожелаем им удачи!