Печать новости
Омск-информ
https://admin-old.omskinform.ru/news/187578

«Додж» и «Бьюик»: омский полковник реставрирует раритетные машины

Необычное хобби даже помогло Михаилу Засорину победить смертельное заболевание. Всего за 20 лет специалист отремонтировал 20 раритетных машин.

Реставратор Михаил Засорин известный человек в Омске. За 20 лет 73-летний инженер-механик отремонтировал 20 ретроавтомобилей, 9 их них он продал, а 11 находятся в его частной коллекции. В основном это довоенные машины, собранные  буквально по винтику. Недавно мастер вновь всех удивил: привел в порядок  трофейный немецкий «Опель Капитан» 1939 года и выставил его на продажу за 950 тыс. рублей.

«Волга» от вице-президента «ОШИ»

Обозреватель «Омск-информа» побывал в гостях у реставратора. Рабочий «кабинет» находится у Михаила Засорина в гаражном кооперативе в 17-м Военном городке. В мастерской царит творческий беспорядок: повсюду провода, запчасти, микросхемы.  Но Засорин говорит, что все на своих местах: так, как ему нужно. Всего реставратор выкупил 13 гаражей для своих ретромобилей.

 

Мастер поделился, что начал реставрировать раритетные машины в 2003 году, когда купил «Волгу». Кадровый военный, служивший в Африке, полковник, инженер-механик решил освоить трудозатратное хобби спонтанно, как он шутит, «за рюмкой чая».

– Мы сидели в День Военно-морского флота с соседом-моряком, который  много лет ездил на «убитой» «Волге-21». Он сказал: «Знаешь, завтра продаю машину цыганам». Я начал сопротивляться: «Ни в коем случае!». Купил у него за 5 тыс. рублей.  А утром встал и думаю: «Зачем она мне нужна?», – вспоминает реставратор.

А дальше пошло-поехало. Михаил Засорин нашел «Волгу» в Порт-Артуре в гораздо лучшем состоянии всего за 3 тыс. рублей, забрал и ее в качестве «донора». И тут в дело снова вмешался случай, то есть сосед по дому. На этот раз – вице-президент ГК «ОША» Григорий Аверченко. Он рассказал, что 80-летний сосед брата продает «Волгу».

– Приехал, посмотрел: елки-палки. Почти новенькая! Купил и ее, сделал. А две предыдущие машины продал, – говорит Михаил Кузьмич.

Мастер так увлекся, что мог одновременно восстанавливать до 25 авто – больно жалко было, что техника пропадает. Со временем от нераритетных образцов отказался. Теперь занимается только винтажными машинами.

Из металлолома в ВИП-лимузины

Постепенно увлечение стало довольно прибыльным занятием. А теперь еще и продуктивным досугом на пенсии.

У Михаила  Засорина  появилась своя компания, которая занимается прокатом ретромобилей на свадьбах. Потому раритетную технику можно довольно часто встретить на улицах Омска. Самая уникальная машина – «Додж» 1928 года, она осталась одна в России и попала к мастеру из Кызыла. Голубая «Шевроле» прибыла из Новосибирска и, как и остальные авто, была в состоянии металлолома.

Самая дорогая – «ГАЗ  М-1». Недавно ретромобиль купил коллекционер из Москвы. Настоящие жемчужины коллекции – «Бьюик С-40» 1937 года, кабриолет «Опель Адмирал» 1938 года, все они на ходу.

Аристократичный «Бьюик» до своей второй жизни гнил в огороде на окраине Омска. Пока не попался на глаза реставратору.

  – «Бьюик С-40» 1937 года – трофейная машина. Когда  в 1945 году закончилась война в Берлине, военные вывозили все, что могли. Генералы забирали машины, полковники – мотоциклы, майоры – ружье, музыкальные инструменты и посуду, – пояснил Засорин. – Этот «Бьюик» попал в Москву, видимо, с военным офицером, в Омск ее пригнал один ювелир в 80-х годах. Потом продал раритет. И у последнего хозяина она валялась разобранная в огороде на Марьяновской: двери, молдинги, все отдельно.

Реставратору удалось привести машину в порядок, получилась настоящая «конфетка». И теперь она катается по улицам города на свадьбах.

А наибольшей популярностью у молодоженов пользуется «ГАЗ-12 ЗИМ». Это правительственные автомобили, на одной из таких ездил первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. На омской модели катался глава епархии в 80-е годы.

– Человек покупал себе у омской епархии эту машину. А потом избавился от нее. Так авто попало ко мне, – говорит реставратор.

С машинами реставратора регулярно случаются забавные происшествия, в принципе, любое ДТП с их участием – нерядовое явление. Однажды «Додж Фаэтон» попал в аварию.

– Едет он со свадьбы, и тут в бок  врезается «Фольксваген Туарег». Поехали в экспертное бюро, специалисты в шоке. Машина 1928 года. Как оценивать ущерб? – смеется Михаил Кузьмич.

Машины мастера настоящие «звезды кино». Так, в 2010 году в картине омского режиссера Максима Дьячука «Три для войны» снялся «Опель». В фильме «По следам черной кошки» катались «Бьюик» и «ГАЗ-67».  В «Несломленном» про генерала Дмитрия Карбышева ездил «ГАЗ-67».

Детали только свои

Сейчас в мастерской инженер трудится над восстановлением американского раритета «Додж  Д13» 1939 года выпуска. Авто обошлось недорого, в 170 тыс.  рублей, поскольку время и любители цветмета не пощадили его. Продал ретромобиль известный томский коллекционер, владелец более 100 винтажных экземпляров Андрей Барышников. О первом хозяине машины ничего не известно. Однако Михаилу Засорину удалось узнать, что такие автомобили закупали для  НКВД.

– Всю неделю буду копаться в проводке. Летом сам соберу и покрашу. А делать обшивку салона отдам в частную компанию, – поделился планами реставратор.

На восстановление раритета уйдет не меньше года.

– Обычно практически все меняю. И здесь все было сгнившим: не было крыльев, подножек, пола. Снимал и варил кузов и раму. Разбирал «под ноль», – перечисляет мастер.

Отдельная головная боль – запчасти. Импортные приходится ждать годами, да и дорого. Другое дело – отечественные комплектующие, но их непросто достать. Раньше на помощь приходили объявления в газетах «куплю-продам», а теперь интернет. Многие детали Михаил Засорин производит сам, выполняя максимально похожий вариант. Приобретать оригинальные детали можно, но тогда машина станет «золотой».

– Каждые гайка и болт закручены моими руками, для меня секретов нет. Авто выходит как с завода, – говорит мастер.

Восстановленные ретромобили Засорин продает от 1 до 3 млн рублей. Покупатели на такой товар находятся нечасто – все-таки это штучные образцы, для тонких ценителей. Раньше мастер со своими ретромобилями участвовал в автовыставках в Новосибирске, однако вместе с ковидными ограничениями такие встречи прекратились.

Хобби победило онкологию

Несколько лет назад в грандиозные планы реставратора вмешалась онкология. Военному офицеру удалось договориться и попасть в онкологический центр Блохина.

Правда, реставратор пробился туда с большим трудом. Людей старше 60 лет в этот центр не берут, справедливо опасаясь за жизнь пациента. Пришлось уговаривать врачей.

– Все-таки я не последний человек в Омске. Созвонились с хирургом. Он пригласил к себе на прием. Осмотрел, шутки-прибаутки. Но взялся. А так давно бы закопали уже. Чуть кони не двинул, – шутит Кузьмич.

Реставратор с легкостью вспоминает, как лазером ему выжгли опухоль. В Омске такие вмешательства не проводятся. Уникальная операция длилась 12 часов 47 минут. За это время сменились три бригады врачей. Михаил Засорин это испытание перенес стоически, полгода соблюдал специальную диету. И в итоге победил смертельную болезнь. Теперь каждые полгода наблюдается, но в целом свеж и вновь полон планов. Мастер верит, что помогло не только природное жизнелюбие, но еще и хобби.

Правда, супруга относится скептически к увлечению реставратора и не очень верит в  целительную силу «гаражного» ремесла.

– Я уже в этом гараже лет семь. Так вот жена даже семи раз здесь не была. Она любит дачу. Конечно, хочется, чтобы я был с ней. Говорю: «Ты в мастерской не бываешь, а я на дачу не иду», – посвятил в детали семейного быта Михаил Засорин.

Но здесь реставратор слегка лукавит: вместе они живут душа в душу долгие годы. И супруга продолжает трогательно заботиться, прося предупреждать о выходе из мастерской. Чтобы приготовить свежий обед или ужин. А Михаил Кузьмич продолжает жалеть старую брошенную технику, ей ведь тоже непросто пришлось.

Елена Ляхова

16.02.24 20:20