Печать новости
Омск-информ
https://admin-old.omskinform.ru/news/183267

«Перекупы под крышей»: стоит ли омичам покупать подержанные авто в салонах?

Как оказалось, покупка видавшей виды машины в салоне – это очень рискованная затея. Можно и переплатить, и остаться без автомобиля.

На минувшей неделе стало известно о том, что жителю Омска в автосалоне продали находящуюся в угоне подержанную машину. Казалось бы, где еще, как не в автосалоне, меньше всего шансов наткнуться на бывшую в употреблении «машину с браком» как с технической, так и с юридической стороны.

В сознании простых покупателей отложилось, что в салонах покупать машины все-таки надежнее, чем где-нибудь на авторынке на 1-й Заводской. Оказалось, что это не так. Более того, среди некоторых автолюбителей есть мнение, что, покупая подержанную машину в салоне, будущий автовладелец просто переплачивает за воздух. Так ли это, стоит ли брать авто в магазине, а не на улице и как при этом избежать рисков – в нашем материале.

«Через 3 года купите машину посвежее»

В Омске имеется несколько крупных автосалонов, которые занимаются продажами подержанных авто в поистине промышленных масштабах.

В одном из таких салонов стоят сотни «ласточек» на любой вкус и кошелек – от весьма потрепанных российских авто стоимостью 250–300 тыс. рублей до дорогих, очень «свежих» иномарок стоимостью в несколько миллионов рублей.

Схема по продаже подержанных машин такова: автосалон покупает «бэушную» машину у клиента, проводит диагностику, техуход, придает авто товарный вид и с наценкой выставляет на продажу.

– Наша задача – чтобы вы, купив сейчас у нас подержанное авто, через 3 года пришли и купили машину «посвежее», – говорит менеджер по продажам Нурлан. – Или оставили свою машину и взяли менее дорогую, получив разницу в деньгах – такое тоже бывает.

Ответил Нурлан и на главный вопрос – в чем отличие покупки подержанного авто в салоне от приобретения машины на авторынке или через интернет.

– Мы несем полную юридическую ответственность за машину, так как являемся продавцами. То есть являемся стороной купли-продажи. Мы гарантируем исправность автомобиля на момент продажи, кроме того, на автомобили есть гарантия – от 14 дней на весьма подержанные авто до 2–3 лет на новые машины. Где еще на авторынке вы купите машины с такой же гарантией? – говорит менеджер по продажам.

А как же продажа авто, которые числятся в угоне? И на это у Нурлана есть ответ.

– Да, бывает, что говорят, будто мы продаем угнанные машины. На самом деле это не так. Просто случается, что человек, который продал нам авто, не снял в течение отведенных 10 дней машину с учета. И ее автоматически ГИБДД объявляет в розыск. То есть это такая более техническая проблема.

Нурлан тут же посоветовал купить «бэушное» авто в кредит, который здесь же, в салоне, можно оформить у 14 банков.

Салон с «тачками» на улице

В другом автосалоне, также торгующем подержанными машинами, выставленные на продажу «тачки» стоят даже на улице – они не помещаются «под крышей». Стоянка ничем не отличается от обычного авторынка. Покупателей, правда, не видно.

– Все чаще сейчас берут подержанные машины через салон. Это выгоднее, чем брать новую машину. Ведь стоимость новой машины при выезде из салона падает на 25 %. Беря «свежую» машину в возрасте 1–2 лет, вы серьезно экономите, – говорит менеджер по продажам.

По словам продавца, в салон все чаще приходят покупатели, которые не нашли нормальных машин в интернете или на авторынке.

– Нам доверяют все больше, – резюмировал менеджер и продемонстрировал в своем телефоне полное «досье» на одну из машин, где было указано, что она не находится в залоге и с ней в целом все в порядке.

Почти новые «японцы»

Еще в одном салоне, торгующем подержанными машинами, советуют поторопиться и взять иномарку как можно быстрее.

– У нас имеются едва ли не последние гибридные авто в Омске – это «Тойоты» 2018 года выпуска. Из-за санкций ввоз в Россию таких машин уже запрещен, но у нас вы их еще можете купить. И нигде на авторынке вы уже их не купите, – говорит менеджер по продажам, намекая на эксклюзивность предложения салона.

Менеджер сильно удивилась вопросу относительно юридической чистоты и технической исправности машин.

– Вы что? Конечно, все машины кристально «чисты» в плане их юридического прошлого. А техническое состояние говорит само за себя: какая еще машина может быть лучше почти новой «тойоты»? – заявила девушка.

К слову, есть в Омске и автосалоны, которые перепродают подержанные машины, пригоняя их прямо из Японии.

Через Монголию и с брокером во «Владике»

В отсутствие нормального предложения машин на рынке многие омичи задумываются о приобретения авто из-за границы. И здесь тоже есть «перекупы», которые готовы оказать свои услуги.

Один из таких автосалонов, торгующий подержанными авто, находится в обычном офисном кабинете на остановке «11-й микрорайон». Никаких машин здесь не увидишь – можно поговорить лишь с девушкой-менеджером.

– Мы вам подберем и пригоним подержанное авто из Японии прямо ко входу в ТЦ «Метромолл», – говорит девушка-менеджер. – Начинаем с оформления договора, по которому за свои услуги мы берем 40 тыс. рублей. За эти деньги мы подберем вам японскую машину прямо с аукциона, который проводится ежедневно. Оформление купли-продажи, оплата через банк – все сделаем за вас.

За отдельную плату посредники готовы привезти авто из Владивостока в Омск.

– Судно с подержанными «японками» идет во Владивосток несколько дней. Потом машина ставится на автовоз и едет в Омск. Стоимость этой услуги – от 120 до 160 тысяч рублей. Машину вы забираете прямо у нашего офиса, – говорит девушка.

Куда сложнее с теми самыми гибридными авто, ввоз которых в Россию запрещен.

Гибридные авто в Омске скоро будет купить очень сложно 

– Эти машины теперь едут к нам через Китай или Монголию. Время доставки увеличилось с 2–4 недель до 2–3 месяцев. Стоимость выросла на 200–300 тысяч. Кроме того, вам во Владивостоке нужно нанимать таможенного брокера, его услуги обойдутся еще в 70 тысяч, оплату он берет только наличными во «Владике». Поэтому пока желающих купить таким способом машину особо нет, – говорит представитель компании.

Как и другие формализованные «перекупы», здесь тоже указали на эксклюзивность своих услуг.

– В отличие от продавцов, которые торгуют пригнанными из Японии иномарками, мы гарантируем полную юридическую чистоту машин. Кроме того, мы берем на себя все расходы и хлопоты, связанные с доставкой. Без машины вы точно не останетесь, – резюмировала менеджер.

Выгоднее ли заказывать машину из Японии или лучше ее купить сразу в Омске – вопрос открытый. Так, к примеру, Honda Fit 2017 года выпуска с пробегом 100 тыс. км в салоне, торгующем подержанными авто, стоит 1,15 млн рублей, а если через специальную компанию такую же заказывать из Японии, то обойдется она в 1,14 млн.

«У нас крыши нет»

Помимо «цивильных» автосалонов, торгующих подержанными машинами, в Омске за последнее время появилось все больше мини-авторынков, покупающих и продающих подержанные машины. Такие авторынки – это, по сути, небольшие автостоянки под открытым небом, где на продажу выставлено по 10–15 машин.

– Мы – комиссионеры – продаем машины, которые нам отдали на реализацию их владельцы. Не все готовы тратить свое время на поиск покупателя, поэтому наши услуги востребованы, за что мы берем небольшую комиссию. Да, мы перекупы, мы и не скрываем этого. Автосалоны – тоже перекупы, только под крышей. А у нас крыши нет, – говорит сотрудник одной из таких стоянок, расположенной практически в центре города.

На вопросы о юридической чистоте машин мужчина отвечать не стал.

Неисправность сразу после покупки

Руководитель сети автокомплексов «Реактор», президент Омского областного союза предпринимателей Илья Николин рассказал о том, что его компания несколько лет назад торговала подержанными авто, но потом сам предприниматель решил отказаться от этого.

– У нас был небольшой опыт купли-продажи подержанных авто. И практика показала, что все те деньги, которые мы сэкономили на их приобретении, мы вкладывали в их восстановительный ремонт, – говорит Николин. – Потом я решил прекратить эту деятельность, поскольку для меня имидж «Реактора» гораздо важнее, чем та прибыль, которую мы могли бы получить. Коммерческого смысла в этом я не увидел, ведь, чтобы отдать покупателю исправный автомобиль, в него придется вкладывать много денет.

Эксперт советует при покупке любого подержанного авто – будь то с рынка или из салона – тщательно проверять исправность машины в независимом сервисе.

– Никто не знает техническое состояние автомобиля глубоко, если не проведена диагностика. И владелец не знает его в том числе. Или знает, но умалчивает о них. Судьей может выступить только независимый автосервис. При приобретении бывшего в употреблении автомобиля всегда нужно быть готовыми к тому, что ту сумму, которую вы сэкономите на его покупке, вам потом придется вложить в ремонт машины. Чудес же не бывает – автомобиль изнашивается, причем довольно интенсивно. И неисправности могут проявиться уже на первый день после покупки, – говорит Николин.

Самая рискованная затея

Автоэксперт, ведущий программы «Автосервис» Василий Залознов при покупке любой подержанной машины в любом месте советует все досконально перепроверять.

– Самая рискованная затея – брать подержанные автомобили в салоне. Они зачастую заинтересованы лишь в получении сиюминутной прибыли. В Омске это имеет место быть почти везде. Нет никаких гарантий, и судебные разбирательства происходят все чаще и чаще при покупке автомобилей в салонах, – говорит эксперт. – И все, буквально все нужно перепроверять: и таможенное оформление, и ПТС, и свидетельство об одобрении типа транспортного средства. Повторюсь, что покупка автомобиля у дилера сейчас – не панацея.

А как быть автолюбителям и какие механизмы им нужно использовать, чтобы не приобрести «кота в мешке»?

«Реестр залогов» и нотариус

Автоюрист Евгения Максимова говорит о том, что судебные тяжбы покупателей с автосалонами – обычное для Омска дело. И риски, которые несет покупатель машины в салоне, а также на рынке или в интернете, одинаковы.

– Есть автосалоны-комиссионеры. Они часто даже продают машины и не являются стороной сделки, они не несут никакой ответственности перед покупателями. Брать машину в таком салоне – вообще не вариант. В таком случае ответственность несет только физическое лицо, которое через этого комиссионера продало автомобиль. И потом вы с этого физлица вообще ничего не получите. А салон такой, который обещает юридически чистую сделку, остается вообще не при делах, – говорит автоюрист.

Немного проще и лучше дело обстоит с подержанными машинами, продавцом которых выступает сам автосалон. Но и здесь могут быть проблемы.

– Один плюс – такие салоны могут нести ответственность как продавцы. Но здесь могут быть другие проблемы – если возникли вопросы с неисправностями по технической части. В таком случае очень сложно доказать, когда эти проблемы возникли – до покупки автомобиля или после нее. Приходится разбираться в судах. Но с юрлица проще получить деньги, чем с физлица, – говорит Евгения Максимова.

Эксперт рассказала, как проверить машину, чтобы на 100 % убедиться в ее юридической чистоте. Причем проверять нужно все машины – хоть купленные в салоне, хоть приобретенные в других местах. Автоюрист рассказала лайфхак, как убедиться в «чистоте» покупки.

– Машины нужно проверять на общедоступных сайтах. Залог автомобиля нужно проверять на сайте залогов – есть такой сайт «Реестр залогов», где забивается VIN-номер автомобиля. Аресты автомобиля можно посмотреть на сайте ГИБДД. А еще лучше – приехать в ГИБДД с продавцом, и там на месте сотрудники проверят машину, чтобы наверняка не было никаких арестов. А по залогам авто информацию можно запросить у любого нотариуса, – советует автоюрист.

Брать или не брать

Таким образом, покупка не новой машины в автосалоне – точно не страховка от того, что автомобиль не будет в угоне, он не будет находиться под арестом или он не заглохнет сразу после выезда за ограду салона. Безусловно, покупка авто в салоне – это более удобно, более комфортно и иногда даже выгодно, но покупателям нужно самим проверять как юридическую чистоту машины, так и ее техническое состояние.

Отдельный вопрос, на который эксперты вряд ли смогут дать ответ, – это в целом выгодно или нет брать «ласточку» в салоне или с рук. Как правило, машины в салонах дороже из-за той самой предпродажной подготовки. Стоит ли за нее платить – каждый решает сам.

Очевидно, что из-за резкого подорожания новых авто и главное дефицита новых автомобилей интерес омичей к подержанным машинам будет только расти. И желающих купить машину различной степени «свежести» будет все больше – будь то на авторынке, в интернете или в салоне. Поэтому различных недоразумений, связанных с приобретением авто будет все больше. Ну а покупателям нужно держать ухо востро и быть предельно внимательными, чтобы не потерять свои деньги и остаться без машины.

Сергей Энквист 


27.10.23 19:52