В России немало отличных мест для туризма, куда не доехать на поезде. С появлением комбинированных перевозок все стало гораздо проще.
Необычайно жаркое лето-2023 уже завершилось, но далеко не все еще успели слетать в отпуск. С билетами на самолет сейчас туго – впереди бархатный сезон, и цены традиционно рванули вверх. Но есть вариант использовать поезд. Этот вид транспорта дешевле авиации, да и с билетами попроще.
Доехать на поезде, конечно, можно не везде, но с недавних пор и это не проблема. РЖД запустили так называемые мультимодальные (комбинированные) перевозки – можно собрать поездку с использованием нескольких видов транспорта и купить один билет.
– Рейсы на маршрутах состыкованы по времени отправления и прибытия. И пассажиры просто пересаживаются в пути следования с одного вида транспорта на другой, – говорится на сайте РЖД.
Видов мультимодальных перевозок пока предусмотрено три: поезд + автобус; самолет + поезд и поезд + самолет. Мы решили поэкспериментировать и составили несколько вариантов поездок из Омска этой осенью.
1. На Черное море. Аэропорты на российском юге закрыты с конца зимы 2022 года, и единственный вариант попасть на курорты Краснодарского края воздухом – добираться через Сочи. В сентябре это стоит от 6 до 8 тысяч в одну сторону. До Краснодара, Анапы и Ростова-на-Дону можно ехать электричкой «Ласточка» прямо из аэропорта. В остальные места ходят поезда и электрички из Адлера.
Есть другой вариант – на поезде из Омска с пересадкой. В тот же Новороссийск можно доехать за приемлемые 7–8,5 тыс. рублей. Составных рейсов целая куча: через станции Крымская, Жутово, Абинская, а также Волгоград и Ростов-на-Дону. Просто пересаживаемся с одного поезда на другой.
А вот с Геленджиком варианты интереснее. Тут настоящие мультимодальные рейсы поезд + автобус. Добираться будем трое суток. Садимся в полдень в Омске на 235-й поезд, едем до Краснодара. Туда прибываем около двух часов ночи. Пересаживаемся на автобус и через пять часов мы в Геленджике. Стоит вся поездка чуть более 8 тыс. рублей. Через Анапу комфортнее (пересадка в 06.30 утра), но и стоит это уже 11 тысяч.
2. На курорты Северного Кавказа. Попасть в Пятигорск, Кисловодск и Минеральные Воды можно напрямую поездом из Омска. А вот в Приэльбрусье и в Карачаево-Черкесию – только с пересадкой. Из Минвод ходит автобус по маршруту Нейтрино – Эльбрус – Тегенекли – Байдаево – Иткол – Чегет – Терскол – Азау. Добравшись на поезде до Невинномысска, можно пересесть на автобус и доехать до Черкесска, Карачаевска, Домбая или Архыза.
Из Омска до Невинномысска ехать тоже с пересадкой, так что гораздо проще (и дешевле) добираться через Минеральные Воды (самолеты сюда тоже летают). К примеру, едем в Архыз 23 сентября. Садимся в Омске на 59-й поезд, к десяти утра 26 сентября приезжаем в Минводы, пару часов ждем автобус и менее чем за четыре добираемся в пункт назначения. Остановка прямо у завода по розливу минералки «Архыз». На всю дорогу – три дня, цена – от 6,3 до 12 тысяч, верхнее место в купе и автобус обойдутся примерно в 9,5 тыс. рублей. На том же поезде, но в другом автобусе можно добраться в Домбай. По времени и деньгам – сопоставимо. Билеты на поезд и автобус покупаются одним заказом на сайте РЖД.
3. На Балтику. Съездить в сентябре в Калининградскую область – что может быть лучше? И сам Кенигсберг, и Светлогорск, и Янтарный в это время года великолепны. Можно рвануть на Куршскую косу. Вариантов отдыха на Балтике ранней осенью множество. Способов добраться из Омска – поменьше. В любом случае это будет мультимодальная поездка.
Самый быстрый путь лежит через Екатеринбург. Туда добираемся поездом (около 12 часов), затем едем на такси до аэропорта Кольцово. Перелет до Калининграда занимает 4 часа 15 минут. Ну а дальше – куда душа попросит. До Светлогорска можно добраться пригородной электричкой менее чем за час. Итого – около суток в пути и 11 тысяч на билеты.
Можно поездом через Москву, это дешевле (7,5–8 тысяч), но ехать почти трое суток. В столице пересаживаемся с одного поезда на другой и продолжаем дорогу. Самая быстрая пересадка в Москве занимает более 3 часов. До Калининграда ехать 20 часов, в том числе дважды проходить пограничный контроль (непосредственно в вагоне). Зато будет что вспомнить.
4. На Алтай. Белокуриха, Манжерок, Ая, Бирюзовая Катунь и множество других курортов этой прекрасной горной страны менее чем в сутках пути из Омска. РЖД предлагает ехать поездом до Бийска и там пересаживаться на автобус. Но, как показывает практика, из Барнаула это быстрее. Другой вариант – ночным поездом до Новосибирска, и оттуда на автобусе. Можно задействовать и самолет: из новосибирского аэропорта Толмачево есть недорогие рейсы в Горно-Алтайск. Что касается цен, то плацкарт до Барнаула стоит 2,5 тысячи. Мультимодальный билет от РЖД (поезд + автобус) из Омска до Белокурихи обойдется в 3119 рублей. Поездом и самолетом, понятно, будет дороже.
5. На Дальний Восток. Недоезжая пару станций до «края Транссиба» – столицы Дальневосточного федерального округа Владивостока – расположился небольшой город Уссурийск (население менее 180 тыс. человек). РЖД позиционирует его как транспортный узел для незабываемого путешествия по Приморью. Садимся на автобус и едем вдоль побережья Тихого океана: Безверхово (Амурский залив), Славянка (Славянский залив), Рязановка и Андреевка (залив Петра Великого). Это базовый вариант – отличных мест для отдыха и новых впечатлений в этой части Приморья множество. Как говорится, весь океан как на ладони.
Также можно отправиться в национальный парк «Земля леопарда», государственные природные заказники «Кедровая падь» и «Уссурийский», посетить жемчужину этих мест – Дальневосточный морской заповедник. А напоследок заехать во Владивосток. Для первого знакомства с Дальним Востоком этого хватит за глаза.
В следующий раз можно отправиться исследовать восточное побережье (через Находку) или выйти в Хабаровске, сесть на поезд № 351 Владивосток – Советская Гавань и через сутки оказаться на берегу Тихого океана. Отсюда рукой подать до Сахалина (вон он, через Татарский пролив – можно за сутки доехать на пароме из порта Ванино или за полтора часа долететь на самолете). Эта часть великого океана сильно отличается от Приморья, будет что сравнить.
Дальний Восток на то и дальний, что ехать сюда не близко, а значит, и затраты будут соответствующие. Поездом до Уссурийска – чуть более 11 тысяч, автобус Уссурийск – Андреевка в пределах тысячи рублей. Из Уссурийска до Владивостока можно добраться на электричке менее чем за три тысячи рублей. Обратный билет по маршруту Владивосток – Омск будет стоить 11 тысяч.
Если хотите в Советскую Гавань, а оттуда на Сахалин, расходы будут следующими. Поезд Омск – Хабаровск примерно 10,5 тыс. рублей. Поезд Хабаровск – Советская Гавань еще 2-3 тысячи (можно и самолетом за 7-8 тысяч). Паром Ванино – Холмск стоит 1,5 тысячи, самолетом из Советской Гавани до Южно-Сахалинска можно добраться за 2,5-3 тыс. рублей. Можно и проще: добраться поездом из Омска до Красноярска, а оттуда лететь на Сахалин. На вторую половину сентября есть билеты на самолет всего за 10 тысяч в одну сторону, поезд до Красноярска стоит чуть более трех тысяч. Итого менее 14 тысяч и куча сэкономленного времени.
В общем, мультимодальные перевозки – хороший способ организовать поездку, используя возможности поезда, самолета, автобуса и водного транспорта. Билет на все виды транспорта с удобной стыковкой можно купить в одном месте и спокойно отправляться в дорогу, зная, что точно едете. Главное не бояться наших российских просторов. А добраться можно куда угодно. И стоит это сегодня не космических денег.