Экс-начальник Омского кадетского корпуса откровенно рассказал о состоянии учебного заведения и планах по застройке его территории.
Одна из главных тем, которые сегодня активно обсуждаются в Омске, – судьба территории кадетского корпуса на улице Ленина. На последнем заседании весенней сессии депутаты горсовета проголосовали за передачу всего имущественного комплекса учебного заведения из муниципальной собственности в областную.
И буквально тут же появилась информация, что Минкульт региона вынес на общественное обсуждение новые охранные зоны зданий «кадетки». Согласно документу, ценность имеет лишь Т-образное главное здание корпуса, а другие объекты можно снести и построить на их месте все что угодно. Например, жилье бизнес-класса. По некоторым данным, участок земли в историческом центре Омска бывший губернатор Александр Бурков обещал своим землякам – уральскому девелоперу «Брусника».
Представители мэрии неоднократно заявляли, что здания кадетского корпуса находятся в аварийном состоянии, а его главному зданию грозит «лавинообразное обрушение». Соответствуют ли действительности слова чиновников и в каком состоянии находится учебное заведение, РИА «Омск-информ» рассказал бывший начальник Омского кадетского корпуса, Герой Советского Союза Николай Кравченко. Он руководил учебным заведением с 1999-го по 2001-й и с 2012-го по 2020 год и знает о нем, пожалуй, все.
– Николай Васильевич, в каком состоянии находился Омский кадетский корпус на момент вашего ухода в мае 2020 года?
– Ни о каком обрушении зданий корпуса речи не шло. Там не было ничего такого, что бы могло обвалиться, здания не рушились. Там ведь даже плит перекрытия нет – просто балки из лиственницы, которая никогда не гниет. Чем больше воды на нее льешь, тем она становится крепче. Да, начались подвижки фундамента из-за нового дома: его построили по соседству, и грунтовые воды пошли. Из-за этого возникли трещины, но они не были критичными.
Еще в 1999 году мы стягивали стены, укрепляли фундамент. Текущий ремонт каждый год проводили, и область нам помогала. Сначала для двух рот сделали, потом еще для одной. Кадетский корпус был не в идеальном состоянии, но точно не в аварийном.
– Кадеты не жаловались на холод в помещениях зимой или потопы после ливней летом?
– Жалоб от кадет не было никаких. Зимой в помещениях всегда было тепло, до 25 градусов. Все до поры до времени было нормально, но кому-то понадобилась территория, и быстро здание корпуса объявили аварийным. Естественно, таковым оно не является.
– Кому понадобилась территория корпуса?
– Бизнесу. Корпус ведь расположен в самом центре города. Место намоленное во всех смыслах слова. Там можно быстро территорию застроить и заработать много денег. А на историю, на все остальное бизнесу у нас наплевать. И это не первая попытка захвата данной земли. Еще в 1999 году мы воевали за кадетский корпус и его территорию. Отстаивали и банно-прачечный комбинат, и склады, и столовую со спортзалом. И все это нам пригодилось. Хотя мне уже тогда говорили, что одного главного корпуса нам хватит. Если говорить откровенно, мы были костью в горле для желающих занять эту лакомую землю.
Внутренняя территория корпуса - лакомый кусок для застройщиков |
И все же в 2001 году часть территории все-таки вывели из нашего распоряжения и начали строить там жилье (позже там был построен элитный дом по адресу: Иртышская набережная, 9/1 – РИА «Омск-информ»). Это стало причиной моего ухода с должности начальника корпуса в 2001 году. А в 2012 году, когда я вновь стал начальником, корпус хотели присоединить к... мясо-молочному техникуму.
– Как вообще такое возможно?
– Прежняя областная власть хотела в 2012 году передать комплекс зданий корпуса фонду «Духовное наследие», а нас присоединить к мясо-молочному техникуму. Причем узнал я об этом совершенно случайно, когда меня, как начальника корпуса, попросили заплатить за услуги ЖКХ техникума. К счастью, тогда вовремя сменился губернатор, и нас оставили в покое – никто никого выселять не стал, о сносе зданий на территории корпуса на время тоже позабыли.
Но если сейчас все это снесут, то как будет существовать казачий корпус, который там хотят сделать (о планах по его размещению в здании кадетского корпуса заявил спикер горсовета Владимир Корбут – РИА «Омск-информ»)? Где они там будут кушать, заниматься физической подготовкой, где они будут учиться и, в конце концов, мыться? Ведь не то что бани, даже своего плаца у них не будет! У нас даже свой автобус был, мы сами ремонтировали технику.
– Вы хотите сказать, что не было никакой необходимости строить новое здание кадетского корпуса на улице Суворова, которое сдали в 2021 году?
– Конечно, нет. Кадетский корпус на прежнем месте можно было сохранить. У нас был план его реконструкции, мы его довели до командующего ВДВ, там все было распланировано по годам. Я был противником строительства нового кадетского корпуса на Суворова, так как старый можно было облагородить, построить там казарму, актовый зал, в 12-м Военном городке построить стадион. Все можно было сделать, поэтапно, не спеша и качественно. Но они нам этого не дали сделать. Мне за молчание даже квартиру предлагали. Но я молчать не стал, и меня «выпнули» из корпуса.
– Возведение нового корпуса на Суворова кто-то сильно лоббировал?
– На строительстве нового корпуса кому-то надо было просто «отмыть» деньги. Поэтому быстро-быстро построили новое здание. В итоге у них там первый год крыша текла, теперь канализация вышла из строя, потому что, видимо, на ней сэкономили. Когда строят быстро, на совесть не получается. Красоту сделали, а толку нет. Быстро все приняли, подписали, и все.
– Как вы относитесь к планам властей открыть в здании кадетского корпуса на улице Ленина казачий корпус?
– Общественности никто ничего не говорит и не посвящает в планы по открытию казачьего училища. Но что там можно будет открывать, если ни плаца, ни банно-прачечного корпуса, ни столовой не будет, а территорию застроят?
Что касается всяческих обещаний... В 2019 году возле территории корпуса был открыт бюст Александру I. Нам тогда бывший мэр Оксана Фадина обещала сделать в том месте Александровский сад с именами выдающихся выпускников общевойскового училища, кадетского корпуса. Но ничего так и не появилось – стоит лишь один никому не нужный бюст Александру I, и все. Так что будет ли вообще казачье училище – вопрос открытый.