Печать новости
Омск-информ
https://admin-old.omskinform.ru/news/179705

Молодая судья из Омска рассказала, почему на самом деле ушла в отставку

Чтобы прекратить все домыслы, Мария Подвязникова в эксклюзивной беседе с «Омск-информом» назвала причину своего неожиданного ухода.  

История с внезапным увольнением из Куйбышевского суда Омска Марии Подвязниковой вызвала большой общественный резонанс. Система правосудия редко отпускает молодых, перспективных специалистов, поэтому отставка породила недоуменные вопросы.

Чтобы развеять все слухи, Мария Подвязникова дала эксклюзивное интервью «Омск-информу», рассчитывая на максимально честную подачу.

Долгий путь в систему

– Мария Валерьевна, работа судьей предполагает длинный и трудный путь. Как долго вы к нему шли?

– Для меня примером для подражания была мама, которая в 16 лет пришла в судебную систему и трудилась в Кировском районном суде. Я была очарована профессией. В 2012 году я с отличием окончила юридический факультет Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.  В 22 года пришла преподавать в Сибирский юридический университет. Защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Правовое регулирование лекарственной помощи в системе социального обеспечения». Медицинское право – моя любимая отрасль!

В 2014 году пришла в судебную систему. Начала работу с помощника судьи Центрального районного суда. А в январе 2018 года меня назначили на должность судьи Куйбышевского райсуда. Это было моей мечтой. Чтобы получить такую возможность, я год готовилась к экзамену, подразумевающему 380 вопросов по разным отраслям права.

Снились судебные решения

– Насколько знаем, о вашей работе в качестве судьи были только положительные отзывы.

– За весь период моей работы качество рассмотрения дел никогда не было ниже 90 %. За каждым делом люди с реальной жизнью, проблемами, переживаниями, страхами. Для многих обратиться в суд – это огромный стресс. Никогда не забуду женщину, которая пришла в суд, и, несмотря на то что этого не требуется, переобувалась в холле перед судебным заседанием – так сильно переживала…

Много историй можно вспомнить. Работая судьей, ты погружаешься в каждое дело, а их может быть в производстве 150 и более, и, безусловно, это оставляет отпечаток на твоей личности. Огромное количество интеллектуальных сил ты оставляешь на работе.

Вот представьте: в один день, к примеру, восемь совершенно разных судебных заседаний, а может, и больше: трудовой спор, затем оспаривание сделки, спор по вопросу назначения пенсии, далее раздел совместно нажитого имущества, компенсация морального вреда, причиненного жизни и здоровью, и, наконец, взыскание задолженности. Разные отрасли права, жизненные ситуации, все это держит в напряжении и на работе, и дома. Думаю, многие судьи могут рассказать истории, как они просыпаются ночью с мотивированным решением в своей голове.

– Были ли в вашей практике решения, которые требовал принимать закон, но по-человечески вы расценивали ситуацию иначе?

– Знаете, решение суда должно быть законным, обоснованным и максимально справедливым – это требование Гражданского процессуального кодекса. Суд общей юрисдикции «связан» буквой закона. Очень редко, но бывают случаи, когда вынесенное решение абсолютно законно, но, по мнению судьи, не всегда вписывается в рамки общечеловеческой справедливости. И для этого есть Конституционный суд РФ, куда, пройдя все инстанции, вправе обратиться граждане по вопросу применения и толкования нормы закона. У нас есть конкретные примеры, когда люди добиваются справедливости именно там.

Выбрала детей

– Почему вы все же решили уйти в отставку?

– Руководство Куйбышевского районного суда в официальном комментарии мотивировало мой уход личными причинами, так и есть. Уйти меня заставили личные обстоятельства, у меня двое мальчиков, двух и трех лет. Когда выходила на работу, младшему было 1,5 года.

 Судьей была назначена до рождения детей, поэтому могла быть полностью вовлечена в работу без ущерба для семьи, но с появлением детей многое меняется. К принятому решению пришла не за один день, примерно год взвешивала все «за» и «против», анализировала свою профессиональную и семейную жизнь. Прошло достаточно времени, чтобы я прикоснулась к клавиатуре для написания заявления.

Хотелось и на работе иметь возможность трудиться максимально качественно, и дома оставаться мамой в ресурсе. Очень быстро мне стало понятно, что это чрезвычайно сложно, и одна из сторон жизни будет непременно страдать, поэтому и было принято это непростое решение.

Я посчитала, что мне не так много лет, и есть возможность реализоваться в чем-то другом. И в то же время смогу больше посвящать себя детям.

– Но ведь до последнего момента вы, как и большинство женщин, со всем справлялись.

– Безусловно, тысячи женщин с детьми работают, но в работе судьи своя специфика. Процессы расписаны на месяц вперед, и ты просто не можешь себе позволить, к примеру, уйти на больничный, потому что каждое дело касается людей, у дела есть сроки, а у тебя – обязательства рассмотреть его своевременно в соответствии с законом.

Считаю, судьей можно и нужно работать тогда, когда ты готов этому труду уделять огромное количество времени и сил, зачастую в ущерб личной жизни, и ты уверен, что потом об этом не пожалеешь. Я поняла, что не готова к этому, а работать не так качественно не привыкла, поэтому и ушла.

– Пыталось ли руководство вас остановить?

– Все понимают, что войти в эту систему сложно, а вернуться невозможно. Поэтому когда ты работаешь федеральным судьей и приходишь с заявлением об отставке, все догадываются, что это решение максимально взвешенное.

Это такой адский труд, что люди, как правило, работают до почетной отставки. Вы же изучали вопрос, таких прецедентов в судебной системе практически нет. Для моих коллег моя отставка была шоком. Я обожала свою работу, действительно, для меня это была жизнь! Но для меня это не равноценный выбор, а работать вполсилы судья просто не имеет права.

Открыла юридический центр

– Так понимаем, после ухода вы не стали домохозяйкой. Чем вы сейчас занимаетесь?

– Я выбрала вид деятельности, в котором сама определяю режим труда, что позволяет больше времени проводить с семьей. И работать интенсивно, к примеру, ранним утром и поздним вечером. Мне такой режим в настоящее время удобен. После отставки открыла юридический центр. Работаю сама и привлекаю исключительно профессионалов, своих дипломников, кому могу доверять, как себе.

Надеюсь, так я тоже смогу помочь большому количеству людей. В мыслях есть несколько социальных проектов по юридической помощи.

Планирую заниматься  гражданскими, медицинскими, трудовыми, семейными, пенсионными спорами и, ОСАГО, конечно. У меня есть уже первые клиенты, пока что пришедшие по знакомству.

Возвращение возможно?

Оставляете ли себе шанс вернуться в  федеральную судебную систему?

– С огромным уважением отношусь к судебной системе. Годы работы в суде подарили мне бесценный опыт, который можно получить только там, а знания есть возможность применять в своей будущей профессиональной деятельности. Преклоняюсь перед трудом своих бывших коллег, особенно женщин, работа судьи чрезвычайно сложная и ответственная, эмоционально напряженная, а когда у тебя дома еще огромный объем обязательств – это сказывается на всех сферах.

Но вернуться невозможно. Вряд ли я бы хотела вновь проделать этот путь. Я иногда шучу, что выращу детей и лет в 45 вернусь. Но это не более чем шутка. Буду вспоминать это время со светлой грустью.

Елена Ляхова

19.07.23 15:32