Из-за плохих дорог автолюбители «влетают» на сотни тысяч рублей, чтобы отремонтировать машины. Но ущерб реально взыскать через суд.
С наступлением календарной весны многие автолюбители пострадали из-за ям и выбоин на дорогах Омска и ближайшего пригорода. Вместе со снегом асфальт сошел с Сыропятского тракта, немало водителей пострадало из-за ям на улице Заозерной. Мэр Сергей Шелест пообещал, что в ближайшее время городские дорожники засыплют большие ямы инертными материалами, а с установлением теплой погоды выйдут на «латание ям» уже с помощью асфальта.
Между тем существует юридическая практика взыскания ущерба, причиненного автомобилю из-за неудовлетворительного состояния дорог. Омичи высуживают приличные суммы у БУ «Управление дорожного хозяйства», ответственного за содержание дорог в городе. Мы спросили у директора компании «Автоюрист55» Евгении Максимовой, в каких случаях стоит обращаться в суд и когда у водителей шансы выиграть дело наиболее высоки?
По словам эксперта, первое, что нужно сделать, если автомобиль попал в глубокую яму и у него пробило колесо, – это вызвать ГИБДД. Именно сотрудники Госавтоинспекции тщательно и юридически правильно зафиксируют произошедшее на дороге. Чем более убедительная доказательственная база собрана, тем больше шансов на то, что суд встанет на сторону автолюбителя.
– Нужно все фиксировать, замерять, фотографировать, записывать номера телефонов свидетелей, если они имеются. Затем подается гражданский иск в суд по факту причинения ущерба автомобилю из-за ненадлежащего состояния дороги, – говорит автоюрист. – Мы постоянно подаем такие иски в интересах автолюбителей, из пригородов Омска тоже обращаются люди. Число исков не зависит от времени года. Летом бывает, что автолюбители попадают в лужи и там оказываются глубокие ямы. Весной, осенью аналогичные случаи.
Суд смотрит на то, правильно ли сам водитель вел себя на дороге, видел ли предупреждающие о препятствиях знаки и ограждения, если таковые были.
– Все случаи индивидуальные, как и любой судебный процесс, – отмечает Евгения Максимова. – Суды в каких-то случаях полностью взыскивают ущерб в пользу водителя, в каких-то случаях половину вины за ущерб перекладывают на дорожные службы, а половину – на самого водителя.
Эксперт советует пострадавшим на дорогах омичам обращаться в суд в тех случаях, если затраты на судебные издержки не равноценны ущербу и меньше его.
– С ущербом 20–25 тысяч рублей люди в суд не ходят, хотя, конечно, бывают и такие принципиальные автолюбители. Обычно размер ущерба – от 50 тысяч рублей и до полумиллиона. Смотря насколько серьезные повреждения были причинены автомобилю, – подчеркивает юрист.
К сожалению, омские автолюбители плохо знают о правилах поведения при ДТП, вызванных ямами. Из-за этого суды порой не встают на сторону потерпевших – банально не хватает доказательственной базы, хотя ущерб, причиненный автомобилю, очевиден.
– Часто водители не знают, как такие ДТП фиксировать, поскольку у нас чаще все-таки ДТП происходят между автомобилями, а не между машинами и ямами. Бывает, приходят водители, судебные перспективы у них есть, но нет ни фотографий, ни других доказательств. Если ничего не зафиксировано, то шансов мало на положительный исход в суде, – отмечает автоюрист.
Таким образом, в суд после ДТП, вызванного плохим состоянием дороги, стоит идти, если:
1) судебные издержки меньше суммы ущерба;
2) водитель сам не спровоцировал ДТП и двигался по правилам;
3) имеется крепкая доказательная база в виде фото- и видеозаписей с места происшествия.
Нередко бывает так, что после «пробития» колес в ямах водители пребывают в шоковом состоянии и думают лишь о том, как добраться до ближайшей шиномонтажки. И только потом к ним приходит осознание того, что за причиненный ущерб кто-то должен отвечать. Но фиксировать доказательства в этом случае уже поздно. Как говорится, все нужно делать вовремя. И, конечно, сохранять хладнокровие.
Помимо иска в суд автолюбители, пострадавшие из-за ям на дорогах, могут обратиться в прокуратуру, чтобы надзорное ведомство обязало мэрию и УДХБ ликвидировать ямы на дорогах. Такая практика тоже распространена.
Сергей Энквист