Знакомимся с театром Дома актера, «Просто театром», выясняем, чем дышит «Гончаруктеатр» и что случилось с Центром современной драматургии.
Театральная афиша Омска стала заметно насыщеннее – в иной вечер выбирать приходится из десятка спектаклей на разных площадках. Конкуренцию предложениям государственных театров составляют арт-проекты, антрепризы. Причем на некоторые экспериментальные постановки зрители буквально месяцами «отлавливают» билеты.
В рамках спецпроекта «Город для людей» обозреватель РИА «Омск-информ» разбирался, что собой представляют новые негосударственные, как их еще называют, свободные театральные проекты. А также выяснял, могут ли в Омске в ближайшее время появиться еще театры. И правда ли, что в Омске сложилась особая театральная среда, в которой комфортно творить, пробовать новое.
Аншлаги в Доме актера и… в трамвае
Именно на сцене Дома актера воплотилась целая череда необычных постановок. На слуху рапсодия «Моя Catherina» (12+) (режисер Олег Берков), мистическая саунд-драма «Секрет Дориана Грэя» (16+), (режиссер Ольга Краскова), трагикомедия «Вот и ты, а вот и я» (16+) (режиссер – заслуженный артист России Сергей Оленберг). А еще есть проекты вне стен Дома актера, причем в таких довольно экзотичных местах, как… пивной бар и трамвай. Мистическая комедия с элементами психологического теста «Интриги судьбы, или Ваш выбор» идет в Oldman Pub, а трамвайный спектакль-променад «Следующая остановка» – в пути следования от старейшего омского депо до ПО «Полет» и обратно.
А вокруг самого Дома актера уже сложились свои фан-группы. Отчасти благодаря им при аншлагах прошли премьеры первой половины сезона 2022–2023 гг. – ноктюрн-шоу «Сок. Кровь. И еще…» (12+) (автор и постановщик Степан Дворянкин), арт-проект «Страсти по Жанне» (12+) (режиссеры Олег Берков, Александра Петрова). Осенью зрители побывали на творческом вечере «Олег Берков и друзья», Экспериментальный студенческий театр «Комната #24» представил спектакли «Вита» и «Винсент, проснись» (16+). Свой зритель сформировался, и он готов к новым работам своих кумиров.
Конечно, Дом актера никогда особо не простаивал. Много лет на этой площадке работает театр «Антреприза Афанасьевой». Зрительный зал предоставляется омским театрам на время ремонтов, используется на гастролях Северного драматического. Традиционно здесь проводятся творческие встречи, бенефисы.
Вот только все это не про деньги, а без них – никуда. Дело в том, что Омский дом актера находится на балансе регионального отделения Союза театральных деятелей (СТД) РФ – общественной организации.
Подчеркнем, что во многом Омский дом актера уникален. Это одно из крупнейших подобных учреждений в стране: самостоятельное трехэтажное здание плюс цоколь, со зрительным залом на 300 мест, с помещением под ресторан. Есть даже своя библиотека. Подобными «хоромами» в регионах может похвастаться только Воронеж. К примеру, в Екатеринбурге и Новосибирске дома актера значительно меньше по площади и вместимости зрительных залов, а во многих крупных городах таких структур давно нет.
Но вот ни разу, за почти полувековую историю, в Омском доме актера не делалось капитального ремонта, а потребность обновить материальную базу назрела уже давно.
Другая команда, свежие идеи
Новая «эпоха» началась со сменой руководства Омского отделения СТД. Общественную организацию возглавил Владимир Витько (основатель и художественный руководитель театра «Галерка»), а его замом по развитию Дома актера стала Наталья Швирст.
– Когда в 2020 году председателем Омского отделения СТД выбрали Владимира Федоровича Витько, он сформировал свою команду, начали думать, как возродить былой успех Дома актера, – рассказывает Наталья Швирст. – Ведь начиная с открытия и вплоть до начала 90-х, сюда было не попасть. Здесь шли уникальные кинопоказы, моноспектакли, читка новых пьес происходила в ресторане. Причастные собирались, чтобы обсудить, что происходит в театральной среде. Конечно, тогда это было единственное место, где актеры из четырех на тот момент (в 70–80-е) театров могли встречаться. Проанализировав ситуацию, мы поняли, что нужен взгляд профессионала. На грант от СТД России для нас провела стратегическую сессию директор Центра имени Мейерхольда Елена Ковальская. По итогам определили, что Дом актера – это независимая театральная площадка, продюсерский центр, где прокатывают существующие спектакли и создают свои собственные.
Важным направлением работы СТД всегда была и остается материальная поддержка артистов-ветеранов. И это тоже требует средств.
Новая страница в деятельности Омского дома актера открылась с музыкальной постановки «Любовь всегда права». А своеобразный прорыв случился уже на следующем проекте – «Моя Catherina». Идейным вдохновителем и исполнителем главной роли в этой необычной постановке стал актер Омской драмы Степан Дворянкин, а режиссером – Олег Берков. Жанр обозначен как рапсодия, задумывалась постановка как моноспектакль. Но потом немую «собеседницу» героя – кошку стала играть балерина, поддерживая «разговор» языком тела, а живой звук обеспечили известные музыканты Евгений Русинов и его «Гитара-Микс». Смешение жанров, необычный коллаб, спектакль, что называется, зашел. С весны 2021 года (с учетом пандемийных ограничений) «Моя Catherina» сыграна больше 10 раз и всегда с неизменными аншлагами. Вот и на конец января 2023 года почти все билеты на спектакль раскуплены. Безусловно, это успех.
– После того как проект «Моя Catherina» состоялся, мы поверили, что в Доме актера реально возродить жизнь. Хотя до этого нам говорили: это невозможно, ничего у вас не получится, в городе же столько театров! – вспоминает Наталья Швирст. – Причем критически настроены были в основном профессионалы из театральной среды. Но, к счастью, они ошибались.
Поверив в свои силы, в Доме актера предприняли еще один смелый шаг – сделали дорогие билеты – от 500 до 1400 рублей. Для сравнения, у прежней команды билеты продавались по 100–300 рублей. Рискованный шаг себя оправдал. Спектакли начали не просто себя окупать, но и приносить прибыль.
Больше чем театр!
Конечно же, напрашивается вопрос, а может ли театр Дома актера стать, например, проектным театром, без своей труппы, но с постоянным репертуаром?
– Мы не хотим повторять государственные театры. В Омске их много, они хорошие, у них есть та материальная база, которой нет у нас. Мы никогда не сделаем спектакль, как в государственном театре, но мы нацелены на то, чтобы создавать что-то оригинальное, необычное, – уточняет Наталья Швирст. – Это может быть новая пьеса, какой-то редкий синтетический жанр. Например, «Секрет Дориана Грея» сделан в жанре саунд-драмы. «Моя Catherina» – рапсодия, рассказ под музыку. Такое сочетание несочетаемого. Мы поняли, что вот она, наша ниша, наш эксклюзив. Решили, что будем предоставлять возможность творческим людям развивать театральный жанр в Омске. Делать то, чего раньше не было. Или было, но давно забыто. Проекты Дома актера отличаются тем, что профессиональные актеры, режиссеры, драматурги идут на эксперименты, им важно реализовать свои, иногда очень смелые идеи.
Творцы, кстати не дожидаясь особого приглашения, приходят в Дом актера сами. Например, сейчас в листе ожидания около 10 постановок. Этой осенью уже приступили к репетициям спектакля по пьесе омского драматурга и режиссера Ольги Красковой «Непростая жизнь, огромная любовь и великий дар Фриды Кало». Эта работа вошла в топ-10 лучших пьес 2020 года по версии международного драматургического конкурса «Действующие лица». Сама Ольга Краскова стала и режиссером постановки. Выпуск спектакля намечен на середину марта.
«Сок. Кровь. И еще...» – ноктюрн, часть 1, Степана Дворянкина, уже очевидно, будет иметь продолжение. Ну раз есть часть 1, значит как минимум будет и часть 2.
Ближайший показ «Сока...» – в середине января, но более 80 % зала уже раскуплено.
Кстати, сам Степан Дворянкин считает, что несмотря на имеющиеся минусы в оснащении Дома актера, здесь предоставляют прекрасную возможность проявить себя.
– Всегда говорю: уважаемые омские артисты, Дом актера – площадка, на которой можно работать. Да, она несовершенна, очень многое надо доводить до ума, да, там, возможно, не очень хорошее оборудование. Но, как показывает практика, это все вторично. Главное – люди, которые там работают. Хочу отметить, и думаю, что со мной очень многие согласятся, что с приходом Владимира Витько в Доме актера началась жизнь. Без Владимира Федоровича, Натальи Швирст, Анастасии Толмачевой не было бы ничего. Был момент, когда мы могли потерять Дом актера, и борьба за него, кстати, еще не закончена. Если у меня получится приложить руку к тому, чтобы Дом актера стал структурной театральной точкой в Омске, то, мне кажется, я сделаю доброе дело.
Проявить себя, самовыразиться
…Репетиции в Доме актера иногда заканчиваются далеко за полночь, и даже под утро. А ведь основную работу никто не отменял. А где творцы берут средства на свои постановки? Предположим, с костюмами, декорациями, продвижением помогает Дом актера. Но пока идут репетиции, никакой оплаты нет, все на чистом энтузиазме.
Например, режиссер и актер арт-проекта «Страсти по Жанне» Олег Берков вложил в эту постановку свою стипендию от СТД.
И только в случае хорошей кассы, получения прибыли, после вычетов расходов оставшиеся средства делятся с создателями спектакля. Есть риск не заработать вообще ни копейки, вложив немало сил и времени.
– Желание самореализации – куда без него? Если артист не честолюбивый, если не хочет сделать что-то хорошее, чтобы его запомнили, то это плохой артист... Я уже убедился, что зарабатывать деньги можно где угодно, только не в театре, – поделился Степан Дворянкин.
Подчеркнем, артисты реализующие собственные проекты, очень востребованы, иногда приходится работать одновременно над несколькими спектаклями. Причем в разных ипостасях – актера, режиссера, драматурга. Для чего им это?
– Дело в том, что не всегда актер в своем театре может сыграть то, что он хочет, а Дом актера предоставляет такую возможность. Все новое – хорошо забытое старое. Когда я еще был артистом Омского ТЮЗа, при библиотеке Дома актера работал совет. Мы выпускали буклеты моноспектаклей известных омских актеров. А это были Николай Чиндяйкин, Татьяна Ожигова, Николай Смирнов, Сергей Тимофеев. Сейчас ребята делают уже не моноспектакли, а просто спектакли с группой актеров, с каким-то интересным оформлением. Все развивается, – прокомментировал Владимир Витько. – Потенциал для реализации есть, и немалый. Скажу так: все только начинается! Если сразу пришли артисты из Омской драмы и музыкального, то сейчас начинают подтягиваться из Пятого и Лицейского театров, «Галерки». Все в процессе.
У нас очень много планов, есть задумка сделать постоянный цикл вечеров, где гвоздем программы был бы один знаменитый омский актер или семейная пара. Это может быть очень интересно.
И да, «Больше чем театр!» – это официальный слоган Омского дома актера.
«Гончаруктеатр» и другие
Если копнуть чуть глубже, многие альтернативные театральные проекты так или иначе связаны с именем Александра Гончарука.
«Гончаруктеатр» теперь в основном базируется в Доме актера. Под его «вывеской» вышли спектакли «Школа счастливых жен. Стервология 1» и «Школа счастливых жен. Стервология 2» (премьера этого сезона) и еще ряд работ.
У заслуженного артиста России, преподавателя, мастера, режиссера, ведущего актера Омской драмы Алексанра Гончарука мы решили выяснить, а зачем ему, человеку известному, востребованному и занятому, понадобилось еще и участие в свободных проектах. А еще поинтересовались, правда ли, что в Омске распространяется некий «творческий вирус» и у нас в городе самый отзывчивый зритель в стране.
– Когда кто-то делает успешный проект, глядя на него, другим тоже хочется. Действительно, это заразительно. Но мы-то знаем, что не все проекты доходят до своего завершения. Сам я, кстати, последователен, как никто другой. После «Фриды...» («Непростая жизнь, огромная любовь и великий дар Фриды Кало») запланированы «Генералы песчаных карьеров», на выходе спектакль «Песня о купце Калашникове», спектакль по творчеству Бориса Рыжего. Я за любую движуху, хотя времени катастрофически не хватает.
Мэтр рассказал, что в текущем сезоне в Омской драме он занят в 20 спектаклях, еще в 10 «на стороне», ведет два курса и две детские группы, снимается в роли легендарного конструктора Сергея Королева в фильме «Покоривший Космос». Что касается какой-то особой омской театральной публики, Александ Гончарук признал, что такой миф существует.
– Отчасти это правда, я и сам ищу корни этого явления. В Омске понимающую публику начали выращивать еще с тех времен, когда здесь в эвакуации находился Вахтанговский театр (в годы Великой Отечественной войны). Потом Омским драматическим руководили очень крепкие профессионалы, в их числе Мигдат Ханжаров, сменивший его Борис Мездрич. Сейчас труппа Омской драмы, на мой взгляд, очень хорошая. Но, к примеру, спектакль Омского драматического «Свидригайлов. Сны» питерский и московский зритель «считывает» гораздо лучше. Правда, важнее всего то, как зритель «ходит ногами». Говорить и писать могут разное, но театр проверяется наличием зрителей. Зал у вас продан или нет – вот и весь ответ.
Любопытно, что билеты на спектакль «Секрет Дориана Грея» не только раскупаются за несколько месяцев. Этой осенью один, очевидно, состоятельный омич сделал своей супруге необычный подарок на день рождения – выкупил весь зал. «Дориана Грея» именинница смотрела в компании нескольких подруг.
Несмотря на явные успехи, Александр Анатольевич с сомнением относится к перспективам развития частных театров. К примеру, в уходящем году серьезные изменения произошли в омском Центре современной драмы (ЦСД). Здесь полностью сменилось руководство, сильно обновился творческий коллектив. От ЦСД отпочковался самостоятельный проект «Просто театр», работающий на площадке «Арт-центра «На Любинском». Напомним, сам ЦСД в свое время вырос из ТОП-театра, который несколько лет работал в санатории «Рассвет». ТОП-театр уже довольно давно создавал все тот же Гончарук. Ну вот же, был один частный театр, а стало два.
– Со всеми предпринимателями все всегда одинаково заканчивается. Они начинают преследовать свои интересы, а мы устаем бегать, как сайгаки, – говорит Александр Гончарук.
Возможно, поэтому в Омске по-прежнему неплохо себя чувствует именно антреприза – проверенная уже столетиями форма организации театральной деятельности.
На свой страх и риск
Строго говоря, существует всего два вида организации спектаклей – репертуарная и антреприза. С репертуарным театром все понятно. Сложившаяся труппа, постепенно меняющийся репертуар, бюджетное финансирование, чаще всего свои помещения.
Принцип антрепризы – группа творцов собирается под определенный проект. Антреприза бывает стационарная и «заточенная» на гастроли. Но всегда – это бизнес-проект.
Правда, не очень понятно, куда при таком раскладе отнести то, что происходит в театре Доме актера. Поскольку спектакли в таких синтетических жанрах, как ноктюрн-шоу, мистическая саунд-драма, рапсодия или арт-проект на стыке кино и театра, как «Страсти по Жанне», – самовыражение, эксперимент, наконец, есть универсально слово «неформат». На первом месте тут творчество, а классическая антреприза – нечто легкое, при этом всегда кассовое.
– В России понятие антрепризы было искажено в 90-е годы, когда артисты ездили по стране чисто для заработка. Брали легкие комедийные пьесы, с малым оформлением сцены, минимумом декораций. Ездили с коммерческими целями и до сих пор продолжают это делать. Понятие «антреприза» приобрела двойное значение, подразумевается, что это комедии дешевого уровня, куда идут чисто посмеяться, посмотреть на известных артистов. Хотя, к примеру, Государственный театр наций, с серьезным репертуаром, работает по принципу антрепризы – без своей труппы, – пояснила Наталья Швирст.
Уточним, что в Омске помимо антрепризы Афанасьевой (работает 16 лет на базе Дома актера) успехом пользуется театральный проект «Комедии в Омске». Зрители как раз «голосуют ногами», зал, как правило, хорошо продается. Творцы здесь – известные актеры, основной костяк из труппы Омской драмы. Например, в декабрьской премьере «Играем в дружную семью» в качестве режиссера выступает Игорь Костин, он же играет одну из ролей. В ролях также заняты Ольга Беликова, Всеволод Гриневский, Наталья Запивохина, Игорь Костин, Мария Токарева, Егор Уланов. Все – актеры Омской драмы. А, например, сказку «Захудалое королевство» в Рождество дважды сыграют для детей народный артист России Валерий Алексеев, заслуженный артист России Сергей Оленберг и еще целая плеяда актеров Омской драмы.
Возникает вопрос, а как к сторонним проектам относятся руководители театров? Директор Омского академического театра драмы Виктор Лапухин не видит ничего плохого в том, что его актеры играют где-то еще. А то, что проекты, реализуемые театром Дома актера, помогают СТД, по его словам, можно только приветствовать.
А Владимир Витько считает, что успешные проекты вне театра делают актеров более популярными, особенно если речь идет о съемках в кино. И тогда уже на актера с выросшей популярностью зритель лучше ходит и в его «родной» театр.
Итак, в Омске можно выделить несколько негосударственных театральных проектов. При желании хорошо отдохнуть, посмеяться, стоит сходить в «Театр «Антреприза Афанасьевой» и «Комедии в Омске». Это классические антрепризы.
Театр Дома актрера и «Гончаруктеатр», тесно сотрудничающие и работающие на одной площадке, – предствляют экспериментальные работы профессиональных актеров и режиссеров.
Серьезно обновившийся Центр современной драмы (ЦСД) и отпочковавшийся от него, дебютировавший в сентябре этого года «Просто театр» (работает на базе «Арт-центра «На Любинском») – целый пласт театрального новаторства, достойный отдельного анализа и рассказа. К примеру, ЦСД полностью соответствует своему названию. Здесь преимущественно ставят пьесы современных драматургов. В их числе Светлана Баженова, Ярослава Пулинович, омская журналистка Ирина Горбачева.
А еще есть молодежный театр «Третий круг», студенческие театры, делающие серьезные заявки. В Омске действительно происходит много интересного, в нашем городе действительно существует питательная среда для раскрытия театральных талантов. И это совершенно точно – в Омске очень благодарная публика. В этом легко убедиться, после просмотра спектаклей омичи, как правило, щедры на овации и обязательно встают. И вот это чисто омская особенность – во многих городах, чтобы поднять публику из кресел, надо очень хорошо постараться. Что касается становления новых театров, как говорится, поживем – увидим, но хотелось бы и им пожелать своей благодарной публики.
Ольга Ложникова,
фото vk.com