Микст из драмы, кино и онлайн-трансляции, бытовухи и мистики – в одном спектакле, представленном в семи номинациях премии «Золотая маска».
Фестиваль «Золотая маска» в одиннадцатый раз представил свою программу в Омске. На площадках Омского академического театра драмы прошли спектакли новосибирских театров. Эти работы стали номинантами Национальной театральной премии в 2022 году: «Тайм-аут» (18+) театра «Красный факел» в постановке режиссера Петра Шерешевского и дилогия «Коромысли» (12+) и «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2» (18+) междисциплинарного художника Полины Кардымон в Новосибирской лаборатории современного искусства.
Накануне на Основной сцене Омской драмы прошел показ спектакля «Тайм-аут», завершивший программу фестиваля.
«Тайм-аут» стал настоящим подарком для искушенной театральной публики Омска. Спектакль очень необычен по форме. История, которую придумала автор пьесы Марина Крапивина, а показал, изрядно переработав, питерский режиссер Петр Шерешевский, многопланова, причем в прямом и переносном смысле. Игра на сцене сопровождается онлайн-трансляцией. Крупные планы актеров – на большом экране. В центре – судьба одинокой женщины. Получился «крутой замес» из несочетаемых на первый взгляд «ингредиентов». Будней соцработника, работающего со стариками; флешбэках из детства; попытках устроить личную жизнь по переписке в соцсети с кумиром из шоу-бизнеса; наконец, абсолютной мистики с явлением скандинавских богов… А еще – совещания проходят в форме вокала. А еще…
Всегда интересно, а что думают о спектакле, о своих ролях сами исполнители.
– Получился такой цельный, сложносочиненный спектакль. У меня не было внутреннего «треска» от этой героини, мы с ней слились, пошли рука об руку, – Ррссказала актриса Ирина Кривонос, исполнительница роли соцработника Людмилы. – Режиссер говорил, что ничего не надо играть, все от себя, чтобы это была живая жизнь, сегодня и здесь.
Действия спектакля идут в необычном пространстве, это пустые полки супермаркета и не только. А как в таких декорациях себя чувствуют актеры?
– Там есть удивительное пространство, когда моя героиня как будто бы попадает в свою школу, и она вдруг оказывается в каком-то картонном классе, куда помещается только ее голова, как у Алисы в Зазеркалье. Это очень необычное решение художника.
Так почему же героиня не может вырваться из замкнутого круга, что думает по этому поводу актриса?
– Просто человек находится в плену своих иллюзий. Не хочет разобраться с собой, ей легче что-то придумать.
С режиссером Ирина Кривонос, по ее признанию, работалось интересно.
– Было странно… Абсолютно бытовая история… Петя (режиссер Петр Шерешевский. – РИА «Омск-информ») почему-то говорит: «Дайте ей рынду, стучи в колокол и представляй, что ты в открытом Космосе». Он никогда не говорил, чего он хочет, у него-то есть картинка в голове, а еще понимаешь, что идет работа на камеру, партнер снимает в другом конце сцены.
О методах работы режиссера также рассказал исполнитель сразу нескольких ролей в спектакле «Тайм-аут» актер Денис Ганин.
– О том, что мы боги, мы узнали за две недели до премьеры. А до этого репетировали обычных персонажей. Музыкант, старик, отец. Потом оказалось, что это одна роль, что это три ипостаси бога Одина, который входит в жизнь героини. Это психоделическая история. Три человека – а четвертый их объединяет. И все сложилось. Показана такая разная любовь – отцовская, любовь к человеку…
Что хочет от героини бог Один? Он, по словам актера, проверяет героиню, насколько возможно уйти с пути, который ей предначертан, свернет с него Людмила или нет, провоцирует ее…
Уточним, что спектакль «Тайм-аут» представлен на номинации на премию «Золотая маска» 2022 года: «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая женская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана».
С этой работой «Красный факел» уже побывал в Санкт-Петербурге, Красноярске, Москве, а теперь и в Омске. Любопытно, что зритель везде по-разному включается в действие. Где-то сразу считывают, что в спектакле много юмора, где-то не понимают, что им предлагают и при чем здесь кино в режиме онлайн.
Омская публика, а она, как известно, весьма искушенная, восприняла спектакль «Тайм-аут» очень тепло, показы прошли с аншлагом.
Ольга Ложникова
Фото Андрея Кудрявцева