Печать новости
Омск-информ
https://admin-old.omskinform.ru/news/171156

В Омске предложили полностью перекрывать улицы во время снегопадов

Вместе с экспертами разбираемся, есть ли у Омска шанс пережить зиму с чистыми дорогами, остановками, безопасными тротуарами и дворами.

В минувшие выходные в Омске приступили к зимнему варианту содержания дорог. Способствовал этому выпавший снег, который, как уверяют синоптики, уже не растает до весны. Именно с горами снега, нечищеными улицами и гололедом у многих омичей в последние годы ассоциируется зима. Нечищеные улицы почти всегда выходят в топ жалоб в холодное время года. От того, как в городе убирают снег, чистят дороги, тротуары и дворы, зависит не только комфортность проживания, но безопасность. Сотрудники омских травмпунктов это подтвердят.

В преддверии каждой зимы омичи надеются, что подход и возможности городских коммунальщиков изменятся и они наконец-то станут убирать снег качественно. Вместе с экспертами мы попытались разобраться, есть ли у Омска шанс пережить очередную зиму достойно? С чистыми дорогами, остановками, безопасными тротуарами и дворами.

Старая песня: снегоуборочной техники снова не хватает

Основная нагрузка в ликвидации снегопадов в Омске ложится на технику городского Управления дорожного хозяйства и благоустройства. В управлении каждый год жалуются на слабую техническую оснащенность, изношенность машин и недостаток необходимой техники. Притчей во языцех стал уже самосвал ЗИЛ 1967 года выпуска, о котором еще несколько лет назад рассказывал экс-директор БУ «УДХиБ» Владимир Казимиров.

Тогда предполагалось, что из этого ЗИЛа сделают памятник коммунальной технике, водрузив самосвал на постамент. Но прошло несколько лет, а самосвал времен генсека Брежнева до сих пор в строю и этой зимой снова будет возить снег. Судя по всему, этой машине придется работать еще долго – для нормативной обеспеченности техникой для зимней уборки требуется еще порядка 200 спецмашин стоимостью более миллиарда рублей.

– В сезоне по зимнему содержанию улично-дорожной сети 2022–2023 гг. планируется задействовать 368 единиц дорожной спецтехники из автопарка БУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», в том числе 93 самосвала, 80 тракторов, 63 единицы погрузочной техники, 29 автогрейдеров, 10 бульдозеров, – сообщили в городском «УДХиБ».

Впервые за 4 года для уборки снега приобретено 15 тракторов марки МТЗ-82, 6 мини-погрузчиков, 2 универсальные коммунальные машины, экскаватор-погрузчик. На это затратили более 160 млн рублей.

Новое поступление техники для городских дорожников в беседе с обозревателем РИА «Омск-информ» анонсировал экс-директор городского Управления дорожного хозяйства и благоустройства Владимир Казимиров. Он уже 1,5 года не возглавляет управление, но по-прежнему в курсе всего, что там происходит.

– Поступление техники было, сейчас второе поступление ожидается. Я думаю, все будет хорошо. Работать надо, как сейчас, и будет все хорошо. Коллектив в БУ «УДХиБ» добротный, хороший, работоспособный, техника добавляется. Материалами запаслись на зимнее время. Поэтому все будет хорошо в городе с уборкой снега этой зимой, – заверил Казимиров.

При Шелесте снег в Омске будут убирать «по-Двораковски»

Именно при Владимире Казимирове 9 лет назад в городе внедрили на тот момент новую тактику уборки снега – от окраин к центру. Во время снегопада техника сначала выходит на окраинные улицы, а по мере снижения трафика переходит на центральные магистрали. Это позволяет избежать пробок.

Мэром в то время был Вячеслав Двораковский, который считает такой подход при уборке дорог верным и эффективным. Экс-градоначальник, которого неоднократно критиковали за плохую уборку снега в городе, не согласен с такой оценкой.

– В общем-то центральные магистрали были всегда в хорошем состоянии. Да, на второстепенных дорогах возникали проблемы. Но они появлялись не из-за безалаберности, а из-за недостатка наших технических возможностей, – говорит Двораковский. – Мы с 2013 года начали убирать снег по ночам. Была отработана схема, с чего начинать и чем заканчивать. Главные, второстепенные улицы, проезды. Сколько техники имели, такой режим работы и выбирали. Вся техника использовалась на 100 %.

Как и Владимир Казимиров, Вячеслав Двораковский дал оптимистичный прогноз на зиму – он уверен, что с уборкой снега в городе все будет хорошо.

– Тем более что количество дорожной техники сейчас увеличилось. Я думаю, зимой будет все нормально. Нужно грамотно планировать уборку снега и контролировать исполнение, – заключил экс-градоначальник.

«Во время снегопада в Омске нужно перекрывать дороги»

В Омске и ранее, и сейчас приступают к активной уборке снега  ближе к вечеру – с 20–21 часа, когда машин на дорогах становится значительно меньше. При этом если снег идет с утра, то сугробы на дорогах формируются в течение всего дня – снег максимум посыпают песком. Это приводит не только к пробкам, но и к ДТП. В этом основной минус тактики городских дорожников.

Профессор ОмГУПСа, урбанист Сергей Костарев считает такой подход неправильным. Не нужно ждать ночи, чтобы убрать снег – необходимо перекрывать улицы и приступать к очистке дорог немедленно, а горожан пересаживать на автобусы.

– Если снег выпадает в час пик, то не нужно ждать ночи, как у нас делают, а, возможно, нужны специальные меры, применять вещества, которые топят снег. Программа реагирования на сильный снегопад, о которой я говорю, включает в себя и ограничение трафика, возможно, даже перекрытие некоторых улиц и запуск дополнительных автобусов для перевозки горожан. Это непростое решение, и должен быть комплексный план, – говорит Костарев.

Эксперт отметил, что после ухода с поста мэра Вячеслава Двораковского в Омске не наблюдалось сильных снегопадов, не было такого коллапса, как, например, в октябре 2015 года, когда город засыпало чуть ли не метровым слоем снега и никто к этому оказался не готов.

Во время сильного снегопада в октябре 2015 года в Омске наступил коллапс

Экс-руководитель Госжилинспекции, эксперт по ЖКХ Александр Бурых отметил еще один важный недостаток установленного 9 лет назад порядка уборки улиц – снег ежедневно очищают на крупных магистралях, а на улице меньшей важности техника может зайти лишь 1-2 раза за зиму.

– Сначала у нас убираются центральные улицы, потом все улицы, где ходит общественный транспорт и только в третью очередь все остальные. Туда техника доходит лишь тогда у нас, когда долго нет снегопадов и улицы 1–2-й категорий убраны, – говорит Бурых. – В Центральном округе, по-моему, всего 4 грейдера, из них 3 на ходу. В Советском их всего два, и один плохо работающий. Сколько можно прогрейдировать дорог таким количеством техники? Пусть у нас много самосвалов – это здорово. Но они одновременно могут вывозить снег лишь с 12 улиц. Почему? Да потому, что снегопогрузчиков, которые называются «Снегурочка», у нас всего 12. И хоть 1000 машин возьми, всего 12 «Снегурочек» будут ограничивать фронт работ.

По мнению Александра Бурых, в Омске нужно активнее применять шнекороторы при уборке снега. Пока этот способ очистки дорог развит слабо. Шнекоротор перебрасывает снежные массы, в результате на обочине нет снежных валов. Это эффективно, но на тех улицах, где нет тротуаров.

Еще один вариант эффективного избавления Омска от снега – это установка снегоплавильных пунктов. Как уже сообщало РИА «Омск-информ», такой снегоплавильный пункт в городе хотят установить у Октябрьского моста. По словам Александра Бурых, это существенно сократит пробег самосвалов, которые сейчас вывозят снег на полигоны за город.

Но и сами омичи не должны сидеть сложа руки. Конечно, чистить улицы вряд ли горожане пойдут, но повлиять на власти могут. Для этого необходимо…жаловаться. И чем больше, тем лучше.

– Чтобы почистили межквартальные проезды, нужно обращаться в ЕДДС по телефону 78-78-78. И чем больше будет обращений по одному адресу, тем быстрее там произведут очистку. УДХиБ в лице директора Галины Зурнаджан реагирует на такие обращения, – уверяет бывший начальник областной Госжилинспекции.

А что с дворами, проездами и крышами?

При этом в Омске часто забывают одну важную деталь: снег нужно убирать не только на городских магистралях, но и во дворах, межквартальных проездах, у подъездов и на тротуарах. Часто омичи, увидев сугробы на этих территориях, ругают мэра, хотя далеко не всегда это зона ответственности горадминистрации.

Четких сроков очистки этих проездов в законодательстве нет. Зато есть сроки, в которые УК и ТСЖ должны очистить от снега дворы. Если снегопад пошел, то дворники должны сразу выходить на работу вне зависимости от того, выходной это день или праздничный. После окончания снегопада дворник в любом случае должен очистить до асфальта территорию у дома в границах двора.

– У дома до 5 этажей уборка производится по периметру 5 метров от дома, если это 10-этажный дом, то 10 метров, – пояснил Александр Бурых. – Важно своевременно убирать снег, когда температура переходит через 0, когда образуется наледь. У нас к коммунальщикам контролирующие органы относятся лояльно. На уборку снега даются разумные сроки, и контролирующие органы не так часто наказывают.

Также важно, чтобы управляющие компании чистили крыши многоквартирных домов. Об этом часто забывают в Омске, что приводит к тяжелым последствиям.

– С крыш также важно очищать снег. Об этом почему-то у нас забывают. Люди этого не понимают, УК это не понимают. Раньше теплых зим не было, а теперь у нас «питерские» зимы, образуются сосульки и наледь. И они падают на прохожих или на машины. И были случаи, когда судили представителей УК за такие инциденты. К тому же на многих домах поменяли шиферные кровли на профнастил, с которого снег сходит лавинообразно. Это очень опасно, – заключил эксперт.

Перекрытия дорог, шнекороторы и плавильные пункты: что нужно Омску?

То, как город переживет зиму, сильно зависит не только от технической оснащенности городских дорожников, но и от количества осадков. Последние годы зима миловала омичей, и огромных сугробов в городе не наблюдалось. Но все равно нужно готовиться к любому исходу и быть во всеоружии. Здесь, возможно, здравой будет идея Сергея Костарева о перекрытии улиц, но пока непонятно, как ее реализовать на практике. Несомненно, в этом направлении стоит двигаться и рассматривать такой вариант на случай мощных снегопадов.

А вот пробовать в эксплуатации снегоплавильные станции однозначно необходимо. Это поможет снизить нагрузку на коммунальщиков в период сильных снегопадов. Затраченная на плавление снега энергия с лихвой окупится экономией солярки и бензина, которые сотнями тонн расходуются на вывоз снега на полигоны. И про шнекороторы, о которых говорил Александр Бурых, тоже не стоит забывать. Горожанам также хочется надеяться, что с приходом нового градоначальника в Омске что-то изменится и в уборке межквартальных проездов, улиц 2–4-й категорий, где грейдеры и тракторы зимой – редкие гости. Во всяком случае, подходы городских властей к уборке улиц мы увидим уже совсем скоро – обильные снегопады не за горами.

Сергей Энквист 


09.11.22 11:25