Печать новости
Омск-информ
https://admin-old.omskinform.ru/news/165268

Жизнь в омских новостройках: школьники из «Амура-2» передают большой привет   [ФОТО]  

В микрорайоне «Амурский-2» проживает уже 12 тысяч омичей, а в единственную школу практически не попасть. Зачем там вообще селятся?

РИА «Омск-информ» продолжает проект, посвященный городским новостройкам. На этот раз наши корреспонденты отправились в микрорайон «Амурский-2», который широко известен тем, что здесь расположена самая большая школа в регионе, попасть в которую практически нереально.

«Амур-2» находится сразу за путепроводом через железную дорогу на левой стороне улицы 21-я Амурская. Микрорайон, состоящий из домов различной этажности, тянется почти на 2 километра до дачных массивов. Сегодня здесь насчитывается более 60 домов, в основном это панельные «ленинградки». При этом «Амур-2» активно застраивается: в стадии строительства находятся 7 многоэтажек, в том числе три «свечки» высотой по 16 этажей. В разных концах микрорайона туда-сюда снуют грузовики с бетонными панелями, ежемесячно на территории появляются новые башенные краны.

«Амуров» на самом деле несколько

Весь большой микрорайон, который называют «Амурский-2», на самом деле состоит из нескольких частей. Непосредственно «Амур-2» – это порядка десяти многоэтажек, расположенных вокруг новой школы на 1122 ученика. Рядом со школой находится детский сад, построенный в 2015 году.

Чуть ближе к железной дороге расположен несколько обособленный микрорайон из 12 многоэтажек. Застройщик именует его «Амурский-1», а район малоэтажных домов, построенных ближе к дачам, – это «Амурский-4».

Однако в народе прочно закрепилось, что весь большой район на 21-й Амурской – это «Амурский-2», поэтому мы его так и будем называть. Сегодня это самый быстрорастущий микрорайон комплексной жилищной застройки. В 2015 году здесь построили «Ленту», чуть позже появился гипермаркет «Леруа Мерлен», а в 2021-м открыли самую большую в регионе школу.

Самая большая омская школа находится в «Амуре-2»

Застройка огромного пустыря, заросшего бурьяном, началась компанией «Стройбетон» почти 10 лет назад. Уже в 2013-м появились первые десятиэтажки, а за ними потянулись 3-4-этажные дома, в которых предоставляли квартиры сиротам и переселенцам из ветхого жилья. Выпускникам детских домов по-прежнему дают квартиры в этом микрорайоне, только этажность домов с тех пор существенно выросла.

Интересно, что первые десятиэтажки в этом микрорайне были построены с газовыми котельными... на крышах. Остальные дома отапливает котельная «Стройбетона». Благодаря автономности теплоснабжения горячую воду в микрорайоне летом отключают всего на несколько дней. Правда, летом здесь возникают проблемы с холодной водой – из-за большой нагрузки падает давление, часто случаются порывы, и «амурчане» остаются без воды.

Что здесь было раньше?

«Амурский-2» газифицирован, но после заселения жильцов голубое топливо в квартиры подается не сразу. В конце 2017 года это привело к беде. Новоселы занесли в квартиру с мороза газовый баллон, который сдетонировал. Оказались разрушены несколько квартир на верхних этажах дома. Одна из плит вылетела наружу и упала на тротуар. Чудом обошлось без жертв.

Рядом с домом, где произошел взрыв, в тот период находили человеческие кости и даже черепа. Появились слухи о том, что микрорайон построен на кладбище. Омский краевед Игорь Коновалов это отрицает. 

– На месте «Амура-2» было поле, а за ним свалка. Еще на моей памяти это поле пахали, это были земли сельхозназначения. Возможно, там были какие-то случайные захоронения времен Гражданской войны или репрессий. Мало ли кого там захоронили. Но официального кладбища там не было никогда, – отметил краевед.

Недетский школьный вопрос

ГК «Стройбетон» получила земельный участок под застройку микрорайона в 2008 году. Согласно достигнутому с мэрией соглашению компания должна была помимо жилья построить школу, детский сад, а также разбить в микрорайоне парк. Но этого сделано не было. Начались судебные тяжбы. В итоге суд встал на сторону мэрии и обязал застройщика выполнить свои обязательства. Пока в этом направлении тишина. «Стройбетон» возвел здание школы на 1122 ученика, но работы велись за счет бюджета. 

Детей в «Амуре-2» так много, что даже эта школа не смогла вместить всех желающих. Нынешней весной родители занимали очередь за несколько суток, чтобы подать заявление в первый класс. Мест ожидаемо всем не хватило. В микрорайоне остро необходима вторая школа, как и второй детский сад. Когда «Стройбетон» займется этим – вопрос риторический.

Детей в микрорайоне много. Школа и садик всех не вмещают 

Несмотря на глобальную проблему с нехваткой образовательных учреждений, молодые семьи с детьми активно селятся в «Амуре-2». Объясняется это просто – сейчас здесь, пожалуй, самое дешевое в городе жилье с отделкой «под ключ». Правда, в последнее время квартиры сильно подорожали. Так, еще летом 2020 года «однушку» можно было купить за 1,7 млн рублей, а теперь она стоит 2,6 млн. «Двушка» в разгар пандемии стоила 2,3 млн, сейчас она обойдется в 3,3–3,5 млн, а «трешка» вместо прежних 2,9 млн рублей стоит уже больше 4. Но в других районах города квартиры еще дороже, и омичи выбирают «Амур-2».

«Квартиры дешевые, микрорайон тихий, но сюда лучше на машине»

Большинство квартир в микрорайоне куплены в ипотеку, в том числе с использованием материнского капитала. Молодые мамы, гуляющие с детьми, называют одни и те же плюсы и минусы этого гигантского «спальника».

– Недавно живем, полгода всего. Квартиры очень теплые, зимой даже отключали отопление. Микрорайон далековато от центра расположен, работа у меня в центре, далеко ехать. До остановки далеко идти, тротуаров нет. Поэтому машины – единственный выход здесь. Машин так много, что вечером сложно припарковаться. Это, пожалуй, единственный минус. Ну и ситуация со школами и садами. По безопасности все нормально, я никаких «темных» личностей не наблюдала, зимой светло, – говорит омичка Елена.

По ее словам, с магазинами в «Амуре-2» тоже не все хорошо. На окраине микрорайона расположена «Лента», но туда не пойдешь за бутылкой кефира и батоном. В другом конце находится «Пятерочка», дорога до которой во время дождя превращается в болото. Поэтому в микрорайоне нужны магазины формата «у дома». А пока местные ходят в ларьки у многоэтажек.

Тем не менее Елена и ее семья выбрали «Амур-2», а не «Кузьминки».

– Выбирали между этим районом и «Кузьминками», но здесь жилье дешевле. Да и муж рядом работает, на «Стройбетоне». Плохо, что здесь нет поликлиники, приходится ездить за виадук, – отметила молодая мама и добавила, что «в город» в последнее время выбирается редко, разве что в поликлинику.

Другая жительница микрорайона Анастасия, гуляющая во дворе с сыном, сетует на отсутствие мест в детских садах и школе.

– Из плюсов – что новый район, детские площадки хорошие, дома. Слышимость в квартирах, в принципе, терпимая. Нравится район, но в садик нас не взяли и в следующем сказали, что не возьмут. Плохо, что все садики, школы – все за развязкой, пешком туда не пройдешь, – говорит Анастасия.

Но есть и «счастливчики», которым удалось попасть в школу.

– Знали, что школа будет строиться. Новый район, подальше от центра. Нам удалось в школу попасть. Все нравится. Квартиры теплые, все устраивает, – поделилась мнением жительница «Амура-2» Наталья.

Абсолютно все жители района отмечают качество и комфорт квартир, но называют и главный недостаток «Амура-2» – неразвитость инфраструктуры.

– Жилье хорошее, но инфраструктура не очень развита. Зиму перезимовали, никаких проблем не было. Минусов особо нет. Новое, комфортное, большое жилье, удобные квартиры, – отмечает жительница «Амура-2» Людмила, переехавшая с мужем в новостройку полгода назад.

Молодые мамы из «Амура-2» сетуют на отсутствие тротуаров и дороги до школы. Дети идут в нее буквально через поле, заросшее бурьяном.

– Живем год, все нравится, квартиры хорошие, нормальные. Тихий, спокойный район. Сделали бы еще дорогу до школы, – сказали Инна и Марина, гулявшие с детьми по микрорайону.

«Амурские» тропинки сквозь бурьян

Ни застройщик микрорайона, ни мэрия до сих пор так и не сделали ничего, чтобы создать комфортные условия передвижения от многоэтажек до школы и детского сада. В распутицу, во время дождей юным омичам нужно надевать резиновые сапоги, чтобы проделать путь к знаниям. В сухую погоду поднимаются пыльные облака, которые разгоняют самосвалы, везущие плиты к очередной новостройке. Это существенный минус микрорайона.

С пешеходными зонами между разными частями «Амура-2» беда 

Известный омский архитектор Александр Бегун уверен, что комфортность микрорайонов и качество жилья в нем как раз определяются наличием удобных тротуаров, а также объектов соцкультбыта.

– Хороший микрорайон – этот тот микрорайон, где реализованы объекты соцкультбыта, есть дороги, благоустройство. И если еще там будет зелено, – отметил Бегун.

Внутри микрорайона благоустройство довольно сносное 

Что касается озеленения, то с ним в «Амуре-2», мягко говоря, все не очень хорошо. Возле домов торчат «прутики», половина из которых засохла. Нет поблизости ни парка, ни сквера.

Кое-где еще сохранились деревья, которые росли в поле до застройки микрорайона. Для привлечения птиц местные жители развешивают на ветках кормушки. 

С озеленением в микрорайоне беда 

Хилые сосны – вот и вся зелень

Место под парк отведено на пустыре, через который сейчас дети ходят в школу. Но до организации зеленого островка посреди чистого поля еще очень далеко – на участке лежат горы земли и строительного мусора, повсюду растет бурьян.

Дети ходят в школу через пустырь

Идешь через такой бурьян и натыкаешься на... мангал – жители «Амура-2» имеют «роскошь» в виде возможности пожарить шашлыки буквально у окна многоэтажки.

Местные также сетуют на отсутствие тротуаров до остановок общественного транспорта на 21-й Амурской. К автобусам и маршруткам приходится идти либо по тропинкам через бурьян, либо по краю технического проезда для строительной автотехники.

Здесь должен быть парк

Вместо асфальтированных проездов к жилым домам на земле лежат бетонные плиты, по которым возят стройматериалы. Об освещении этих проездов речи не идет. Каждое утро на выезде из микрорайона образуются пробки.

Вот такие дороги в микрорайоне

Застройщик пытается как-то разнообразить дома в плане дизайна. Появляются новые расцветки десятиэтажек, а некоторые пятиэтажки отделывают плиткой «Керама марацци». Но все равно дома очень похожи друг на друга и имеют длинные адреса: например, 1-й Амурский проезд, дом 5, корпус 1, или 2-й Амурский проезд, дом 4, корпус 3.

«Амур-2» станет еще шире: поле застроят до дач

Несмотря на некоторую оторванность от города и обособленность, «Амур-2» активно развивается. ГК «Стройбетон» в марте заключила соглашение с правительством Омской области о строительстве еще одного крупного микрорайона возле существующего.

Фактически этот микрорайон станет продолжением «Амура-2». Под комплексную застройку будет отдано 85 га земельных участков, на которых должно появиться не менее 300 тыс. кв. м жилья. В микрорайоне планируется обустроить 6 тыс. квартир и построить два детских сада на 930 мест. Инвестиции составят 25,5 млрд рублей. Пока непонятно, за чей счет в микрорайоне будут строить детские сады. Зато место для них уже зарезервировано.

– В Амурском проектируем новый микрорайон, который будет ближе к Пушкинскому тракту. Там будут и 5-этажки, и несколько «свечек» 16-этажных, остальное – десятиэтажки, – говорит директор ГК «Стройбетон» Олег Золотов.

Таким образом, будет застроено все поле вплоть до дач на Пушкинском тракте. Генпланом Омска в «Амуре-2» запланировано не только создание парка, но и обустройство внутри нового района улиц, запуск по ним общественного транспорта. Но когда это будет?

Нужно больше автобусов

Общественного транспорта жителям «Амура-2» не хватает, а остановки все время отдаляются от жилых домов. Если первые новоселы шли 100 метров до остановки, то жителям новых домов нужно пройти уже 400–500 метров.

Из «Амура» в центр города можно уехать на 46-м автобусе (сейчас на маршруте работают лишь тесные «луидоры»), на 72-м и 47-м автобусах, которые следуют через две улицы Завертяева, а также на 103-м, который едет от онкодиспансера на Березовую и Левый берег. Также до «Амура-2» идут маршрутки № 97, 343, 386 и 550.

Жителям «Амура-2» лучше всего иметь автомобиль 

В утренние и вечерние часы пик они буквально забиты пассажирами. Очевидно, что жителям спального микрорайона нужно больше общественного транспорта. 

Это будет самый большой «спальник» в Омске 

«Амур-2» – это красноречивый пример «проблемного» нового района, где нет комплексного подхода к обустройству социальной инфраструктуры. С одной стороны, здесь качественные и теплые квартиры, сносное благоустройство внутри дворов. А с другой – полное отсутствие какого-либо благоустройства вокруг них.

После посещения микрорайона сложилось впечатление, что никому нет до этого дела. Застройщик благоустраивает ровно то, что касается его: тротуары, парковки, детские площадки. А то, что дети ходят в школу через поле, – это никого не интересует. 

Отдаленность от центра делает «Амур-2» своеобразным мини-городом, автономным и обособленным от остальной городской территории. Некоторые жители «Амура» вообще не выбираются «за виадук», если работают рядом, а, например, в поликлинику им не нужно.

Конечно, если есть возможность купить квартиру в центре, то омичи ее в центре города и покупают. А если это молодая семья с ребенком и 4-5 млн, чтобы купить «двушку» в центре у них нет? Поэтому и селятся омичи в «Амуре-2», и в ближайшие годы этот микрорайон может стать самым большим спальным районом Омска. Мы сюда еще обязательно наведаемся.

Сергей Энквист

Фото Юлии Ожерельевой 


20.04.22 19:16