Скупщики предлагают за катализатор до 150 тысяч рублей, буквально «подстегивая» кражи этих деталей. Пострадавших автомобилистов уже немало.
В Омске участились кражи автомобильных катализаторов. Скупщики этих деталей буквально «подстегивают» воров, предлагая продать катализатор по 150 тыс. рублей за килограмм.
– Автокатализаторы, дорого! До 150 тысяч за килограмм, деньги налом сразу! – гласит реклама на одной из популярных радиостанций города.
Как оказалось, никто не проверяет, откуда катализатор: может быть, он краденый. Это никого не интересует.
– Покупаем катализаторы, от вас требуется лишь паспорт. По цене от 4 тысяч рублей за штуку, – рассказали в компании, скупающей катализаторы в районе шинного завода.
За что тогда обещают 150 тыс. рублей? Как оказалось, столько заплатят за деталь с хорошей иномарки.
– 150 тысяч – это если вы снимите катализатор с «Инфинити», – пояснили скупщики.
В омской полиции сообщили, что с начала года от автовладельцев поступило 12 сообщений о кражах автокатализаторов.
– Скупка катализаторов осуществляется по общим правилам приобретения изделий из цветного металла: при наличии документов, удостоверяющих личность, у человека, который сдает металл в металлокассу, – пояснили в региональном УМВД.
Давайте разбираться, что это за деталь, за которую готовы платить до 150 тысяч. И что грозит человеку, снявшему ее с чужого автомобиля?
Автокатализаторы дороже золота
Катализатор – важный элемент выхлопной системы автомобиля. В основе этой детали – керамические соты, в которые вкраплены детали из цветных металлов. Они-то и нужны скупщикам.
– Автокатализаторы устанавливают на автомобили класса «Евро-3» и «Евро-4». Эти устройства очищают выбросы автомобиля, – говорит известный омский автогонщик Александр Фабрициус.
Катализаторы стали устанавливать на машины еще 50 лет назад, когда европейские и американские автопроизводители стали бороться за экологию. Но до недавнего времени проблем с кражами этих деталей не было, так как никто не скупал их за большие деньги.
В состав автокатализатора входят элементы, сделанные из таких ценных металлов, как платина, родий или палладий. Эти металлы настолько дорогие, что для удешевления изготовления автомобильных катализаторов, как ни странно, все чаще используют золото (!). Естественно, чем дороже машина, тем сложнее и дороже в ней катализатор. Поэтому при выходе из строя этой детали автолюбители ставят «обманку».
– В катализаторе не только происходит догорание выхлопных газов, он также выполняет функцию глушителя, – говорит директор управляющей компании автоцентра «Реактор» Илья Николин. – Постепенно катализатор перестает пропускать через себя выхлопные газы. И тогда его удаляют, ставят вместо него устройство, похожее на глушитель, – пламягаситель, проводится перепрошивка автомобильного компьютера и другие действия. Новый катализатор стоит очень дорого, так как в его составе – драгоценные металлы. Поэтому и ставят «обманку».
Как правило, дорогие иномарки относятся к классу «Евро-5» и выбросы у них минимальны. Это и обеспечивают катализаторы, состоящие из очень дорогих металлов. Поэтому скупщики и предлагают за катализаторы с иномарок до 150 тыс. рублей за килограмм.
– К сожалению, да, похищают такие устройства ради наживы с исправных автомобилей. Буквально в течение 10 минут вырезают катализатор, – пояснил Илья Николин. – Это печально, на самом деле. Мягко говоря, бессовестные люди. Суть как раз в драгоценных металлах внутри катализатора. Как их извлекают? Наверное, выплавлением.
Не всегда ворам удается выгодно продать катализаторы и с иномарок. На прошлой неделе сообщалось, что омич снял с арендованных машин такси марки «Хендай» два катализатора и выручил за них лишь по 2 тыс. рублей за каждый.
Но не всегда катализаторы снимают с машин ради того, чтобы сдать их в пункт приема металла. Бывает, что эти детали выходят из строя.
– Когда катализатор изнашивается, керамика, в которую вкраплены редкоземельные металлы, начинает разрушаться и попадает обратно в двигатель. Это приводит к аброзивному износу двигателя, и его приходится «капиталить». Если вовремя не удалить неисправный катализатор, мы нарвемся на необходимость ремонта двигателя. Загорается check in. В любом сервисе проведут диагностику, которая покажет, что катализатор не работает и его нужно менять, – рассказал Илья Николин.
«Хранить машину в гараже, чтобы не срезали катализатор»
В одном катализаторе содержится несколько граммов драгоценных веществ. Чем более экологичен автомобиль, тем больше в его катализаторе драгметаллов. Особенно много их в катализаторах гибридных машин, поэтому они в зоне повышенного риска. Правда, в Омске таких автомобилей почти нет. Зато есть умельцы, которые срезают катализаторы с машин за считанные минуты.
– Срезать катализатор с машины – дело одной минуты для опытного вора. Для этого автомобиль поддомкрачивают, чтобы подлезть под днище. На внедорожниках с большим клиренсом обходятся без домкрата. Срезают обычно труборезом, так как «болгарка» шумит. Владельцы как могут борются с воровством. Например, приваривают толстые болты к магистрали по обе стороны от катализатора. С должным усердием их тоже срезают, но это сложнее и дольше. Лучше всего просто хранить машину в гараже, – говорит эксперт маркетплейса «Банк Авто» Сергей Власов.
Советует не оставлять машину без присмотра и ведущий программы «Автосфера» Василий Залознов. Также он советует не ремонтировать машину в подозрительных автосервисах, оборудованных, что называется, в «гаражах».
– Не нужно оставлять машину без присмотра. Как в колесах есть секретные болты, так и здесь – нужно, чтобы у воров не было доступа к нижней части автомобиля. Обслуживать автомобили нужно в проверенных сервисах, тогда будет уверенность в том, что там не снимут тайно оригинальный катализатор и не поставят вместо него «обманку». Возможно и такое. При установке «обманки» можно и не заметить, что с машиной что-то не так. Это можно будет узнать только при проверке автомобиля приборами, – отмечает Василий Залознов.
Конечно, если катализатор срезали где-то на парковке и вместо него не поставили «обманку», то при запуске двигателя машина издаст оглушающие звуки, похожие на запуск ракеты. А вот если где-то в автосервисе сняли каталитический нейтрализатор и поставили вместо него «обманку», подмену можно и не заметить. Разве что проверить машину прибором или… понюхать выхлоп.
– Если катализатор снят, а «обманки» нет, то можно только по запаху выхлопа определить, что эта деталь снята. При отсутствии катализатора выхлоп становится «вонючим», – пояснил Василий Залознов.
Фары тоже начали снимать
В Омске с иномарок стали снимать не только катализаторы, но и фары. Чаще всего без них остаются «Порше Кайен» и «Фольксвагены».
– Наученные люди могут снять фару с иномарки очень быстро без необходимости открывать капот, – говорит Василий Залознов.
Можно предположить, что краж катализаторов и фар в ближайшее время станет еще больше. Причина – жесткий дефицит запасных частей для иномарок. Спрос на детали растет, что стимулирует нечистых на руку омичей снимать их с машин.
Рост числа краж автомобильных катализаторов обусловлен появлением спроса на эти детали. Пока их целенаправленно никто не скупал, не было и воровства. Но спрос сформировал предложение, и в погоне за легкой наживой омичи переключили свое внимание на эти, как оказалось, очень дорогие детали. Те, для кого «деньги не пахнут», готовы пойти на воровство, лишь бы что-то заработать. Плюс громкая заманивающая реклама с предложением на 150 тыс. рублей делает свое дело. Омичам нужно более бдительно следить за своими машинами и по возможности хранить их в гаражах или охраняемых стоянках. Особенно, если речь идет про дорогие иномарки.
Сергей Энквист
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: https://t.me/omskinform_news. Самые оперативные новости и эксклюзивы там!