Опрошенные РИА «Омск-информ» эксперты считают, что власти должны представить конкретные меры для борьбы с отрицательной миграцией населения.
В очередном имиджевом интервью губернатор Александр Бурков заявил, что массовое «бегство» людей из Омской области (регион занимает первое место в стране по отрицательной миграции) остановят инвестиции. Об этом же он говорил на пресс-конференции в декабре. Формула «завалим город деньгами – и омичи не уедут», похоже, управленческий принцип главы региона.
– За 2020 год инвестиции в основной капитал достигли 210 млрд рублей. Это позволяет запускать новые проекты, создавать рабочие места и, как следствие, формировать более комфортные условия жизни, – разъяснил омский губернатор. – При поддержке главы правительства Михаила Мишустина мы запустили особую экономическую зону «Авангард», в ней уже зарегистрированы 4 резидента, общий объем инвестиций по их проектам – 45 млрд рублей, будет создано 800 новых рабочих мест.
Действительно ли инвестиции в региональную экономику способны остановить отток населения? С этим вопросом обозреватель РИА «Омск-информ» обратился к экспертам. Они отмечают, что анонсированный масштабный приток средств в регион лишен конкретных сумм и фамилий.
– Совершенно очевидно, что инвестиции не всегда оживляют экономику региона. Вопрос, откуда они пойдут: частный капитал или государственные вложения? Это очень серьезный вопрос. Инвестиции – общая фраза, которая, к сожалению, не имеет под собой содержания, – говорит PR-специалист, член экспертного совета Омского областного Дома журналистов Галина Татаринова. – Вот если бы региональные власти разработали и озвучили новый механизм для привлечения частных финансов, способный заинтересовать бизнес вкладываться в регион. В этом высказывании не содержится механизм решения вопроса. Это все равно что сказать: «Дважды два четыре». Банальность, которую все понимают.
Иначе смотрит на проблему «бегства» населения политтехнолог, руководитель ООО «ГЭПИЦентр II» Вадим Дрягин.
– Смотря что мы понимаем под словом «бегство». В современном обществе происходят всплески социальной сегрегации городов, что является безусловной причиной миграции из провинции в центр. Это объективный показатель, – говорит Дрягин. – Пока существует вертикаль урбанизации, то есть существует статусное значение населенных пунктов, то процесс будет продолжаться. И тут никакие инвестиции не помогут. Есть и маятниковая миграция. В прошлом году город покинули около 100 тысяч омичей. А 70 тысяч человек, наоборот, к нам приехали на ПМЖ. Другая сторона вопроса – предоставление рабочих мест в провинциальных городах, включая Омск. Тут другое дело: в данном случае инвестиции создают возможности адаптироваться к жизни подрастающему поколению. И как следствие – сокращение миграционных потоков.
Еще одна трудность, с которой, по мнению специалиста, сталкиваются переезжающие, – высокая конкуренция в больших городах, в столицах, за границей.
– Если все бегут из Омска, а горожан хотят удержать с помощью развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест, то к чему это? Может, и не надо заморачиваться и тратиться на неперспективный город? – рассуждает эксперт.
В общем, тезис «инвестиции спасут Омск от бегства населения» спорный и нуждается в конкретике. Да, масштабные вливания в экономику дают новые рабочие места. Но не так много, чтобы это позволило реально влиять на ситуацию с оттоком людей в другие регионы и страны. Безусловно, ремонт дорог и благоустройство положительно сказываются на жизни в городе, однако назвать Омск комфортным и удобным сегодня вряд ли можно – работы в этом направлении еще много. И вообще, дело, похоже, не в деньгах, проблема с «бегством» омичей гораздо более сложная. Вопрос в том – понимают ли это власти?