В рецензии на премьеру сезона - спектакль «Обманщики» - омский писатель провела параллели буржуазного общества 60-х с современностью.
Спектакль Омского академического театра драмы «Обманщики», премьерой которого открылся 148-й театральный сезон, с самого начала вызвал неоднозначную реакцию. Член Союза Российских писателей, кандидат исторических наук Наталья Елизарова сделала подробный анализ этой театральной работы известного режиссера Данила Чащина. Спектакль заслуживает внимания, и зрителей и критиков. Уточним, что ближайшие показы «Обманщиков» состоятся 30 декабря 2021 года, 3 января, 20 января и 8 февраля 2022 года.
- Совсем ребёнок. Такая молодая. Девчонка совсем. Когда её вытаскивали, она была ещё в сознании…
- Водитель фуры говорит, что она сама на него налетела…
- Она не хотела жить?
- Кажется, она пыталась затормозить. Там есть следы шин…
- Слишком поздно…
- Она всё ещё в коме. Большое содержание алкоголя. Состояние крайне тяжёлое…
- Напьются, а потом садятся за руль…
Кажется, будто мы слышим обрывки фраз из репортажа о дорожно-транспортном происшествии. Подобные телевизионные сюжеты уже давно не воспринимаются нами как нечто чрезвычайное, не режут слух, став неотъемлемой частью современной повседневной жизни. Однако это не новостная сводка. Это слова из спектакля «Обманщики» по одноимённому художественному фильму французского режиссёра Марселя Карне («Les Tricheurs», 1958 г.), поставленного на омской сцене режиссёром Данилом Чащиным (пьеса Алексея Житковского).
Дети войны
В спектакле «Обманщики» зритель видит поколение, родившееся на развалинах. Поколение, созданное войной. Ужас Второй мировой войны травмировал многих, но на молодых он сказался особенно сильно. Невыносимо страшно жить, когда девальвировались все, ранее принятые обществом, моральные ценности, когда на губах – пыль с фронтовых траншей и концентрационных лагерных бараков, пепел родственников, сгоревших в печах крематориев. А человечество, не сделав никаких уроков из опыта прошлого, – на пороге очередного самоуничтожения (испытаний ядерного вооружения, создания водородной бомбы и т.д.), о чём ежеминутно на каждом углу сообщает пресса. Единственный способ заглушить страх – раствориться в забвении, приняв ударную дозу алкоголя. Прожечь дотла сегодняшний день, потому что завтра может и не наступить.
Словно находясь вне времени и пространства, живут одним днём герои спектакля «Обманщики». Юные, но уже разочаровавшиеся в жизни, они считают банкротами собственных родителей и ненавидят всё, к чему те их призывают: устои, стабильность, традиции. С презрением относятся к идеалам буржуазного общества, но при этом сами являются классическими потребителями. В своих броских костюмах и платьях (отдельная благодарность художнику по костюмам Максиму Обрезкову), полыхающих всеми цветами радуги, точно птицы с ярким оперением, легкомысленно перелетающие с ветки на ветку, они порхают с вечеринки на вечеринку, из одного кафе – в другое в поисках развлечений и халявной выпивки. Если Марсель Карне представил в своих «Обманщиках» чистейшую драму, то Данил Чащин приправил её изрядной долей гротеска, благодаря чему перед зрителем, как в кривом зеркале, отразилось уродливое лицо общества потребления. И отнюдь не только послевоенной Европы.
Социальный бунт за «рюмкой чая»
Тусовка, возглавляемая харизматичным циником Аленом (актёр Егор Уланов), представляет собой сборище социальных бунтарей, отрицающих базовые институты общества (брак, семья, образование, собственность и др.) и установленные общественные нормы и правила поведения. Это не друзья и подруги, скорее собутыльники, связанные праздным образом жизни и отсутствием моральных принципов. Несмотря на многоцветье нарядов и обилие провокационных изречений, которыми так любят сотрясать воздух молодые бунтари, режиссёр Данил Чащин показывает их серой, безликой массой, не умеющей мечтать и любить, агрессивной, озлобленной и безразличной. Это особенно заметно в массовых сценах спектакля, когда танцы перетекают в оргию, за которой следует тяжёлый сон, а он, в свою очередь, сменяется не менее тяжёлым похмельем.
Несмотря на то, что персонажами «Обманщиков» является послевоенное поколение, режиссёр Даниил Чащин вынимает их из исторического контекста и рассматривает как универсальные типы, что с психологической точки зрения чрезвычайно интересно. В спектакле нет положительных и отрицательных персонажей в том понимании, которое мы традиционно в них вкладываем. Есть жестокие дети – заблудшие и запутавшиеся. Те, кто, пытаясь обмануть других, обманул себя.
Игра в правду
Такова Мишель, Мик (актриса Кристина Лапшина). Мик довольно дерзка и заносчива, но такова она скорее от безделья и скуки, нежели от испорченности. Чтобы не отстать от моды, и не прослыть несовременной и смешной, она принимает правила игры, навязанные Аленом, и изо всех сил изображает из себя свободную от предрассудков девушку, для которой самое важное в жизни – быть собой. Что это значит? Ответим словами самой героини: «Я хочу быть свободной. Не хочу превращаться в тряпку!.. В это уродское представление о женщине. Дом, дети, утюг… Я сплю с другими, потому что я сильная, я выше всего этого… Это акт очищения. Без этого нет свободы». Пресловутая жажда свободы (или точнее её превратного понимания) толкает Мик на необдуманные поступки. Кристина Лапшина филигранно показала свою героиню, балансирующую грани нервного срыва, между эпатажем – и ранимостью, максимализмом – и романтичностью… Мик хотела бы иметь дом и семью, но как признаться в этом Бобу, не будучи уверенной, что в нём созрело ответное чувство? Как признаться, не рискуя нарваться на издевательские насмешки, приятелям? Работающей с утра до ночи за гроши в магазине светильников матери (актриса Анна Ходюн), из дома которой ты ушла, громко хлопнув дверью, и поклялась никогда не возвращаться? Брату Роже (актёр Всеволод Гриневский), которого заклеймила нищебродом и неудачником и все уши прожужжала о том, какое отвращение в тебе вызывает супружеская жизнь и рождение детей? И, главное, как признаться в этом самой себе – той, кто создал имидж человека, ценящего превыше всего независимость и презирающего мещанское болото?
Любовь к странноватому, не похожему на других парню из шестнадцатого округа захватила, ошеломила Мик, но не изменила. Ложные установки и стереотипы поведения победили и, в конечном счёте, сломали героиню.
Надрывной кульминационной точкой спектакля и наивысшим апогеем раскрытия образа Мик становится сцена игры в правду, затеянной Аленом, в которой актриса Кристина Лапшина продемонстрировала весь спектр эмоций своей героини: буквально в течение нескольких минут зрители увидели, как бравада и едкий сарказм сменяются робкой надеждой, а надежда – болью и отчаянием. Финал рокового самообмана тотально предсказуем: Мик гибнет на своём роскошном, только что купленном «ягуаре» (совсем как её любимый голливудский актёр Джеймс Дин, снявшийся в культовой киноленте «Бунтарь без причины», и разбившийся на смерть в аварии в возрасте примерно том же, что и Мик). Девушка гибнет нелепо и глупо, так и не успев понять, что свобода – это, прежде всего, состояние, когда нет зависимости от чужого мнения и потребности кому-то что-то доказывать.
«Человек – это ничто. Общество – токсично»
Драматичен образ Кло (актриса Алина Егошина) – молодой светской львицы, потомственной графини, в чьём особняке устраиваются грандиозные гульбища. Алина Егошина удивительно точно демонстрирует психологический рисунок женщины, живущей без оглядки, и одновременно рефлексирующей, переживающей внутренний раздрай, мечущейся между неистовым желанием шить пелёнки и окунуться с головой в пьяный угар.
Ален (актёр Егор Уланов) – один из наиболее сложных персонажей «Обманщиков». Ему не нужны деньги или слава, хоть он и является поэтом. Более того, он болезненно тщеславен и постоянно мысленно ищет трибуну (сцену, пьедестал и т.п.) на которую можно забраться и декларировать окружающим свои приправленные острым соусом язвительности нонконформистские лозунги. За неимением трибуны – забирается на барную стойку или ресторанный стол; главное – быть в эпицентре всеобщего внимания, захватить и удержать взгляды шокированной публики. Его прельщают острые ощущения и опасные забавы, в которые он втягивает всех, с кем ему случается соприкасаться. Если в фильме «Обманщики» Ален предстаёт заигравшимся философом, совершающим дурные поступки от инфантилизма и незрелости, то Егор Уланов избавил своего героя от излишних сантиментов. Ален в его исполнении – эгоистичный и жестокий манипулятор и провокатор, который походя калечит чужие души. Окружающие люди для него всего лишь марионетки, на которых он ради развлечения ставит свои психологические эксперименты. Свои поступки он оправдывает нехитрой философией, дающей ему право поступать, как заблагорассудится: «Человек – это ничто. Общество – токсично». Лишь единственный раз зритель видит, как в его душе просыпается что-то человеческое: когда он, находясь под впечатлением от внезапного и трагического ухода Мик, звонит матери и просит о встрече.
«Грязные деньги»
Его антиподом выступает Робер, Боб (актёр Леонид Калмыков). Он из приличной семьи, учится в университете, не отказывается от набора потребительских благ, строит планы на будущее и, в отличие от своих новоявленных друзей из компании Алена, имеет, фигурально выражаясь, пока ещё не до конца расшатанный нравственный стержень. Что, впрочем, не мешает ему изображать из себя отвязного парня и, чтобы не отстать от других, предаваться кутежам и необременительным связям. А вот попытка заработать «грязные деньги» с помощью шантажа, на который его подбивают Мик и Ален, вызывают у него сильнейший внутренний протест, что в последствие приводит к разрыву с Мик. И в отличие от своих друзей-недоучек будущий юрист имел чёткое представление, под какую статью закона попадало милое желание Мик заработать на новенький красный «ягуар».
Трактовка образа Боба, которую зрители увидели сначала в исполнении Леонида Калмыкова, а после – Владислава Пузырникова (Заслуженный деятель культуры Омской области) намного интереснее, чем в фильме. Если Марсель Карне прощается со своим героем в тот момент, когда он получил университетский диплом, то в спектакле мы видим постаревшего Боба. Он остепенился, облачился в дорогой костюм, стал предпочитать стакан свежевыжатого сока бокалу виски. Его – того, кто дни и ночи проводил под аккомпанемент джаза и выкрики нетрезвых приятелей, раздражают громкие звуки. Владислав Пузырников показал своего героя не помудревшим и просветлённым в силу возраста и богатого жизненного опыта, а надменным и чопорным, истеричным и издёрганным. Компания хамоватых подростков, вломившихся в кафе, где церемонной неспешностью завтракал месье Робер, пролистывая утреннюю газету, вызвала у него приступ гнева и поток морализаторских нравоучений, в ответ на которые молодёжь за словом в карман не полезла. Эта короткая, но такая важная для развития действия сцена наглядно продемонстрировала элегантный режиссёрский посыл: плевок в лицо мещанам и ханжам имеет эффект бумеранга.
Трагедия общества потребления
Финальная сцена спектакля отличается как от концовки фильма Марселя Карне, так и от замысла драматурга Алексея Житковского. Режиссёр Данил Чащин эффектным жестом переплел прошлое и будущее, поставив мощный последний аккорд, потрясший своей горькой правдой. Умирает Мик – и опустошённый, раздавленный этим известием Боб опускается на больничную скамью, так явственно напоминающую надгробие. И тут же, без всякого перехода, за таким же ослепительно белым, похожим на могильную мраморную плиту, столом священнодействует за чинным семейным ужином месье Робер – добропорядочный, респектабельный джентльмен. Его существование – это склеп – холодный и безжизненный. Он умер много лет назад, в ту минуту, когда остановилось сердце Мик, но даже не подозревает об этом. Если сцена гибели Мик выстроена так, что героиня, стремительно преодолев рубеж между жизнью и смертью, просто исчезает во тьме, то Робер обречен на длительное пребывание в царстве теней с его мёртвыми декорациями и персонажами. И это не только его личная трагедия, но и трагедия общества потребления в целом.
Наталья Елизарова.
Фото предоставлены Омским академическим театом драмы.