Политики и бизнесмены высказались, как очередные «коронавирусные» ограничения отразятся на жизни региона. Их вводят с 30 октября.
Четвертая волна пандемии коронавируса накрыла страну. Объявлены очередные «ковидные» выходные. В Омской области они продлятся с 30 октября по 7 ноября.
При этом решением «коронавирусного» оперштаба введен целый ряд ограничений. В частности, с 30 октября начнут действовать QR-коды в учреждениях культуры, кинотеатрах, библиотеках, физкультурных учреждениях, аквапарках и гостиницах. А с 20 ноября только с QR-кодами можно будет попасть в торговые центры, кафе и рестораны, а также в общественный транспорт.
Новые «ковидные» ограничения вызвали шквал критики у жителей. РИА «Омск-информ» выяснило, как очередной мини-«локдаун» отразится на экономике и бизнесе региона. Своими мнениями на этот счет поделились эксперты, политики и предприниматели.
Режим выживания: общепит паникует
Представители общепита, которые непосредственно столкнутся с QR-кодами в своих заведениях, уже мысленно оценили масштабы от введения этой меры. Еще механизм мало кому понятен, но ясно, что многим понятно, что на бизнесе это отразится негативно.
Так, учредитель группы компаний «Музыка и кино», куда входит ряд заведений общепита, Денис Кошель высказался однозначно и кратко.
– Произойдет катастрофа! – был лаконичен бизнесмен.
Похожей позиции придерживается и собственник торговых марок «Кантанелло» и «Ласена» Михаил Курцаев. Предприниматель сейчас находится в Италии, где, по его словам, сейчас действует система QR-кодов. Бизнесмен не представляет, как этот механизм может быть реализован в Омской области.
– Для QR-кодов нужны оперативность и технологичность. Не верю, что в Омской области эта система сможет быть введена без ошибок. У нас в городе никто не знает, что это такое. Нет ни технологии, ничего. Где получать эти QR-коды? Не у всех есть нормальные телефоны для того, чтобы считывать эти QR-коды. Александр Бурков, став губернатором, сказал, что будет искать виновников «газовой атаки» на Омск. Сколько они уже ищут? Примерно столько же у нас будут вводить QR-коды. Как только найдут виновников испорченного воздуха, к тому времени они смогут внедрить и эту систему, – заявил Курцаев.
Владелец сети «Провиант», ресторана «Осип Терлеев» и гастробуфета «Два поэта» Юрий Чащин считает, что бизнес поставлен в режим выживания.
– А как к этому относиться? Понятно, что никто не хочет таких выходных. Но если есть объективная необходимость и заболеваемость растет, то что делать? Это режим выживания. Однозначно, он вызывает негатив. Никто не знает, какие еще ограничения нас ждут. Ничего нельзя сказать с определенностью. Все у всех будет по-разному, это очевидно, – считает известный омский ресторатор.
Незапретный хлеб, стройка на свежем воздухе и зрелища по QR-кодам
Производственники и представители сферы развлечений надеются перенести очередной период ограничений без потерь. И потому в целом демонстрируют позитивный настрой.
Принципиально иная точка зрения у депутата Заксобрания, директора Строительного треста № 7 Андрея Кипервара. Он считает «ковидные» выходные необходимой мерой. Хоть и признает отрицательный эффект от этого.
– Наше предприятие относится к объектам непрерывного производства, мы работать будем. Что касается последствий таких выходных, то, конечно, это скажется негативно. Но это мера вынужденная. Я даже думаю, что локдаун нужно вводить больше, чем на неделю, потому что объективно ситуация с пандемией не очень хорошая. Почему, мы, например, в 2020 году два месяца находились в режиме самоизоляции, а тогда не было такого широкого распространения болезни. А сейчас, по-хорошему, надо вводить локдаун на месяц. Это болезненно для экономики, но тем не менее может остановить заболеваемость, – рассуждает Андрей Кипервар.
Спокойно к предстоящим выходным и связанным с ростом заболеваемости ограничениям отнесся и председатель совета директоров ГК «Стройбетон» Олег Золотов.
– Думаю, что будут еще разъяснения по «ковидным» выходным, но системообразующие предприятия всегда работали. Нет смысла останавливать стройку. У меня люди работают на свежем воздухе. Каменщики болеют крайне редко. К тому же все сотрудники привиты. Даже когда у нас был полный локдаун, наша компания работала. Вряд ли это отразится на экономике нашего предприятия, – отметил представитель строительного бизнеса.
Совладелец АО «Хлебодар» Евгений Аронов тоже не переживает из-за ограничений. Печь хлеб на его предприятии продолжат, как и прежде.
– «Ковидные» выходные коснутся государственных служащих, а QR-коды заработают в сфере услуг: в ТЦ, ресторанах, фитнес-клубах. На работе нашего предприятия это никак не отразится. Мы как трудились, так и будем работать. Не думаю, что это как-то отразится на прибыли. Подсчитать сейчас возможные издержки «ковидных» каникул невозможно. Мы работаем по заявкам торговых сетей. В прошлом году никаких убытков мы не ощутили. Магазины были открыты, люди есть хотят, – подчеркнул Евгений Аронов.
Похожей точки зрения придерживается и представитель сферы развлечений, директор Омского цирка Виталий Доля. Он воспринимает новые меры по борьбе с ковидом как данность.
– Согласно распоряжению губернатора, в цирке, как и в любом учреждении культуры, вводятся QR-коды при 100 % заполняемости зала. Мы перенесли все представления премьерного циркового мюзикла «Одиссея» с 30 октября на две недели вперед. А вообще сфера развлечений работает в этих условиях уже больше года. На количестве зрителей пандемия не сказалась. Учреждения культуры привыкли и научились работать в этих условиях. Это современные реалии, к сожалению, – убежден глава цирка.
Он позитивно настроен по отношению к введению QR-кодов.
– QR-коды – это достаточно хорошая мера. Потому что она стимулирует прививочную кампанию. То, что нужно вакцинироваться, уже очевидно. Потому что больницы переполнены, и лежать в их стенах не пожелаешь никому. То, что мы видим сейчас, и вспоминать, как мы жили раньше без прививок и ограничений, к чему это? Нужно двигаться вперед, – добавил Виталий Доля.
Ретейлер: нам локдаун не нужен
Иначе считает глава ТД «Шкуренко», совладелец сети магазинов «Победа», «Низкоцен» и Spar, крупнейший омский ретейлер и дистрибьютор Виктор Шкуренко. Предприниматель оценивает ситуацию скептически. Он полагает, что предстоящие «каникулы» обернутся очередным скачком цен.
– Новый локдаун отрицательно скажется на экономике страны и региона. Люди не будут работать. Разумеется, это отразится на темпах экономического роста. Скорее всего, это выльется либо в сокращение покупательских способностей, либо в рост цен, – убежден Виктор Шкуренко. – Мой бизнес проиграет от этих выходных. Потому что в первый день будет всплеск, когда люди уходят на недельные выходные. Потом потребление сокращается. А еще есть такие предприятия, как столовые и кафе, люди пьют чай на работе. То есть в период с 30 октября по 7 ноября сократится так называемое корпоративное потребление, это нехорошо. В эти каникулы омичи побогаче удирают из города, не участвуют в потреблении. А люди с небольшими доходами предпочитают экономить и особо не разгуливаются. Тем более государство не слишком следит за ценами на товары. Для экономики это болезненное состояние. Нам локдаун вообще не нужен.
Мнение экономиста – пострадает малый бизнес
В свою очередь, доктор социологических наук, профессор кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ имени Достоевского Олег Рой прогнозирует падение доходов малого бизнеса из-за низкой платежеспособности населения.
– Я сейчас лечу из Владивостока и пока не в курсе последних объявленных ограничений. То, что объявлено по всей стране, не совсем локдаун, это немного другое. На эти дни выпадают два праздника. Не думаю, чтобы это радикально повлияло на экономику Омской области. Конечно, выходные отразятся на доходах жителей. Если падает платежная активность населения, это отразится на прибыли бизнеса. Крупные компании почти не столкнутся с последствиями ограничений. А малый бизнес, который работает в сфере услуг, конечно же, пострадает. Будем следить, как ситуация станет развиваться в дальнейшем, – заявил эксперт.
Выводы
Очевидно, что «коронавирусные» выходные и введение QR-кодов чреваты новыми финансовыми катаклизмами для бизнеса. Вероятно, ускорится рост инфляции. Возможно, после очередных ограничений закроется еще несколько мелких предприятий.
Отсюда и отношение бизнеса. Представители общепита понимают, что QR-коды уронят посещаемость ресторанов, люди станут питаться дома. Производственники и предприниматели из сферы развлечений более сдержанны, поскольку понимают – их предприятия не закроют: людям надо где-то жить, что-то есть и где-то отдыхать.
Выводы очевидны, экономические процессы закономерны, однако остаются неразрешенными еще множество вопросов. РИА «Омск-информ» будет следить за развитием событий.