В последнее время сложно найти товар, стоимость которого бы не выросла. Вместе с экспертами мы детально разобрались в этой ситуации.
Официально об инфляции
В Омской области день ото дня растут цены на все. Ощутимее всего подорожали продукты, которые мы покупаем наиболее часто. Выросла стоимость мяса, молочных продуктов, овощей и фруктов, хлеба. «Кусаются» цены и на другие товары и услуги: на топливо, автомобили, недвижимость. Скачок ошеломительный.
По данным Омскстата за сентябрь, за год овощи в целом подскочили в цене на 15 %, яйца – на 14,9 %, сахар – на 19,85 %, масло подсолнечное – на 26,10 %, молоко – на 9,63 %, мясо и птица – на 14,12 %, стройматериалы – на 22 %, бензин – на 6,7 %, топливо – на 8,95 %. Автомобили обходятся омичам в среднем на 9 % дороже. Не растут только зарплаты.
РИА «Омск-информ» решило выяснить, в чем причины такой высокоскоростной инфляции. Как оказалось, дело не только в «ковидных» ограничениях. Наши эксперты – бизнесмены, общественники, экономисты, фермеры, финансисты и профильное министерство экономики – изложили свое видение ситуации.
Фермер: зерно дорожает без поддержки государства
Президент союза фермерских хозяйств, глава КФХ Иван Бригерт как производитель считает, что «золотое» зерно – это результат подорожания удобрений и топлива.
– В этом году мы потратили миллион рублей только на масла и удобрения, гербициды и фунгициды. Израсходовали 60 тонн солярки. Удобрения за год подорожали в 2,5 раза. Растет все. Мы что, должны подыхать, что ли, я не понимаю? Я не знаю, почему государство не регулирует цены в нашей стране. С урожайностью 10–12 центнеров с гектара вообще нечего шиковать. В некоторых районах прошли дожди, но в основном лето в Омской области выдалось засушливым. Нас, фермеров, изображают подпольными миллионерами, что мы готовы купить себе остров в Геленджике, – эмоционально рассуждает фермер.
Глава КФХ в поселке Новоомском убежден, что дело не в пандемии. Государство не помогает крестьянам.
– Зачем играть с какими-то болячками? Вот рассчитаемся со всеми долгами, и ничего не останется. Почему на наш колхозный горб все ложится? Почему не защитили селян? Государство не должно прижимать фермеров. Мы самые последние люди в этой стране, с нами можно делать все что хочешь, – с горечью говорит Иван Бригерт.
Ожидается дефицит яиц
Мнение фермера заочно поддержал гендиректор ЗАО «Иртышское», крупнейшей птицефабрики в Омской области, Анатолий Беззубцев. Выросли в цене компоненты для производства яиц, вот и пришлось увеличивать их стоимость.
– Сильно подорожали корма и зерно. Если в прошлом году мы покупали зерно по 8–9 тысяч рублей, то сейчас оно обходится в 16 тысяч. Но это не основная причина. Кроме того, сильно выросли все составляющие компоненты, их очень много: витамины, аминокислоты, шроты для птицы. Все, что касается птицеводства, рост цен на рынке происходит пропорционально компонентам, составляющим. Наш покупатель – человек со средним достатком и, заходя в магазин, смотрит на цены, – рассуждает производитель.
Кроме того, яичное производство зависит от сезона: летом продажи падают, зимой растут.
– У нас сезонное колебание стоимости товара, особенно для яичного птицеводства. Эта характеристика постоянна: будь то Россия, или страны Запада – не имеет значения. Как только начинается овощной сезон, наша продукция падает в цене. Люди выезжают отдыхать в другие регионы, объемы производства остаются теми же. И производители начинают конкурировать между собой, снижая цены. Стоимость падает после майских праздников и растет, когда студенты и школьники садятся за парты, возвращаются с курортов отпускники. Как только заканчиваются запасы овощей, люди переходят на белок, холодает, и цены опять увеличиваются. В новогодние каникулы яйца снова растут по стоимости. Таким образом, происходят волнообразные скачки. Интересно, что экономисты и СМИ обращают внимание на стоимость яиц в период роста, – отметил директор птицефабрики.
Сказалась и вспышка птичьего гриппа. В Омской области опасный для несушек вирус бушевал в 2020 году, в Тюменской области штамм выявили на минувшей неделе. Анатолий Беззубцев предположил, что вспышка заразы в соседнем регионе обернется дефицитом яиц, а значит, и дальнейшим ростом их стоимости.
– Птичий грипп обнаружили на птицефабрике «Боровская». Она в три раза мощнее, чем «Иртышская». Это больше миллиарда яиц в год. В первую очередь пострадала поставка продукции в федеральные торговые сети. Должно пройти время, чтобы найти временные каналы поставки. Такой объем будет закрыть очень сложно. И рынок яиц начнет будоражить. Ведь Тюменский Север и Урал эта фабрика снабжала очень сильно. Достаток там выше, люди готовы платить за этот продукт более высокую цену. Дефицит неизменно повлечет рост стоимости этого продукта, – высказался предприниматель.
В Омской области заканчивается молоко
Острая ситуация и в молочной промышленности. По словам нашего эксперта, топ-менеджера крупной компании (попросил не называть себя публично), молоко дорожает из-за увеличения стоимости оборудования, коммунальных расходов. Средняя цена пакета при таких расходах должна бы приближаться в 80 рублям.
– Причина на самом деле простая. Все будет дорожать, потому что увеличиваются расходы на добычу полезных ископаемых, стоимость упаковки продуктов и железа. Вся пищевая промышленность на импортном железе, оборудование иностранное. К тому же дорожают вода, газ, свет, вся «коммуналка». Еду и плачу, когда вижу, как на заправке растут цены на топливо. У нас пропан-бутан был 16 рублей, стал 33 рубля. Мы работаем «в ноль» уже который год. Потому что государство запрещает поднимать цены на продукты питания. Но за счет чего – сельского хозяйства? Оно и так стоит на коленях. Адекватная себестоимость литра молока – 40 рублей, это значит, 80 рублей на полке. Вы бы купили молоко за столько? Нет! Ниточки тянутся одна за другой: все подорожало, – констатирует он.
Как рассказал глава предприятия, производители, поставляя молоко крупным торговым сетям, продают его себе в убыток. Акции и скидки прописаны в договорах с магазинами.
– У нас в магазинах продается молоко из соседних регионов, из Тюменской, Новосибирской областей и Красноярского края, где производителям дают субсидии и дотации. Тамошние власти относятся к предпринимателям по-человечески! В Омской области ничего такого нет. У нас производство молока снижается уже лет 5. Сколько заводов в регионе тихо закрылось. Мы никак не можем закрепиться на полках магазинов, потому что без дотаций терпим убытки. Такими темпами в Омской области скоро закончится молоко. Мы уже везем его из Новосибирска, Тюмени, с Алтая, – говорит топ-менеджер.
Выход из этой ситуации есть – руководству Минсельхоза нужно договориться с бизнесом, чтобы не снижать цену «молочки» в погоне за акциями.
Хлеб продолжают покупать, несмотря на цены
О причинах роста цен на продукты первой необходимости высказался совладелец «Хлебодара» Евгений Аронов. Он заявил, что хлебобулочные изделия подорожали на 15 % из-за повышения отпускной стоимости. Кроме того, пришла пора увеличивать зарплату сотрудникам.
– Мы увеличили стоимость своей продукции на 15 %. Нужно было увеличивать зарплату сотрудникам, выросла и цена компонентов для изготовления хлеба. После подорожания хлебобулочных изделий если и стали покупать меньше, то незначительно. На выручке это не сказалось, – подчеркнул Евгений Аронов.
Предприниматель пообещал, что хлеб от его предприятия больше не подорожает.
Убыточная курица-гриль
Свое мнение по поводу цен в магазинах высказал и генеральный директор дистрибьюторской компании ТД «Шкуренко», совладелец сети магазинов «Победа», «Низкоцен» и Spar Виктор Шкуренко.
Ранее в интервью РИА «Омск-информ» предприниматель уже отмечал, что нынешняя инфляция – механизм замедленного действия, сработавший два года спустя. Это произошло потому, что рынок перестал себя контролировать «на автопилоте», и его прорвало. Сегодня ретейлер развил мысль, остановившись на конкретных категориях товаров.
– Все товары сейчас дорожают, везде есть своя причина. Например, если закрылась птицефабрика, выросли в цене куры и яйца. И произошла разбалансировка спроса и предложения. Надо понять в конце этого года, в чем причина такой инфляции, связана ли она с перевыпуском наличных денег или с чем-то еще. Либо было сдерживание цен производителей и теперь их прорвало. Курс доллара точно на это влияет. Я наблюдаю за этим процессом. В ретейле все происходит следующим образом: к нам приходит товар по новой цене. Мы распродаем остатки старого и делаем наценку. Все товары растут от производителя. Сегодня, в частности, я обсуждал, что делать с курицей-гриль. Нам придется реализовать этот продукт себе в убыток. Если брать сырье, ингредиенты, труд, то мы уходим в минус. Куриные тушки в среднем подорожали рублей на 30. Пока оставим прежнюю цену. Не знаю, на сколько меня хватит, – признался Шкуренко.
Предприниматель уверен, что победить инфляцию может только конкуренция.
– Остановить инфляцию сможет только конкуренция. Для этого нужно открывать рынки. А мы сокращаем количество своих товаров и услуг на международном рынке, – резюмировал эксперт.
Почему подорожали топливо и автомобили?
Цены изменились не только на продукты, но и на другие товары. В частности, произошел рост стоимости топлива и автомобилей.
Руководитель волгоградского регионального отделения Движения автомобилистов России, член волгоградского штаба ОНФ Армен Оганесян связал подорожание автомобилей с пандемией и закрытием границ с Китаем.
– Многие машины и комплектующие к ним поставляли из Китая, там объявили локдаун. И последствия ощутили все. Монополия одной страны в автопроме обернулась катастрофой в пандемию. Сокращение производства привело к тому, что автомобильные концерны не могут получить комплектующие изделия из Китая. В связи с этим при высоком спросе отсутствует предложение, – заявил он.
По словам эксперта, топливо может продолжить расти в цене из-за растущего экспорта нефтепродуктов за рубеж. А вместе с ростом цен на бензин упадет и уровень жизни людей.
– Не понимаю, почему в нашей нефтяной сверхдержаве цены постоянно растут. Я это могу объяснить растущими аппетитами товарищей олигархов и определенной кучки людей, приближенной к власти, жадность их не знает границ. Поэтому им выгоднее отправлять топливо за рубеж, получать евро и доллары. У нас в стране мало производств по высококачественной переработке нефтепродуктов и газа до бензина премиум-класса, как в Европе. Думаю, нужно менять государственную позицию. И тогда топливо перестанет дорожать. А сейчас прослеживается другая тенденция. Я не удивлюсь, если через год-два бензин станет стоить по 60 рублей за литр. Ни к чему хорошему это не приведет, – уверен Армен Оганесян.
Поскольку топливо играет ключевую роль во всех сферах жизнеобеспечения человека, его подорожание приведет к очередному падению уровня жизни в стране.
– Это как принцип домино – одна фишка упала, за ней другая, и вот так все падают. Выборы прошли, все, что хотели, сделали, цены можно поднимать дальше. Это крайне аморальная политика. С этим мы пока ничего не можем поделать, – подчеркнул он.
В то же время известный омский предприниматель Илья Фридман признался, что отказался от автобизнеса. Еще в марте он продал автомобильную сеть «Евразия», представленную брендами Mercedes-Benz, Hyundai, Mitsubishi, краснодарской компании.
– Мы больше не занимаемся автомобилями, – лаконично отметил бизнесмен, красноречиво дав понять, что этим направлением сейчас заниматься не выгодно.
Илья Фридман предпочел не распространяться о причинах роста цен на топливо, в том числе и на подконтрольных ему автозаправках «Топлайн».
– Все на самом деле просто. Я вам не скажу ничего нового. Все растет. Растут оптовые и розничные цены, колебания валют здесь ни при чем, – заявил он.
Рынок недвижимости Омска перестало лихорадить
Относительно спокойно выглядит ситуация на рынке недвижимости, который еще недавно взрывался. Председатель совета директоров ГК «Стройбетон» Олег Золотов настроен оптимистически. Он говорит, что свой пик цены на недвижимость уже прошли. Сейчас ситуация выровнялась, и можно работать дальше.
– Цены на недвижимость сейчас почти не растут, как это было в конце прошлого – начале нынешнего года. Сейчас все «устаканилось». По нам сильно ударил рост стоимости металла почти в два раза, подорожали строительные материалы. Побочный фактор – дефицит жилья. Изначально цены на недвижимость в Омске были занижены. Теперь они подровнялись. Но все равно не совсем. Так, в Омске панельная квартира в Амурском поселке обходится за 50–60 тысяч рублей за квадратный метр. В Новосибирске такая же панелька стоит от 80 тысяч за квадрат. Сейчас ситуация стабилизировалась, считаю, больше резкого роста стоимости жилья не будет, – высказался бизнесмен.
Неустойчивая экономика
Глобально оценил ситуацию доктор социологических наук, профессор кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ имени Достоевского Олег Рой. По его словам, увеличение цен спровоцировали неустойчивость экономики и пандемия.
– Во-первых, на росте инфляции сказалось снижение деловой активности из-за ковида вследствие нарушения экономических связей. Вторая причина связана с тем, что у нас экономика достаточно невосприимчива к кризисным факторам, и все эти беды начинают на нее негативно воздействовать. Рынок неустойчив, высокая монополизация, а судебная система не развита настолько, чтобы защитить бизнес. Поэтому осуществляется перераспределение доходов. Но в целом цены растут везде, в России и на Западе. Многие компании снизили активность даже в автомобильной промышленности, что способствовало уменьшению объема производства и росту цен на этот товар, – привел доводы Олег Рой.
Стабилизировать инфляцию будет трудно.
– Сколько это будет продолжаться, неизвестно. Первое – это будет зависеть от ситуации с коронавирусом. Второе – все зависит от усилий власти по восстановлению экономики. Я не вижу больших резервов. Хотя у власти принято держать ситуацию на плаву. Тем не менее устойчивости это не даст, – заключил экономист.
Банк России обещает снижение инфляции вдвое
Но говорить, что ничего не делается, не совсем правильно. Функция регулятора финансовых процессов в стране возложена на Банк России. У ведомства – свое видение причин инфляции и путей стабилизации процесса.
По словам управляющего Отделением Омск Банка России Владимира Антипова, стоимость потребительской корзины в сентябре 2021 года была на 8,8 % выше, чем в сентябре прошлого года.
Рост цен на товары – продовольственные и непродовольственные – ускорился, а на услуги – замедлился. В большей степени выросли темпы прироста цен на продукты. Подорожали овощи и фрукты из-за их дефицита. Мясо выросло в цене из-за удорожания комбикормов.
– Две трети всего ускорения пришлось на овощи и фрукты. В регионе закрылось несколько промышленных пленочных теплиц. Вместе с неблагоприятными погодными условиями в сентябре это снизило сборы тепличных овощей. В рознице стало меньше местных огурцов и помидоров, что ускорило рост цен на них. Также в сентябре ускорился рост цен на мясо: говядину, свинину и куриное мясо. Так производители частично компенсировали свои возросшие затраты на комбикорма после повышения цен на зерно, – пояснил финансист.
Антипов отмечает и рост цен на автомобили, связывая это с нехваткой компонентов для их производства.
– Среди непродовольственных товаров наиболее существенно в годовом выражении ускорился рост цен на автомобили. Нехватка электронных компонентов привела к перебоям в производстве легкового транспорта, предложение готовых автомобилей сократилось. При этом автодилеры отметили, что повышенный спрос у омичей сохранился, – подчеркнул Владимир Антипов.
Зато стабилизировались цены на стройматериалы. А рост стоимости туров, перелетов и гостиниц замедлился, отметили в региональном отделении Банка России.
– Несколько сдержала ускорение темпа прироста цен на непродовольственные товары стоимость досок и древесно-стружечных плит. Мировые цены на древесину снизились, поэтому рост цен на эти строительные материалы после ускорения с начала года в сентябре начал замедляться. Годовой рост цен на услуги в сентябре замедлился. Чтобы поддержать пассажиропоток, авиакомпании снижали стоимость билетов. Сдерживали инфляцию и экскурсионные туры по России. В разных регионах требования к заселению в гостиницы отличаются, что усложняет туристические поездки. Спрос на них снизился, из-за чего замедлился рост цен, – добавил эксперт.
В целом уровень инфляции в стране сложился в пределах 7,4 %–7,9 %. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики, годовая инфляция снизится до 4,0–4,5 % в 2022 году и в дальнейшем будет находиться вблизи 4 %.
Итоги: что виновато и что делать?
Подводя итоги вышесказанного, можно констатировать, что у каждого эксперта свой ответ на вопрос о причинах скачущей инфляции. Предприниматели бьют тревогу, предсказывая дефицит сельхозпродукции – молока и яиц, из-за недостатка производств. Фермеров добили пандемия и засушливый год. Производители вынуждены поднимать стоимость своей продукции из-за увеличения себестоимости. Бизнес заявляет, что устал держать цены даже на продукты первой необходимости.
Все эксперты уверены, и мы разделяем эту позицию, что для решения вопроса необходима помощь государства фермерам в виде субсидий, бизнесу – в расширении рынков сбыта и увеличении конкуренции. В Банке России обещают снижение инфляции вдвое. Но суждено ли этим прогнозам сбыться, покажет время.