Моральные принципы, заложенные в пьесе, по которой поставлен новый спектакль Омской драмы, подвергли острой критике. Но есть и иные мнения.
Премьера спектакля «Обманщики» по мотивам одноименного фильма 1958 года в постановке режиссера Данила Чащина состоялась в Омском академическом театре драмы 24 сентября.
А через две недели после этого на информационном ресурсе БК55 вышел материал Льва Степаненко, в котором автор высказывает свое мнение о спектакле. В очередной раз Степаненко подвергает критике моральные принципы, заложенные в пьесе, написанной по киносценарию, а также ставит под сомнение художественную ценность спектакля.
Как известно, театральное искусство, как и искусство в целом, не пропагандирует определенные ценности. Оно отражает жизнь в различных проявлениях, задает вопросы и предоставляет человеку выбор. И каждый зритель интерпретирует увиденное в соответствии со своими моральными принципами, ценностями и культурой восприятия.
После первых показов в средствах массовой информации и социальных сетях было опубликовано большое количество материалов омских журналистов и отзывов зрителей на постановку Данила Чащина. Омский академический театр драмы предлагает ознакомиться с разными мнениями на спектакль «Обманщики», а после – прийти на премьеру в театр и получить собственные впечатления об увиденном на сцене.
Буду погибать молодым?
Вот что написала на своей странице соцсети выпускница Школы театрального блогера, член Союза журналистов России Елена Петрова:
Люблю прислушиваться к разговорам зрителей после спектакля. Вот и после премьеры открытия сезона в Омской драме – спектакля «Обманщики» – услышала:
– Что-то девяностыми повеяло! Рэп такой был – «Буду погибать молодым!».
– А я «Стиляг» вспомнил, как там Янковский говорил сыну, мол, ваши шатания по Броду – жалкая пародия на то, что мы вытворяли.
– Нет, это на французские фильмы шестидесятых похоже: «Мы всегда будем молоды!», «На последнем дыхании», «Вальсирующие» – вот эта вся «новая волна».
В принципе, эти ассоциации вполне соответствуют увиденному в спектакле (правда, «Вальсирующие» – это уже 70-е, но воплощенный в них дух свободы и авантюризма наследует «новую волну» 60-х, да, собственно, и порожден ею). Кинематографические параллели тоже естественны: авторы (драматург Алексей Житковский и режиссер Данил Чащин) подчеркивают, что спектакль сделан «по мотивам одноименного фильма 1958 года». Это один из самых успешных фильмов Марселя Карне.
Но начинается здесь все «в наше время»: аккуратный такой господин в 8 утра приходит, как обычно, в уютное кафе с видом на Эйфелеву башню. Официант уже знает, что ему подавать; господин в тишине пьет кофе и почитывает газету, интересуясь результатами футбольных матчей. И тут привычную и комфортную тишину беспардонно нарушает группка молодых людей, возвращающихся с победного для французской сборной футбольного матча. Господин возмущен их «безобразным» поведением, между ними вспыхивает перепалка. Но поскольку виски здесь не подают, молодые люди быстро уходят. Одна из девушек, уходя, бросает в запальчивости: «Вы, наверное, никогда не были молодым. А мы будем молодыми всегда!»
Эти слова и переносят солидного любителя утреннего покоя Робера (Владислав Пузырников) в 1958 год, в то время, когда он был студентом юридического факультета. Стоп! Попробую не спойлерить сюжет, может, получится.
Но поверьте, по сравнению с юностью Робера, шатания нынешних футбольных фанатов действительно «жалкая пародия на то, что мы вытворяли».
Из стерильно белого настоящего Робер переносится в яркий мир своих воспоминаний, когда он познакомился с компанией молодых «прожигателей жизни» и стал называть себя «Боб» (Олег Берков). Зачем думать о завтрашнем дне, если будущее – непредсказуемо? Зачем связывать себя обязательствами, ответственностью, семьей, детьми? Это все – несвобода! И пай-мальчик, сын владельца завода, меняет приличный серый костюм на лимонно-желтый пиджак, зеленый жилет и ярко-красную бабочку, сливаясь со своей яркой тусовкой.
Мир этих юных бунтовщиков неестественно красочен, их любимое кафе «Бонапарт» – этакое пин-ап-видение. Все другие локации в сценографии Максима Обрезкова подчеркнуто ненастоящие: шикарный ягуар в автосалоне – картонный; интерьер «18-го века» в доме юной графини, съемная комната Мик, дом ее матери – все это похоже на витрины как иллюстрации определенных стилей жизни. В нужный момент они выкатываются на сцену – этакий знак времени и места – и так же быстро исчезают. В эти локации принципиально не вписывается брат Мик Роже (Всеволод Гриневский): он – работяга, не принимающий ценности окружения своей сестры.
А компания этих «детей войны» словно исследует пределы свободы, стремясь их раздвигать. В ней нет сословных границ: тут и юная графиня, и сестра автомеханика, и сын заводовладельца, и парень, не знающий, где он сегодня будет ночевать... Кажется, и границ морали для них тоже не существует. Обман? Вымогательство? Отказ от любой привязанности ради сиюминутного удовольствия? Да пожалуйста!
Но это ли свобода? Свободен ли ты, если не посмеешь признаться своей тусовке, что у тебя все же есть сердечная привязанность? Мик (Кристина Лапшина) вроде самая безбашенная в этой компании, не решается на такое откровение. Боб в ответ отрекается от сделанных ранее признаний в любви. И возможным для Мик оказывается только одно – погибать молодой так, как мечталось девочке из рабочей семьи: за рулем шикарного авто.
Так свобода ли это? И свободнее ли все эти нарушители «обывательских табу», например, Феликса (Александр Гончарук), скучного человека в сером, готового уступать вымогателям ради спокойствия своей семьи? Не себя ли все они обманывают, играючи поддаваясь искусителю Алену? (Егор Уланов идеален в этой роли). И есть ли жизнь после молодости?
На эти вопросы в спектакле нет однозначных ответов, поэтому зрители и продолжают спорить о нем. Выбор каждый делает сам. И отвечает за него – своей жизнью… – написала Елена Петрова.
Мы всегда будем молоды!
А вот мнение радиоведущей Инны Арсеньевой:
– «Мы всегда будем молоды! Мы всегда будем молоды...» – эта фраза, рефреном звучащая в спектакле, с первого момента начинает свою важную работу. Она повторяется с разными оттенками, и у нее своя особая роль. Мы всегда будем молоды – как позитивное подростковое. Мы всегда будем молоды – как циничное и как выпад у тех, кто презирает своих родителей и все вокруг, тратя прекрасную молодость на некое саморазрушение. Мы всегда будем молоды – это всегда наша вера в то, что с нами не случится старость. Как же много слоев и как они изящно поданы в спектакле, который поставил в Омском драматическом театре Данил Чащин. Как же верно подмечено было им самим в одном из интервью: «Это для всех». Это для всех, кто еще на высоте своей юности, для тех, кто ее утратил, но не забыл, для тех, кому неважно, в каком он возрасте, но поиски себя никогда не прекращаются. Да и правда нужна. Прежде всего для самого себя. Это спектакль о правде. Все как я люблю. Правда завернута в нем и слышна во всех частях и фразах. Местами очень больно. Пусть победит правда. А молодость будет прекрасна и чиста. И будет любовь, о которой так мечтают все герои этого спектакля.
Прекрасная актерская игра – глава отдельная. На высокой ноте, ярко, убедительно, смело. Каждый прекрасен по-своему и органично вплетен в единый узор насыщенного, контрастного, колоритного действия. Спасибо за правду и убедительность! Спасибо за труд! С премьерой! – закончила свой отзыв Инна Арсеньева.
«Обманщики» – это восторг!
Предельно ясно высказалась еще одна зрительница, идейный вдохновитель гастрономического проекта «Моя вкусная студия» Елена Петрохалкина:
– Сегодня состоялось открытие театрального сезона в Омском академическом театре драмы. Премьерная постановка «Обманщики» – это восторг! Это сильно стильно, сильно ярко и так смело, что я сидела периодически с открытым ртом, понимая, что это в Омске! Про молодость, любовь и обман. В большей степени самообман, когда мы пытаемся казаться другими, скрывая эмоции и чувства. К чему это все приводит? Только к тому, что неискренность может погубить тебя и твою судьбу. Искренне рекомендую пойти на этот спектакль, уверена, что вы тоже будете в восторге! Данил Чащин, браво!!!
«Природа возьмет свое»
Свой особый взгляд у постоянной зрительницы Омской драмы Натальи Никушиной:
– Данил Чащин поставил спектакль на абсолютно актуальную тему. Нынче так запудривают мозги подрастающему поколению, что просто необходимо ставить их на место! Ведь ничего нового Чащин нам не открыл. Люди как обманывали самих себя и других своей «свободой», так до сих пор и обманывают. Только в современности это на грани идиотии, а она, как известно, неизлечима, из молодежи стараются сделать идиотов, продвигая такие же идиотские лозунги. А фильм, по которому поставлен спектакль, был снят аж в 1958 году, а что изменилось за эти годы? Да ничего! Кричать, что «секс, наркотики и рок-н-ролл» – свобода!» (я утрирую) глупо, что временем было уже не раз доказано, потому что, как бы мы ни хотели, мир построен по принципу природосообразности, и природа возьмет свое. Просто эту мысль надо доносить до всех, не только до подрастающего поколения.
Это спектакль о том, как важно не врать себе! В первую очередь себе! О том, что значит быть собой. Об отношениях в семье и в обществе. И конечно, о любви. Ведь о ней мы чаще всего и врем; она – начало и конец всего в этом мире… – уверена Наталья Никушина.
«Обманщики – это про любовь»
А вот комментарий режиссера спектакля Данила Чащина для сюжета о премьере спектакля «Обманщики» одному из телеканалов:
– Взрослеть – это брать ответственность. Мне кажется, главные герои пытаются оттянуть процесс взросления, у них есть на то причины. Потому что будущее неизвестно, будущее очень зыбко, и ты боишься этого будущего. Ну и, конечно, это история, как бы пафосно ни звучало, про любовь, про настоящую любовь, которую мы скрываем. Про чувства, которые мы прячем в себе.
Омский академический театр драмы приглашает всех зрителей на показы спектакля «Обманщики» для того, чтобы каждый мог получить собственные впечатления от премьеры и составить свое мнение об увиденном на сцене.