Печать новости
Омск-информ
https://admin-old.omskinform.ru/news/157816

Омск: сколько должна стоить морковь на самом деле?

В высоких ценах на картофель, морковь, свеклу предприниматели обвиняют торговые сети. А мы узнали, сколько стоят овощи без посредников.

В последние дни лета «борщевой набор» в Омске по-прежнему остается дорогим, хотя многие рассчитывали на более серьезное августовское снижение цен. Местные овощеводческие хозяйства начали активно собирать созревшие корнеплоды, свежие капусту и лук активно везут из южных областей России, Казахстана, Узбекистана и других мест, но на ценниках это пока не сильно отразилось.

На уличных овощных развалах, где, как правило, все немного дешевле, чем в магазинах, картофель продается по 30–35 рублей, морковь – по 40–50, лук и капуста – по 30–40, свекла – 32–40. Если в федеральных сетях картина еще печальнее, то омский гипермаркет «Триумф» в большинство линеек продукции старается включить категорию «эконом». Картофель и морковь здесь – от 29 рублей, но все остальные овощи не дешевле, чем у конкурентов.

Мытая морковь в «Триумфе» – 49 рублей, это почти в три раза дешевле, чем на пике в июне, когда цены на нее были в среднем 140 рублей. А «грязненькая» просто кончилась, причем еще весной. И похожая картина наблюдалась по всей стране, в отдельных регионах морковь продавали и по 200 руб./кг. Эти антирекорды не могли не вызвать недоумение и возмущение.

В конце июня вопрос по ценам на морковь и картофель даже прозвучал во время «Прямой линии с Владимиром Путиным». Тогда выяснилось, что урожай овощей 2020 года оказался недостаточным и закончился раньше, чем обычно. На прошлогоднюю засуху наложились вызванные пандемией ограничения, на сбор урожая не смогли приехать гастарбайтеры, значительная часть корнеплодов так и осталась неубранной на полях. Что любопытно, в этих же числах июня, когда вопрос по корнеплодам обсуждал с народом президент, Россия по мировым ценам на морковь уверенно вырвалась вперед. Россияне платили за корнеплод вдвое дороже, чем в Канаде, и втрое, чем в Германии.

Наша традиционно аграрная Омская область, как выяснилось, всего-то на 60 % обеспечивает себя овощами. Тем не менее урожай картофеля, моркови, свеклы, капусты активно вывозился за пределы региона не только осенью, когда всего было много, но и весной, когда уже ощущался дефицит. В такие моменты неплохо бы вмешиваться региональным властям, ненавязчиво, с учетом интересов и сельхозтоваропроизводителей, и омичей. Но ситуация, очевидно, была пущена на самотек.

Если взлетевшие цены на «борщевой набор» ощутимо бьют по кошельку обычных граждан, то бизнес, связанный с пищевой промышленностью, и общепит терпят очередные колоссальные издержки. Ведь без той же моркови невозможно приготовить очень многие закуски, салаты, первые и вторые блюда и даже десерты. Представьте себе без моркови винегрет, оливье, борщ, плов.

– Сезонные овощи не дешевеют так, как это было в прошлые годы. Каждую неделю вообще все продукты растут в цене, постоянно дорожает мясо, и к этому уже привыкли. Повлиять на ситуацию мы не можем, цены на некоторые блюда поднимаем очень осторожно, потому что наши гости этого не понимают, такое впечатление, что они в магазины не ходят и не видят, что происходит, – рассказал обозревателю РИА «Омск-информ» известный омский ресторатор и шеф-повар Игорь Белоглазов. – Поэтому цены стараемся держать, в ущерб бизнесу, но, думаю, к Новому году «сдадимся», все запасы прочности давно исчерпаны.

Игорь Белоглазов пояснил, почему он не может делать запасы: любая заморозка ингредиентов отрицательно сказывается на качестве готовых блюд, потому все продукты приобретаются в свежем виде.

Дефицит моркови и высокие цены на нее буквально выбивают почву из-под ног и у омского производителя солений, квашеной капусты, кваса и корейских салатов ИП Савченко А. Н. Его продукцию, производящуюся также под маркой «Мировой закусон», омичи хорошо и давно знают.

– Таких цен на морковь, как в этом году, не было за всю историю моего производства, а работаю я с 2002 года, – отметил в разговоре с обозревателем РИА «Омск-информ» Александр Савченко. – Высокие цены на морковь негативно повлияли на маржинальность, лето отработал с большими убытками, продажи кваса немного сократили издержки, но не в полной мере, потому что морковь – это основной наш продукт.

Александр Савченко отметил, что даже оптовые цены на морковь в районе 20 рублей все еще высокие, хотя в прошлые годы в августе такой уровень цен уже бывал. В сентябре он рассчитывает на снижение цены на морковь до 10–12 рублей. Но, по его прогнозам, на минимуме цена продержится недолго, поэтому имеет смысл сделать максимально возможный запас овощей. Предприниматель как раз занимается поиском дополнительных мест для хранения.

Скорее всего, купить корнеплоды по низким ценам удастся только крупным оптовикам. По словам коммерческого директора ТПК «Агрокультура» Сергея Кухаренко, в настоящее время мелким оптом картофель на его предприятии можно приобрести по 28 руб./кг, свеклу – по 22 рубля. А морковь еще даже копать не начинали. На полях в поселке Дружино ее планируют убирать после 15 сентября. Прогнозируемая цена на мелкий опт – в районе 25 руб./кг.

Отметим, что названные цены достаточно высокие. Уже сегодня морковь по 24,9 руб. за кг можно найти в розницу. Пожалуй, самые низкие цены в Омске мы обнаружили в овощном киоске ИП Марипов А. Т.

– У нас большая сеть торговых павильонов, овощи и фрукты привозят фурами напрямую, поэтому наши цены могут быть даже ниже, чем на Черлакской оптовке, – поясняет продавец Разия.

Действительно, цены приятно удивляют. Свекла – 19,9, лук – 29,9, перец – 49,9, огурцы – 24,9, кабачки – 39, баклажаны – 49,9 руб./кг. В подобных киосках, расположенных в радиусе 300 метров, цены выше рублей на 10–20 по каждой позиции.

Прямые поставки, отсутствие посредников, разумная торговая накрутка – оказывается, такое возможно и даже выгодно, сеть этого предпринимателя продолжает развиваться. И это не единственные в городе «зеленщики», составляющие конкуренцию торговым сетям. Покупают в таких местах охотнее не только потому, что продукция дешевле, но овощи здесь всегда свежие.

В то же время складывается такое впечатление, что федеральным торговым сетям иногда проще сгноить овощи и фрукты, чем снизить на них цены.

– Сети зарабатывают в первую очередь на продаже своих полок, а что там достанется поставщику товара, производителю, для них вторично, ничего не меняется, – уверен крупный овощевод из Омской области.

Годами он продавал за бесценок корнеплоды перекупщикам, которых на селе всегда появляется много в период сбора урожая. Но когда частично был решен вопрос с овощехранилищем, наладил поставки в торговые сети сам. Фермер рассказал, что вокруг сетей крутится много фирм-прокладок, по сути это те же перекупщики, которые ничего не производят, а поставлять в сеть могут, например, арбузы, купленные на оптовке или огурцы, выращенные в китайских теплицах. До сих пор возможна практика подмены продукции и продажи под чужим сертификатом качества.

В своих фирменных ящиках и под своим сертификатом качества в одной из федеральных сетей он не раз обнаруживал огурцы непонятного качества. Разбирательства ни к чему не привели.

Еще одна удивительная вещь – торговые сети сначала собирают товар в распределительные сети, а потом развозят его по магазинам. К примеру, омские овощи могут проделать путь до Новосибирска и обратно. Оплачивая это «путешествие», покупатель получает не очень свежий, «уставший» товар.

– Ни в одной стране мира нет таких, практически монопольных, федеральных сетей, за которыми стоят банки. На цены влияют также тарифы, они постоянно растут. Это касается и железнодорожных перевозок, и транспортировки по автомобильным дорогам с непонятным «Платоном». Водятся все новые налоги и сборы. Только «мусорный сбор» вырос за три года в 7,5 раза. По сути нас обкладывают данью. Не удивлюсь, если начнут маркировать каждую морковку, – высказался другой известный омский предприниматель и ресторатор.

Разумным выходом из этой дикой ситуации, когда картофель продается дороже бананов, должно стать появление ярмарок и продовольственных рынков. Поручение создать такие места продаж для прямого доступа сельхозтоваропроизводителей к непосредственно потребителям дал президент чуть больше месяца назад.

В Омске уже идет похожий процесс, универсальные ярмарки создаются МП «Муниципальные рынки». Всего в планах на 2021–2022 годы открытие 20 таких ярмарок, на сегодня две уже запущены, еще две строятся. На ярмарках будут созданы благоприятные условия, в том числе и для продажи овощей, выделят места и для садоводов.

Но пока ближе всего к дому – магазины федеральных сетей и овощные палатки. Основная конкуренция происходит между ними. Имеет смысл потратить время и поискать торговую палатку, где овощи продаются дешевле и первой свежести.

Ольга Ложникова

26.08.21 16:29