Вокруг строительства магистрали было сломано множество копий, однако в итоге жители получили хорошую дорогу, а город – перспективы развития.
Шесть месяцев назад, 30 декабря 2020 года, на Левобережье открыли новую дорогу протяженностью более 4 километров, которая не только стала дублером улицы 70 лет Октября – основной магистрали этой части города, но и дала мощный импульс для дальнейшего развития Омска.
Идея строительства этой дороги появилась в 2003–2004 годах, когда возводился метромост. Под ним сотрудники НПО «Мостовик» сделали развязку, которая должна была стать началом новой магистрали.
Начало новой дороги было положено в 2005 году после сдачи метромоста |
Проект строительства появился в 2015 году, а сами работы по возведению объекта стартовали в 2019-м. Новую дорогу построили буквально за полтора года, работы вела компания «СтройТраст». Бюджету этот объект обошелся более чем в 1 млрд рублей. В рамках спецпроекта «Город для людей» мы попытались выяснить, оправдались ли столь большие затраты?
В чем уникальность новой дороги?
Как уже говорилось выше, новая магистраль стала дублером улицы 70 лет Октября. Теперь, съезжая с метромоста, автомобилисты могут напрямую и без пробок добраться до микрорайонов Кузьминки и Прибрежный. Дорога занимает буквально 5–7 минут. Чтобы добиться этого, команде, работавшей над объектом, пришлось серьезно потрудиться.
Во время строительства магистрали заместитель директора ООО «СтройТраст» Игорь Шестаков неоднократно рассказывал журналистам, что новая дорога проходит по «суперсложным» грунтам. Она пересекает речку Замарайку, проходит через пойменное болото, более 500 метров дороги от метромоста фактически пролегают по самому берегу Иртыша – этот участок является своеобразной дамбой.
Во время строительства новой дороги пришлось уплотнять грунт по специальной технологии |
При возведении дороги впервые в Омске применялись технологии трамбовки и подогрева грунта, использовались габионы (сетка, наполненная щебнем), строители укладывали геотекстиль и другие материалы для укрепления основания полотна.
– Мы проводили довольно длительные лабораторные испытания. Здесь идут подтопления, тут старица Иртыша, болота. Применяли укрепляющие материалы – льняные матрасы, геосетку, засыпали их щебнем, – рассказывает о технологии проведения работ Игорь Шестаков.
При строительстве дороги использовался принцип пирога – множество слоев из разных материалов должны надолго обеспечить надежность полотна даже на самых сложных участках трассы.
Дорога «пережила» зиму и не «поплыла».
Уже сейчас можно сказать, что новые технологии, которые были применены при строительстве дороги, сработали – даже на самом проблемном с точки зрения геологии участке дороги от метромоста до перекрестка 3-я Енисейская – 3-я Островская асфальт не «поплыл», не разрушился, после половодья нет ни просадок грунта, ни разрушения обочин.
Нет на дороге и трещин, которые обычно возникают на новом асфальте после первой же зимы. Все благодаря применению новых технологий укладки полотна и нижнего основания дороги.
– На дороге применена технология ЩМА – щебеночно-мастичного асфальтобетона. Это правильное решение, – говорит о новой дороге доцент СибАДИ Александр Лыткин. – Игорь Шестаков – грамотный инженер, и контроль на объекте был серьезный, поэтому можно сказать, что дорога построена качественно.
Стоит отметить, что самый сложный участок дороги у метромоста власти намереваются расширить (сейчас его ширина 8 метров). Для этого нужно провести процедуру переоформления земли, которая сейчас находится в федеральной собственности. Тем не менее дорога даже на самом узком участке является двухсторонней, а трафик на ней позволяет без пробок пропускать весь поток машин.
Дорога на самом узком участке дороги останется двусторонней |
Как сообщил РИА «Омск-информ» и. о. директора департамента транспорта мэрии Вадим Кормилец, 500-метровый участок дороги у метромоста никто не собирается делать односторонним, как думали многие автомобилисты. Он по-прежнему будет работать в режиме двусторонней дороги. Представитель дептранса добавил, что новая дорога ему нравится, впечатления от поездок по ней только положительные.
«Мы словно не в Омске теперь живем».
Больше всего появлению новой дороги, конечно, рады жители новых микрорайонов на Левом берегу. Дорогу с ливневками, освещением и тротуарами построили по нацпроекту «Жилье и городская среда» как раз для развития перспективных районов – «Кузьминок» и «Прибрежного». Вскоре рядом с «Прибрежным» начнет возведение нового микрорайона компания «Брусника», неподалеку строятся ЖК «Гармония жизни» и ЖК «Волна». Дорога стала импульсом для дальнейшего развития этой территории.
Территория вокруг новой дороги активно застраивается многоэтажками |
До того как ее сдали, более 10 тысяч жителей «Кузьминок» и «Прибрежного» ежедневно ездили по легендарной «кишке» – так в народе называют улицу Шаронова. Бесконечные пробки, ДТП, плохой асфальт – все это формировало только негативное представление омичей о городской инфраструктуре Левобережья.
После того как дорогу достроили, с улиц Перелета, Крупской, Шаронова, Макохи можно за считанные минуты добраться до метромоста и в центр города. Это отмечают и автомобилисты, и жители, пользующиеся общественным транспортом.
– Пока не было этой дороги, приходилось ездить в центр через мост у Телецентра. На «кишке» с утра были постоянные пробки. Дорога до офиса, расположенного на Думской, через мост у Телецентра и Красный Путь занимала 35–45 минут. Сейчас по новой дороге я за 5–7 минут без пробок доезжаю до метромоста, а весь путь до работы занимает не более 15 минут. Зимой – максимум 20 минут. Едешь по новой дороге, словно по автобану, асфальт ровный. Кроме того, сделали удобные въезды во дворы. Теперь мы не чувствуем себя оторванными от остального города, – хвалит новую дорогу житель дома № 32 по улице Перелета Алексей Маслаков.
Все автомобилисты подчеркивают «магистральность» новой дороги – ездить по ней одно удовольствие.
– Я живу на улице Крупской в микрорайоне «Прибрежный». Каждый будний день езжу на работу в офис, расположенный на улице Маршала Жукова. До открытия новой дороги этот путь занимал у меня минимум 40 минут. Сейчас добираюсь за 15 минут, если, конечно не попадаю в максимальный трафик в час пик, – рассказывает еще одна жительница «Прибрежного» Елена.
Чтобы передвижение по новой дороге было максимально комфортным и быстрым, департамент транспорта корректировал работу светофоров не только на Левобережье, но и в центре города.
– Мы зимой корректировали работу светофоров на пересечении 3-й Островской и 3-й Енисейской. Большую работу провели по светофорам на Красном Пути, на Орджоникидзе, Фрунзе, на Герцена. Пропускную способность увеличили для потока машин, которые едут с новой дороги через развязку у метромоста в сторону центра города, – отмечает Вадим Кормилец.
В планах департамента – немного изменить работу еще одного светофора на новой дороге. Это позволит увеличить трафик.
– На пересечении с улицей 1-я Енисейской есть транспортно-пешеходный светофор. Мы планируем там пешеходную фазу перевести в вызывной режим. Там будет вызов пешеходной фазы по кнопке, – добавил Вадим Кормилец.
Качественное покрытие, разметка, отсутствие пробок, правильно настроенные светофоры – это далеко не все преимущества новой дороги. Строители также сделали широкие тротуары, велодорожку, наружное освещение работает на отлично. Местные жители часто гуляют вдоль новой дороги, катаются на велосипедах.
Возле дороги проложены широкие тротуары и велодорожки |
– Тротуары здесь широкие. Дорожки для велосипедистов. Все классно. Мы часто гуляем, – говорит жительница микрорайона «Прибрежный» Ирина Волошина. – Сама дорога очень красивая и ровная, такое ощущение, что едешь не по Омску. Удобная, продуманная развязка – друзья-автомобилисты хвалят. Да и сама, когда езжу на общественном транспорте или такси, это отмечаю.
Омичи активно пользуются велодорожками, их же облюбовали и любители электросамокатов.
– Дорога классная, тротуары тоже, теперь есть где покататься, – делится впечатлениями Екатерина Самохвалова. – Когда дорогу строили, боялись, что будет шумно, пыльно, так как она проходит близко к домам. Но, слава Богу, ничего такого нет.
Велодорожки и тротуары построены по принципу безбарьерной среды – нет выпирающих бордюров, можно свободно кататься на велосипедах, самокатах, гулять с колясками. Это особенно нравится молодым мамам.
– Можно спокойно погулять с коляской, здесь чисто, тротуары широкие, мы часто катаемся на велосипедах всей семьей, – отмечает молодая мама Анастасия Емелина.
«Нужно больше общественного транспорта»
Чего действительно не хватает новой дороге – здесь мало общественного транспорта. На протяжении всей магистрали обустроены соответствующие нормативам заездные карманы, установлено 11 остановочных павильонов. А ходит всего один автобус – 78-го маршрута (Солнечный – Биофабрика). Частично захватывают новую магистраль маршрутки № 307, 410 и 415. И местные жители, и кондукторы, и водители отмечают, что пассажиропоток на дороге есть, но людям нужно больше общественного транспорта.
– Маршрут сейчас раскатали, народ есть. На остановках люди ждут автобус. Соблюдаем график, работаем до 21 часа. Поэтому и вечером у людей есть возможность уехать, – говорит водитель автобуса № 78 Иван Горенко.
Работающая с ним в паре кондуктор Галина Чикина добавляет, что маршрут 78-го автобуса теперь очень удобный.
– Несколько минут – и мы на метромосту. Не нужно стоять в пробках на улице 70 лет Октября. Правда, не все пассажиры еще знают, что мы ездим по новой дороге. Часто садятся, а потом уже выясняется, что им нужно ехать до «Дмитриева» или «Поворотной», до «Фестиваля», – рассказывает кондуктор.
Автобусом 78-го маршрута пользуются не только жители «Кузьминок» и «Прибрежного», но и те, кто живет в поселке Солнечный. Они ездят по новой дороге транзитом и не стоят в пробках.
В департаменте транспорта омской мэрии, впрочем, считают, что количество маршрутов и автобусов, которые ходят по новой дороге, соответствует сложившемуся там пассажиропотоку.
– Буду честен: в ближайшее время никакие изменения не рассматриваются. В течение года вряд ли ситуация изменится, у нас нет свободных автобусов. Мы разрабатываем новую маршрутную сеть. Совершенно новый маршрут мы позволить себе не можем. У нас есть другие, более проблемные участки, требующие увеличения числа автобусов. На этом участке количество автобусов соответствует пассажиропотоку. После внедрения новой маршрутной сети для жителей «Кузьминок» и «Прибрежного» могут быть изменены маршруты, – заявил и. о. директора департамента транспорта Вадим Кормилец.
Дорога построена. Что дальше?
Официально новая дорога открыта уже полгода, но развитие транспортной инфраструктуры Левобережья на этом не заканчивается. Уже через полтора года Омск примет матчи молодежного чемпионата мира по хоккею. К этому событию будет построена не только новая арена, но и проведены работы по расширению улиц Крупской и дублера улицы Лукашевича, появится удобная развязка у «Арены Омск». Об этом корреспонденту РИА «Омск-Информ» сообщил глава Кировского округа Андрей Горбачев.
– Новая дорога – это большое подспорье для жителей округа. В 2022 году запланировано расширение улицы Крупской, дублера Лукашевича. Там же, рядом с «Ареной Омск», будет проводиться благоустройство зоны отдыха – появится парк. Так что встретим молодежный чемпионат мира по хоккею с новыми дорогами и благоустройством, – отметил глава округа.
Таким образом, новая дорога получит связь с улицей Лукашевича. Оттуда до метромоста можно будет доехать за 10 минут, минуя пробки Левобережья. Хоккейные болельщики и не только явно оценят это преимущество.
Новая дорога позволит быстрее добираться до «Арены Омск» |
Уже очевидно, что новая магистраль, на которую потратили миллиард рублей, вовсю окупает себя. Ведь это не только транспортная артерия – проект с мультипликативным эффектом, который на годы вперед дал импульс развития одним из самых перспективных районов Омска.
Сергей Энквист