Печать новости
Омск-информ
https://admin-old.omskinform.ru/news/154179

«Золотую маску» в Омске» посвятят 200-летию Достоевского

Стали известны подробности афиши программы «Достоевский и театр», специальная программа фестиваля пройдет только в Омске и в Москве.

Специальная программа фестиваля «Золотая маска» «Достоевский и театр» в 2021 году будет проведена только в двух городах – в Москве и Омске. Это событие станет ядром празднования 200-летия со дня рождения Федора Достоевского.

Афишу программы «Достоевский и театр» составили постановки, ставшие номинантами и лауреатами российской национальной театральной премии «Золотая маска», и знаковые премьеры последнего сезона, созданные по произведениям классика. Всего в программу «Достоевский и театр» в Москве и Омске вошло 16 спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска и Севастополя. Московская часть программы началась 26 февраля, она продлится несколько месяцев и завершится в конце мая.

Спектакли по Достоевскому увидят зрители не только в Москве, но и в мае – июне в Омске – городе, связанном с биографией великого писателя, где в культурной жизни и городской среде его фигура по-прежнему занимает особое место. Фестиваль в Омске откроется 22 мая спектаклем «Страсти по Фоме» московского Театра Наций в постановке хорошо известного омским театралам режиссера Евгения Марчелли.

– Повесть Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» инсценировали не раз. Оставаясь максимально близким к тексту повести Достоевского, режиссер Евгений Марчелли так ненавязчиво смещает акценты, что главным героем спектакля становится полковник Ростанев. В исполнении Владимира Майзингера этот герой превращается в обаятельнейшее, трогательное и чрезвычайно близкое каждому из нас существо. Полковник – добродушный, интеллигентный человек, который просто не может существовать в состоянии конфликта с кем бы то ни было. Точнее, физически не переносит ощущения, что нанес кому-то обиду, чужую боль он чувствует острее, чем собственную.

Авангард Леонтьев, играющий Фому Опискина, будто бы не стремится выпятить своего героя в центральные фигуры спектакля. Невзрачный хлюпик надувает щеки, эффектно «срезает» Ростанева – но публика все равно с симпатией посматривает на его визави. Похоже, этого и добивался режиссер. И впрямь: спектакль заставит многих о многом задуматься. Вот, например, зачем весь двадцатый век разнообразные психологи и социологи ломали головы над всякими психозами (включая массовые) и способами управлять людьми – так, чтобы тем казалось, будто это все для их же блага. Но – зачем?!

Ведь за сто лет до этого Достоевский уже внятно расписал все тонкости искусства манипуляции человека человеком. Приемчики Фомы Опискина, в сущности, сводятся к тому, чтобы использовать себе на благо лучшие порывы чувств в его доверчивом окружении, – пишет «Российская газета».

Продолжит фестиваль спектакль известного всему театральному миру режиссера Константина Богомолова «Преступление и наказание» театра «Приют комедианта» из Санкт-Петербурга.

– У Константина Богомолова репутация в общем-то заслуженная: режиссера ироничного и парадоксального. В «Преступлении и наказании» он совершенно неироничен и от этого, как выясняется, даже более парадоксален. У спектакля множество свойств, которые ни применительно к Достоевскому, ни применительно к Богомолову вообще-то в голову не приходят. Например, элегантность. «Преступление и наказание» в «Приюте комедианта» – работа элегантная и минималистичная, но это минимализм с очень богатой внутренней отделкой. Как, собственно, тот графитовых оттенков кабинет, в который его поместила сценограф Лариса Ломакина: строгая геометрия стен проработана сложными неброскими линиями, выступами, углублениями. В обманчиво простой коробке разыгрывается обманчиво простой спектакль… Раскольников Дмитрия Лысенкова виртуозно дискретен, он не меняется от сцены к сцене, а всякий раз находит на секунду точку опоры, которую тут же потеряет снова. «Бога нет» он произносит так же, как за несколько минут до того «Верую», – с безоглядной решимостью и такой же безоглядной необязательностью. Пропасть жути разверзается как раз из-за этого совершенно непротиворечивого свободного полета мыслей и решений, – отзывается «Коммерсантъ».

Пожалуй, впервые в программе «Золотой маски» в Омске» в этом году будет представлен балет – «По ту сторону греха» в исполнении артистов Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана.

– Это название родилось у Бориса Эйфмана совсем недавно: для новой версии легендарной постановки он полностью переписал хореографию, изменил драматургическую линию. Портреты главных героев поразительно точны. Плавный кроткий Алеша, разухабистый Дмитрий, угрюмый, весь состоящий из углов Иван, всклокоченный, похотливый, вечно пьяный Федор Карамазов. Порой возникает странное ощущение, что перед тобой даже не иллюстрации, а оживший текст. Вот уже где воплощается слово. Так, на языке тела можно передать загадочную русскую душу, воспетую Достоевским, – цитата из «Российской газеты».

Омский академический театр драмы в рамках фестиваля представит свою последнюю премьеру «Свидригайлов. Сны», поставленную главным режиссером театра Георгием Цхвиравой к 200-летию Ф. М. Достоевского.

Продолжит специальную программу «Достоевский и театр» спектаклем «Кроткая» Московского ТЮЗа. Главную мужскую роль в спектакле играет Игорь Гордин.

– Спектакль этот идет в так называемой «белой комнате», актеры играют на расстоянии вытянутой руки, сплетенные режиссером кружева видны отчетливо и действуют на публику безотказно. Режиссер Ирина Керученко отважно предъявляет публике другого, непривычного Достоевского, стерильно очищенного от достоевщины. Подпольного героя «Кроткой», погубившего юную девочку-жену и выясняющего теперь свои отношения с Богом, она, что называется, «опустила» в реальную жизнь. Игорь Гордин играет зажатого, закомплексованного человека, которого никто никогда не любил, отсюда все его беды. В спектакле, может, и нет глобальных философских вопросов и ответов, зато есть сильное и живое чувство, – отзывается «Известия. Неделя».

Закроет фестиваль в Омске Малый драматический театр – театр Европы (Санкт-Петербург) спектаклем в постановке Льва Додина «Братья Карамазовы».

– Лев Додин ставит последний роман Федора Достоевского не как грандиозную и густонаселенную фреску, а как историю одного семейства, где каждый другому то враг, то верный товарищ.

Художественный руководитель МДТ сводит к минимуму детективную линию, сосредоточиваясь на метафизичности романа, а в итоге получается история про настоящее, про тех, кто сидит в зале театра, и тех, кто за его стенами. Актерский септет, состоящий из опытнейших Игоря Иванова (Федор Карамазов), Игоря Черневича (Дмитрий Карамазов), Станислава Никольского (Иван Карамазов), Олега Рязанцева (Павел Смердяков) и Елизаветы Боярской (Катерина Ивановна), а также более молодых Екатерины Тарасовой (Грушенька) и Евгения Санникова (Алеша), четко выполняет поставленную режиссером задачу, выводя эту историю на внебытовой уровень, – пишет журнал «Собака».

В рамках фестиваля пройдут творческие встречи с режиссерами и артистами, создателями спектаклей, вошедших в афишу фестиваля. Билеты на некоторые спектакли еще можно купить в театральных кассах и на сайте Омского академического театра драмы omskdrama.ru.


28.04.21 12:51