По мнению эксперта, этому сопротивляются лишь топ-менеджеры энергетической компании. Их вполне устраивает нынешнее положение вещей.
На форуме «Чистая страна», который проходил с 16 по 18 марта в технопарке «Сколково», губернатор Омской области Александр Бурков высказался по теме перевода местных ТЭЦ с угля на природный газ.
Участники форума согласились с тем, что отказ от сжигания угля положительно скажется на экологической ситуации в российских городах. Бурков, в принципе, с этим согласен, но при этом он видит препятствия для модернизации теплогенерирующих мощностей.
– Модернизация системы очистки угольных ТЭЦ, установка гибридных фильтров – это большие вложения. А переход на газ предполагает резкий рост тарифов, чего допустить нельзя. Без участия правительства России этот вопрос не решить, – заявил омский губернатор.
Высказывания главы региона прокомментировал член Общественного совета при Региональной энергетической комиссии Омской области Сергей Мизя. Он категорически не согласен с озвученными доводами:
– От инженера-теплоэнергетика, которым по образованию является губернатор Александр Бурков, признаться, не ожидал услышать о том, что перевод омских угольных ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 на газ приведет к резкому росту тарифов и «социальному взрыву». И вот почему.
Из общего объема тепловой энергии, которая потребляется в Омске, на долю ТГК-11 приходится 52 % ее производства. Остальное вырабатывают котельные крупных промышленных предприятий, таких как «Омсктрансмаш», «Полет», завод им. Баранова, «Омсктехуглерод», и все они давно работают на газе. Сама ТГК-11 тоже 26 % тепловой энергии производит за счет сжигания природного газа на ТЭЦ-3, Кировской котельной и одном из котлов ТЭЦ-4. Для остального производства сжигается экибастузский уголь. Согласно методикам РЭК Омской области, гигакалории тепла, полученные от сжигания как газа, так и угля, продаются простым гражданам и предпринимателям по одной и той же цене. Но тогда с чего вдруг перевод на газ относительно небольшой доли мощностей, все еще работающих на угле, приведет к «резкому росту тарифов»?
О том, что перевод ТЭЦ с угля на газ – это слишком дорого, много лет говорит руководство АО «ТГК № 11». Шесть лет назад, в 2015-м, они провели экономическую экспертизу, согласно которой перевод мощностей на газ обошелся бы компании в 2,4 млрд рублей. Эти затраты якобы привели бы к 25-процентному росту себестоимости выработки тепла, соответственно, тарифы для населения неизбежно бы выросли. А это в свою очередь могло привести к негативным социальным последствиям.
– В этой истории есть один интересный нюанс: экспертизу проводила инжиниринговая компания «Е4-СибКОТЭС», близкая к Михаилу Абызову (экс-министр по вопросам «открытого правительства» с 2012 по 2018 год. Ныне под следствием по обвинению в особо крупном мошенничестве и организации преступного сообщества. – РИА «Омск-информ»). Он был бенефициаром нескольких коммерческих структур, имеющих отношение к энергетике, в том числе являлся совладельцем ТГК-11. Могла ли абызовская экспертиза дать результаты, не вписывающиеся в интересы заказчика? – задается вопросом Сергея Мизя.
В России есть примеры, когда оператор за счет собственных средств переоборудует теплогенерирующие мощности под работу на газе. Так, в Челябинске намерены к 2023 году перевести с угля на газ местную ТЭЦ-2, принадлежащую компании «Фортум». Оператор объявил о намерении вложить в это 800 млн рублей. Челябинская ТЭЦ-2 аналогична омским ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5, но почему «Фортуму» перевод на газ по плечу, а ТГК-11 нет?
– Каменный уголь для омской ТЭЦ везут из Экибастуза, а это теперь заграница. Сам уголь при этом низкокалорийный и с высокой зольностью – почти до 50 %. Для ежегодного импорта и перевозки 3,6 млн тонн угля, организации его хранения в Омске, расширения золоотвалов, замены электрофильтров и установки тканевых рукавных и т. д. требуются действительно огромные средства. Отследить их движение так же сложно, как и определить всех конечных выгодоприобретателей. Как только вы подведете к ТЭЦ газовую трубу, все это автоматически останется в прошлом и нечего будет писать в строке «затраты» для формирования необходимой валовой выручки при обосновании искусственно завышенных тарифов в РЭК. Перевод оставшихся угольных ТЭЦ на газ позволит избавиться от большей части пыльных выбросов в атмосферу города, но и как минимум на 20 % снизит тарифы на тепло, – считает Мизя.
Пока же происходит с точностью до наоборот: тарифы на отопление и горячую воду идут не вниз, а каждый год повышаются. По полной программе приходится платить предпринимателям, а гражданам, чтобы не допустить «социального взрыва», делают скидку. За это монополистам компенсируют «выпадающие доходы» – это делается из бюджета. Эти огромные средства можно было бы использовать для решения многих социальных вопросов, но для этого власти должны стимулировать владельцев предприятий ЖКХ проводить модернизацию своих мощностей, вкладываться в современные, экологичные технологии. Например, предоставлять им за это налоговые льготы.
Вместо этого омский губернатор просит поддержки из федерального бюджета, чтобы перевод ЧАСТНЫХ теплоэлектростанций на газ был произведен за счет других налогоплательщиков. И вице-премьер РФ Виктория Абрамченко с ним соглашается. Это более чем странно и нелогично.
И еще. Согласно данным портала «Ай-мониторинг», который в свою очередь ссылается на Росстат, в Омской области одни из самых высоких в стране цен на «коммуналку». В частности, стоимость электроснабжения в регионе почти на 26 рублей выше среднероссийской – 403,02 рубля за 100 кВт/ч против 377,17 рубля. Горячее водоснабжение по счетчикам стоит 524,32 рубля за куб. м, что на 81,491 рубля выше, чем по Сибири. Отопление обходится в 40,77 рубля за кв. м общей площади, что на 7,44 рубля выше, чем по СФО. Скорее, это может привести к «социальному взрыву», а не перевод котельных с угля на газ. Вот об этом стоит задуматься нашим чиновникам. И не просто задуматься, исполнять не только декоративную функцию, а начать уже действовать.