Несмотря на то что патентная система максимально приближена к отмененному единому налогу на вмененный доход, ее выбрали лишь 15 % ИП.
На последнем заседании регионального Заксобрания были приняты коррективы в закон Омской области, касающийся патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Речь идет об изменении расчета стоимости патента для объектов торговли и общественного питания.
Принятию закона предшествовали жаркие дискуссии предпринимательского сообщества и областных властей. Да и на вышеупомянутом заседании парламента страсти бушевали нешуточные. РИА «Омск-информ» подробно разобралось, из-за чего сломано столько копий, а главное – как нововведения отразятся на бизнесе.
Стоимость патента теперь зависит от «квадратов»
До принятия корректив стоимость патента не зависела от площади торгового объекта и определялась на основе потенциально возможного годового дохода. То есть индивидуальные предприниматели с торговой площадью 5 кв. м платили столько же, сколько предприятия с площадью объекта 50 «квадратов». Теперь стоимость патента установлена в строгой зависимости от площади объекта, в расчете на 1 квадратный метр.
Кроме того, в этом году впервые предусмотрена возможность для предпринимателей уменьшать стоимость патента на сумму уплаченных страховых взносов.
– С учетом права предпринимателей с этого года уменьшать налоговые платежи на сумму страховых взносов, потребовалась корректировка в расчете стоимости патента. За основу взят принцип о необходимости сохранения минимальной налоговой нагрузки для предпринимателей. При этом совсем обнулить стоимость патента мы не можем в силу законодательства. Такая мера применяется только для впервые зарегистрированных ИП по отдельным видам деятельности, – пояснила министр экономики Омской области Анна Негодуйко.
По словам чиновницы, изменения в расчете платы за патент предусматривают то обстоятельство, что с 2021 года отменен единый налог на вмененный доход. Теперь условия патента максимально приближены к ЕНВД.
– Налоговым кодексом внесены в эту статью существенные изменения. Патентную систему, которая появляется с этого года, даже некорректно сравнивать с той, которая была ранее. Сегодня на федеральном уровне патент максимально приблизили к тем условиям, которые предъявлялись к ЕНВД, и повысили его привлекательность. Ранее патент был не привлекателен предпринимателям, – подчеркнула Анна Негодуйко.
Сколько это будет стоить?
Согласно расчетам Минэкономики, индивидуальный предприниматель, оказывающий парикмахерские и косметические услуги без наемных работников, при учете возможности снижения стоимости на всю сумму страховых взносов, станет платить 10 200 рублей в год. Это соответствует стоимости патента, приобретаемого по действующей редакции регионального закона. ИП, у которых в штате наемные работники, могут снизить стоимость патента на сумму уплаченных страховых взносов. Вплоть до 50 % его стоимости.
Для предпринимателя с видом деятельности «Парикмахерские и косметические услуги», имеющего в штате трех наемных работников, стоимость патента с учетом снижения на страховые взносы составит 19 200 рублей в год.
В Минэкономики утверждают, что изменения не приведут к увеличению нагрузки на бизнес, а, напротив, позволят ее снизить. В частности, ИП, имеющий обособленный торговый объект площадью 10 кв. метров, по новой редакции закона заплатит 7 700 рублей за патент на год. Ранее платеж составлял более 250 тысяч.
– Министерство экономики, правительство Омской области последовательно поддерживают позицию максимальной поддержки малого предпринимательства. И, поверьте, мы не могли просто так взять и усилить давление на бизнес, создать неблагоприятные условия для него. Никто этой задачи себе не ставил! – подчеркнула глава Минэкономики. – Потенциальный доход – это средняя величина. Мы понимаем, что общепит в центре площадью 10 кв. м может иметь доход в разы выше, чем у заведения в 50 кв. м на окраине. А при этом мы обязаны установить одну величину, от которой будет рассчитываться стоимость патента. Так вот: мы брали не среднее значение, а пошли по нижней границе. Соответственно, те, у кого чуть выше, очень выигрывают от использования этого режима.
Министр финансов Омской области Вадим Чеченко подсчитал, что предпринимателям в среднем придется отдавать от 6 до 10 тыс. рублей в год.
– Цена вопроса для 99 % предпринимателей, находящихся на патентной системе налогообложения, будет составлять от 6 до 10 тысяч рублей в год. Налог небольшой, так что вряд ли какие-то проблемы с его уплатой могут быть у бизнеса, – прокомментировал Вадим Чеченко.
Уменьшение нагрузки на бизнес – или финансовая кабала?
Несмотря на такие, казалось бы, выгодные условия, лишь 15 % налогоплательщиков, ранее применявших ЕНВД, перешли на патент. Львиная доля, 80 % предпринимателей, выбрали упрощенную систему налогообложения. Скепсис по поводу патентов серьезный. Мнения разделились примерно поровну.
Так, председатель омского регионального отделения «Опоры России» Александр Дерябин считает, что плата за патент позитивно скажется на бизнес-климате.
– Принятый закон решает ряд существующих проблем, к примеру, уменьшает налоговую нагрузку для небольших торговых объектов. В прежней редакции не разграничивался размер налога в зависимости от площади торгового зала, предприниматель платил одинаковую сумму и за 5, и за 50 квадратных метров. На встрече общественных предпринимательских объединений с вице-губернатором Дмитрием Ушаковым была достигнута договоренность о мониторинге данных по доходам предпринимателей на разных видах деятельности и корректировке потенциально возможного годового дохода при необходимости, – отметил Дерябин.
Позитивно о новом законе высказался депутат Заксобрания, директор по развитию ЗАО «Основа-холдинг» Игорь Антропенко. По его мнению, предпринимателям будут платить даже меньше, чем бюджетники и рабочим – со своих зарплат.
– Я голосовал за принятие закона. Была дискуссия на встрече вице-губернатора с представителями бизнеса, но законопроект в целом поддержали. У нас в налогообложении иногда складываются труднообъяснимые ситуации. Например, какой-нибудь крупный торговец обувью с оборотом до 200 миллионов рублей платил по 60 тысяч рублей в год по патентной системе, это меньше 1 %, – привел пример Антропенко. – Или, если брать принцип социальной справедливости: взять мелкого предпринимателя с оборотом в 50 тысяч рублей и работягу или врача с такой же зарплатой. По итогу медик и рабочий платят по 13 % подоходного налога, а бизнесмен по патентной системе – 6 %, то есть в два раза меньше. По тому проекту закона, который внесло облправительство, платежи для предпринимателей станут еще меньше, 10 тысяч рублей с выручки 600 тысяч, и мы еще говорим, что это много. Вот и считайте.
Диаметрально противоположной позиции придерживается другой известный бизнесмен, депутат Заксобрания Валерий Кокорин. Он выступил против нововведений, руководствуясь личным опытом. Он предположил, что нагрузка на предпринимателей увеличится в два-три раза, и получится настоящая кабала.
– На днях комитет по экономическим вопросам в новосибирском Заксобрании рассматривал подобный законопроект. Они оставили максимально возможный доход по патентам для предпринимателей, как в прошлом году. Нагрузка на новосибирский бизнес в 2–3 раза меньше, чем в соответствующем законе Омской области, – отметил Валерий Кокорин.
Против нового закона голосовал и депутат Заксобрания Игорь Зуга. Он противник негативных тенденций в бизнесе.
– Я считаю, что нагрузка на предпринимателей, у которых убрали часть платежей на федеральном уровне, возрастет – мы это компенсировали на региональном уровне. Это создает очень неправильную атмосферу. Надо было поискать какие-то варианты, взяв для сравнения Новосибирскую, Томскую области. Это небольшие деньги, я понимаю, что это некритично, но такая тенденция создает нездоровую обстановку. А это не совсем правильно. Если это такое благо, то чем объяснить сегодняшнюю обстановку в бизнес-среде? – вопрошает депутат.
Его коллега из Омского горсовета, директор ООО «Ваш дом» Сергей Дроздов уверен, что любые изменения в налоговых платежах чреваты негативными последствиями. По его словам, бизнес доведен до черты. Политик прибегнул к ярким сравнениям.
– Сегодня надо поддерживать бизнес, тем более если есть опасения, что расходы будут расти. Нужно это внимательно изучать, чтобы окончательно не потопить бизнес, – уверен Дроздов. – Предприниматели сегодня очень сильно нагружены: повлияли пандемия, закрытие границ с другими странами и инфляция. Сильно сократились продажи в сфере услуг и общепита. Торговля приблизилась к критической ситуации. Кроме того, предпринимателей лишили возможности налаживать отношения с другими странами, ездить на выставки или за товарами. Если патентная система такова, что бизнес будет «схлапываться», то нам снова придется вернуться к стихийной торговле? Может, стоило провести какие-то публичные консультации с предпринимателями. Если проблема есть, то ее надо озвучивать. Сейчас мы стали злыми, импульсивными. Бизнесу уже нечего терять, кроме своих касок, как шахтерам Кузбасса в 1998 году.
И какой вывод?
Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что новая система оплаты патента пока не очень понятна для предпринимателей. Насколько она станет привлекательной для бизнеса, покажет время. Однако до последнего момента предприниматели не стремились переходить на нее из-за множества финансовых нюансов, не всегда простых и ясных.
Елена Ляхова