Образовательный процесс в ОмГПУ намерены трансформировать с уклоном на практикоориентированность профессии. Это требование времени.
5 февраля в ОмГПУ состоялась очередная проектная сессия. Главная задача, которая стояла перед ректоратом и командами факультетов и структурных подразделений, на этот раз заключалась в трансформации образовательного процесса в вузе согласно требованиям профессионального стандарта.
– Миссия любого университета – образование, воспитание и научные исследования. Образовательный процесс играет в этой триаде ведущую роль. В нашем регионе имеется очень высокая потребность в педагогических кадрах. От подготовки будущих педагогов зависит качество образования в целом. Сегодня образовательный процесс в ОмГПУ необходимо несколько трансформировать с уклоном на практикоориентированность профессии. Качество образования в ОмГПУ – залог успешности каждого выпускника, – отметил ректор ОмГПУ Иван Кротт в приветственном слове.
Проректор по учебной работе Наталья Макарова обозначила векторы данной проектной сессии:
– Многие педагогические университеты сегодня сталкиваются с одной проблемой: как привести в соответствие качество подготовки студентов требованиям профессионального стандарта. Нам необходимо углубление практической подготовки, расширение образовательного выбора и развитие проектной деятельности. Вузу предстоит разработать и реализовать гибкую систему оценки образовательных результатов, ориентированную на поддержку мотивации и развитие компетенции саморазвития. Нашему университету требуется повышение уровня экспертности научно-педагогических работников и признание качества образования в ОмГПУ внешними стейкхолдерами.
На каждом факультете ОмГПУ реализуются проекты, направленные на формирование у студентов практических навыков. Всем участникам проектной сессии предстояло ответить на вопросы: в каких дисциплинах и в каком объеме должна быть практическая подготовка? какие базы нужны для организации практической подготовки и почему?
– Наш проект связан с ориентацией подготовки студентов, будущих бакалавров и магистров на единые федеральные оценочные материалы. Наши выпускники будут сдавать профессиональный экзамен, предположительно, в виде кейсов, в которые будут входить практико-ориентированные ситуации. Решение профессиональных задач позволяет будущим специалистам оценить свои навыки. Проект решает в целом и государственные задачи, которые связаны с повышением качества подготовки будущих педагогов, – сообщила профессор кафедры педагогики Наталья Дука.
Доцент кафедры дефектологического образования Ольга Кузьмина рассказала об одном из проектов в области организации инклюзивного образования: проект реализуется более 5 лет, и в его рамках написано около 50 научных статей и студенческих исследований.
– У нас родился новый проект «Прошлое, настоящее и будущее», он будет посвящен 90-летию университета, и наш факультет станет инициатором этого проекта. Студенты будут изучать историю факультета, кафедр, а затем приступят к проектированию будущего факультета. Думаю, что другие факультеты подключатся к этой работе, – поделилась Ольга Сергеевна.
Как отмечают эксперты, проектная деятельность – это специально организованная, мотивированная самостоятельная работа обучающихся, имеющая основной целью решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта, который можно применить в реальной практической деятельности. Основной образовательный результат, который получает обучающийся в ходе проектной деятельности, – это приобретение опыта проектной деятельности и самоорганизации, закрепление или развитие практически значимых знаний и умений, необходимых в выбранной профессиональной деятельности.
В декабре 2020 года на ученом совете университета было принято «Положение о проектной деятельности обучающихся ОмГПУ». В ближайшее время планируется разработать сервис «Банк проектов ОмГПУ», в рамках которого все желающие смогут выступить не только участниками, но и инициаторами проектов. На уровне кафедр, факультетов будут приниматься решения о возможности зачета/перезачета частично или полностью дисциплин, практик, исследовательских работ в связи с участием в том или ином виде проекта.
– За проектной деятельностью будущее. Это способ проявить свои таланты, быть интересными вузу, региону, социальным партнерам. Это возможность факультетам узнать друг друга, поработать вместе, объединиться для решения глобальных образовательных проблем, вовремя реагировать на запросы времени и общества, – подчеркнула доцент кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования Татьяна Баракина.
– Мы все выполняем одну важную задачу – готовим будущих педагогов и других специалистов для сферы образования. На проектной сессии я отметила для себя много вопросов, которые буду обсуждать с коллегами. Они связаны с практической подготовкой студентов. Мы пересмотрели и усовершенствовали проекты филиала, которые уже реализуются, а также предложили новые, которые будут интересны нашим студентам и полезны северным районам Омской области, – рассказала декан факультета педагогики, менеджмента и информационных технологий филиала ОмГПУ в г. Таре Галина Дербенева.
В завершение проектной сессии проректор по учебной работе Наталья Макарова подвела итоги и поблагодарила всех участников за плодотворную работу.
Добавим, что в ОмГПУ состоялась проектная сессия по региональной интеграции. В ближайшее время в вузе пройдут проектные сессии по научному и молодежному направлениям.