Эксперты прогнозируют неизбежный рост цен на продукты нынешней осенью и сетуют на недостаток объективных данных. Но есть и хорошие новости.
Российская экономика впервые столкнулась с дефолтом – отказом и невозможностью государства выполнить свои долговые обязательства – в 1998 году. Этот процесс сопровождался усилением инфляции и девальвацией нацвалюты – рубля. В переводе на простой, неэкономический язык – население стремительно беднело, люди не могли позволить себе продукты и вещи первой необходимости.
После начала спецоперации на Украине и последовавшего снежного кома западных санкций у многих возникают опасения, что дефолт повторится. Эти опасения ожидаемо вызвали ажиотажный спрос на некоторые товары. Сейчас в магазинах, в частности, есть перебои с сахаром.
Обозреватель РИА «Омск-информ» обратился к экономистам разных поколений с просьбой разъяснить, чего ждать жителям региона и не грядет ли очередной экономический кризис.
Мнение современного экономиста: из-за санкций пострадали все
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность и управление финансами» ИМЭК ОмГУПС Наталья Полтораднева считает реальным возникновение технических дефолтов. От санкций пострадают экономики всех стран – участниц конфликта.
– Дефолт – это отказ от выполнения своих обязательств. Мы выполнять свои обязательства не отказываемся, но могут возникать технические дефолты на международном финансовом рынке из-за санкций. То есть желание платить у России есть, а возможности сделать это нет, – говорит эксперт. – В текущей ситуации прогнозы пока сложно строить, прежде всего из-за геополитической неопределенности. Ситуация, которая складывается между странами, негативно влияет на все стороны конфликта: нет выигравших, все пострадавшие.
Эксперт предполагает, что по экономикам европейских стран санкции ударят сильнее, чем по России.
– Сейчас можно спрогнозировать глубину экономического кризиса и его продолжительность. Отсутствие проблем с энергетикой в России говорит об относительной стабильности в части коммунальных платежей. Чего нельзя сказать о европейских странах, где есть проблемы с отоплением из-за высоких цен на газ и электроэнергию. Рост цен в еврозоне на коммунальные услуги произойдет в разы, – рассуждает Наталья Полтораднева.
Поскольку Украина сейчас выключена из мирового рынка продовольствия, то к осени неминуемо взлетят цены на продукты.
– Отсутствие Украины на мировом рынке продовольствия заметно скажется на ценах не сейчас, а осенью этого года. Поскольку вопрос с продовольственной безопасностью пока остро не стоит, то его можно прогнозировать к концу года, – отметила экономист. – Считаю необходимым принимать ограничительные меры по экспорту продукции из России. Сейчас пока санкции, и мы не можем продавать, но снятие санкций с России может увеличить поток продовольствия за границу. Поэтому пока ситуация стабилизирована временно.
Но есть и позитивный прогноз – каждому ограничению есть предел. Поэтому санкции ухудшат состояние экономики лишь до определенного момента.
– К нашей стране применено очень большое количество санкций. Но есть понятие пороговых значений, после которых санкции уже не оказывают существенного ухудшения. И важный момент – в мире сейчас идет фактически передел рынка. Этот процесс пока незаметен на фоне военных действий, но спустя некоторое время мы это увидим, – добавила доцент кафедры «Экономическая безопасность и управление финансами» ИМЭК ОмГУПС.
Мнение опытного экономиста: легко не будет, но омичи привыкли
В свою очередь, опытный экономист, бывший аудитор контрольно-счетной палаты Омской области, председатель клуба «Мегаполис» Яков Коняев убежден, что для долгосрочных прогнозов нужна объективная информация. Нынешняя структура экономики не подразумевает такой открытости, как было в Советском Союзе.
– У меня слишком поверхностное представление о современных экономических процессах, происходящих в стране. В отличие от экономики советского периода сейчас в России все процессы имеют разновекторную направленность. Мы все видим, что данные об уровне инфляции в отчетах разных ведомств разнятся. Нет объективной информации, которая позволяла бы выстроить какие-то тенденции и прогнозы, – высказался эксперт. – При Иосифе Сталине существовало отдельное учреждение, Центральное статистическое управление, не зависимое ни от каких других ведомств. Сегодня органы государственной статистики входят в систему Минэкономики РФ. Выводы делайте сами. Это значит, что кто платит, тот и заказывает музыку. Изменилась и структура экономики: в России сформировалась потребительская экономика. Капиталовложения в промышленность осуществляются в основном частными компаниями.
Яков Коняев считает, что в экономике страны настал очередной непростой период. Как эти трудности скажутся на жителях Омской области, зависит от наполнения областного бюджета.
– Одно очевидно: экономический блок либерального толка практически себя изжил. Конечно, санкции принесут большие издержки. Поэтому надо готовиться к непростому периоду. Но у нас никогда в стране не было легких периодов в экономике, – говорит экономист. – Бюджеты разных регионов наполняются неравномерно. То есть факторов много, прогнозы давать трудно. Все зависит от ресурсов, кто ими распоряжается, и как государство станет распределять их по регионам. Печально, что кое-кто, пораженный корыстолюбием, будет пытаться воспользоваться ситуацией и сыграть на росте цен. Думаю, что нужно жестко умеривать эти аппетиты.
Конкретные действия и заявления должны исходить от официальных ведомств, полагает эксперт.
– То, что экономисты делают расчеты на методах инженерного программирования, - это все условные, абстрактные цифры, не имеющие ничего общего с действительностью. Поэтому для заявлений нет информационной базы. Это такое же неблагодарное занятие, как сравнивать цены в разных торговых сетях. Такой подход неверен: ни по теории больших чисел, ни по теории статистики. Можно купить великолепную морковку за 30 рублей и полугнилую – за 15 рублей. Уровень инфляции на самом деле рассчитывается через объемы продаж. Считаю, что конкретные антикризисные меры должны принимать компетентные лица, а в данном случае – представители Минэкономики региона. Их задача – успокоить население. А никак не функционал частных экономистов, – подытожил Яков Коняев.
Вывод
Резюмируя вышесказанное: омскую экономику, как и всю страну в целом, ждут непростые испытания. Однако проблемы от введения антироссийских санкций отразятся и на многих других государствах. Европа и США уже это почувствовали, и это только начало. Чем все в итоге закончится, сказать никто не берется. Ситуация меняется слишком быстро.