Евгений ЩЕРБИНИН: «В Омске насчитывается 85 мест концентрации ДТП»
на правах рекламы
15:30
-12 $ 109.58 +1.57
116.14 +3.05

Евгений ЩЕРБИНИН: «В Омске насчитывается 85 мест концентрации ДТП»

от 14.12.21 в 11:21 версия для печати
Евгений ЩЕРБИНИН: «В Омске насчитывается 85 мест концентрации ДТП»

Врио начальника регионального управления ГИБДД дал оценку дорожной ситуации и рассказал о нововведениях, которые ждут автовладельцев в 2022 году.

В редакции РИА «Омск-информ» побывал врио начальника Управления ГИБДД по Омской области, полковник полиции Евгений Щербинин. Он назвал самые аварийные перекрестки города, рассказал, как ведомство работает с постами в соцсетях, и объяснил, нужно ли будет проходить техосмотр.

– Евгений Анатольевич, как вы в целом оцениваете ситуацию на дорогах города и области?

– Начну со статистики. За 11 месяцев 2021 года было зарегистрировано 1921 дорожно-транспортное происшествие, из них 150 со смертельным исходом. Ранения различной степени тяжести получили 2467 человек. По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение количества ДТП на 16,2 %, по погибшим снижение на 19,4 %, а по пострадавшим на 16,3 %. Если отталкиваться от 2017 года, то количество ДТП сократилось на 28 %, число погибших – на 23 %, раненых – на 27 %. Цифры говорят сами за себя, но все же не дают повода для особой радости и расслабления. Всегда надо помнить, что даже единичное ДТП может быть для кого-то трагедией всей жизни.

– Динамика тем не менее положительная. С чем в первую очередь вы связываете снижение числа ДТП, а что до сих пор остается неустраненной причиной?

– Заметное улучшение ситуации связано с массовым строительством и ремонтом дорог. На протяжении трех последних лет в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» происходит приведение улично-дорожной сети в соответствие с ГОСТами. Ремонтируются как федеральные и региональные трассы, так и городские магистрали. Кроме замены асфальтового покрытия происходит приведение к нормативам технических средств организации движения – светофоров, разметки, пешеходных ограждений.

Как показывает анализ, скачок аварийности происходит при возникновении неудовлетворительных дорожных условий, или НДУ, согласно нашей внутренней терминологии. Сопутствующей причиной 62 % происшествий с пострадавшими были именно НДУ. В зимний период речь, как правило, идет о содержания автодорог – очистки их от снега и наледи, освещении, ведь зимой световой день короче.

– Вы упомянули дорожные ограждения, но, судя по специализированным пабликам в соцсетях, омичи неоднозначно относятся к этим «заборчикам».

– Да, одним не нравится их внешний вид, другим они каким-то образом мешают передвигаться по городу, третьи переводят стоимость ограждений в кубы неуложенной асфальтобетонной смеси и сетуют на неэффективность расходования средств. Для начала надо бы понять, что дорожные ограждения устанавливаются вовсе не для наведения красоты в городе. Практика показывает, что они значительно снижают вероятность неожиданного появления людей на проезжей части, и в этом их безусловной плюс. Свой вклад в снижение количества наездов на пешеходов они внесли.

Установка ограждений в функционал ГИБДД не входит, но, исходя из анализа аварийности, мы даем собственникам дорог соответствующие рекомендации. Условия для вождения постепенно становятся лучше, теперь бы самих водителей обучить правильной, безаварийной езде.

– Что вы можете сказать о подготовке омских водителей?

– Тот факт, что только 20 % обучающихся в автошколах могут с первого раза сдать экзамен на получение водительского удостоверения, говорит о многом. Водительский стаж сам по себе может улучшить реакцию на дороге, но не добавляет знаний. В результате мы продолжаем наблюдать, например, многочасовое стояние на забитой магистрали двух автомобилей из-за пустякового столкновения, в котором никто не пострадал. Между тем в ПДД четко сказано: если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав на фото положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры.

Понятно, что в рассмотренной ситуации водители боятся, что страховые компании не примут неправильно составленный европротокол, но почему из-за недостатка знаний у двоих конкретных водителей в пробке должны стоять другие участники дорожного движения? Хочу напомнить, что за невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, налагается штраф до полутора тысяч рублей. Упреждая упреки в нежелании работать, скажу, что на сообщения о пострадавших экипажи ГИБДД – а ежесуточно на дежурство по Омску заступает 10 экипажей – к месту ДТП инспекторы прибывают максимально оперативно.

– Можно ли составить некий топ наиболее аварийных перекрестков Омска?

– Если делать это с целью предупреждения водителей, то речь, наверное, должна в первую очередь идти о местах концентрации ДТП. Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 г. № 196 «О безопасности дорожного движения» определяются они так: произошло на определенном 400-метровом участке дороги три одинаковых ДТП с пострадавшими – это место концентрации ДТП, либо на перекрестке или на пешеходном переходе такое же количество ДТП, тоже место концентрации. На территории города было выявлено 85 таких мест. Их список был составлен в марте по результатам статистических данных за 2020 год. В адрес собственников дорог и администрации города мы направили методические рекомендации по исправлению ситуации. Как правило, речь идет о комплексе инженерных мероприятий, в число которых может входить ремонт дорожного полотна, установка светофорных объектов, освещения, ограждения. Что из наших предложений воплощено в жизнь, мы проверим в начале следующего года.

Назвать «самый-самый» аварийный участок, пожалуй, невозможно. Дорожная ситуация зависит и от времени года, и от времени суток, но в первую очередь от степени загруженности той или иной магистрали. Зависимость прямая: больше трафик – большее число ДТП. Если говорить о том, что чаще обсуждалось в соцсетях, то это улица Мельничная, Красноярский тракт, перекресток улиц 20-я Линия – 20-летия РККА, проспекта Маркса и улицы Красных Зорь.

– Значит, установка светофоров в тех или иных местах происходит по рекомендациям ГИБДД. А дальнейшую работу этих объектов автоинспекция контролирует? Автомобилисты жалуются, например, на неадекватно долгую работу дополнительных секций, разрежающих движение пешеходов. Зачастую пешеходов нет, а машины все равно стоят, возникают заторы.

– Расщепленные фазы работы светофорного объекта регулируются ГОСТами. Но обозначенная проблема действительно существует. Введенный в 2014 году запрет поворотов автомобилей с одновременным проходом пешеходов повысил безопасность участников движения, но также увеличил для них время ожидания. В результате некоторых это провоцирует к перебеганию на красный.

В качестве ответа на этот вызов в нескольких регионах России, в том числе в Омской области, в рамках пилотного проекта появляются светофорные объекты с дополнительной бело-лунной фазой. Сейчас они установлены, в частности, на пересечении улиц 10 лет Октября и Шебалдина; проспекта Маркса и улицы Циолковского; проспекта Мира и улицы Институтской.

Светофоры с совмещенной фазой разрешают одновременное движение пешеходов и машин, водители которых поворачивают направо, а бело-лунная секция дополнительно информирует об этом. По сути, это еще дополнительный призыв быть внимательным при совершении маневра. По задумке нововведение должно сэкономить время ожидания зеленого сигнала для всех участников движения. Их эффективность еще предстоит оценить после сбора статистических данных. Пока могу говорить только о личных ощущениях: все, что ярко горит, привлекает внимание, а дополнительное напоминание о том, что перед автомобилем может оказаться человек, как минимум не вредит.

– Есть нововведения в ПДД, от которых всех автомобилистов уже начинает трясти. Речь о техосмотре, который то ли отменяют, то ли упрощают, то ли ужесточают. Проясните, пожалуйста, ситуацию.

– В этом вопросе мы руководствуемся действующим Федеральным законом № 170 «О техническом осмотре транспортных средств». Им, в частности, установлена административная ответственность юридических лиц за выпуск в линию транспортных средств, соответствующих категориям N2-N3 и M2-M3 технического регламента (грузовые автомобили, автобусы среднего и большого классов). Сотрудники Госавтоинспекции сейчас участвуют в техосмотре транспортных средств категорий M2-M3.

Что касается легковых автомобилей, соответствующих категории «B» водительского удостоверения (категория технического регламента М1), то законом отменено обязательное предоставление диагностической карты при оформлении договора ОСАГО. Однако с 1 марта 2022 года планируется введение административной ответственности за непрохождение техосмотра всех категорий транспортных средств, включая легковые автомобили. Если при разборе причин ДТП выяснится, что виновник не имеет на руках диагностической карты, подтверждающей исправность его транспортного средства, то страховая компания в порядке регресса взыщет с него сумму, которая была выплачена ею пострадавшему в ДТП в качестве компенсации.

В процедуре проведения ТО сотрудники Госавтоинспекции непосредственное участие принимать не будут, но результаты осмотра будут им доступны через специальную базу МВД. Данные будут передаваться туда автоматически. На въезде и выезде аккредитованного пункта проведения технического осмотра (ПТО) будут установлены камеры. Они будут фотографировать автомобиль с привязкой к месту и времени совершения осмотра, а затем фото вместе с диагностической картой по защищенному каналу отправятся в спецбазу МВД.

Очередей и других проблем, связанных с прохождением техосмотра, у автовладельцев возникнуть не должно, ведь в Омской области будут действовать более сотни аккредитованных ПТО. С марта начнем отслеживать ситуацию, в том числе через соцсети.

– То есть соцсети вы мониторите?

– Конечно. А свой паблик во «ВКонтакте» (vk.com/55gibdd) просто в обязательном порядке. Не случайно в нашей региональной группе уже более 21 тысячи подписчиков. Пользователей всегда привлекает наличие обратной связи. Ежедневно в группу поступает порядка 20 обращений по поводу парковок в неположенном месте, проездов на красный свет и тому подобных нарушениях. С каждым материалом мы работаем и в случае подтверждения фактов привлекаем нарушителей к административной ответственности. Отчеты о самых резонансных случаях мы публикуем. 

Иногда установить виновника бывает труднее, чем доказать сам факт нарушения. Допустим, мы выяснили, кто собственник авто. Но у собственника оказалась страховка, в которой оформлено право управления автомобилем несколькими лицами. И собственник утверждает, что в день фиксации нарушения сам за рулем не находился, а по переданной нам фотографии идентифицировать лицо человека нельзя. И такие нюансы возникают достаточно часто.

Значительная часть подобных проблем должна быть снята с запуском сервиса «Народный инспектор». Специально разработанное Минкомсвязи мобильное приложение позволит автоматически фиксировать время и место нарушения и не «заморачиваться» с заполнением этих данных. В КоАП предлагается включить возможность выносить постановления о нарушении ПДД в упрощенном порядке, если нарушение зафиксировано через специализированное программное обеспечение, входящее в Единый портал госуслуг. Речь идет как раз о приложении «Народный инспектор», которое планируется запустить в июне 2022 года.

Мы считаем, что только широкое участие граждан в общественном контроле за соблюдением ПДД способно кардинальным образом улучшить состояние безопасности дорожного движения в стране в целом и в Омской области в частности.

– Чем тогда будут заниматься штатные сотрудники ГИБДД?

– Работы, поверьте, хватит. Сейчас за дорожной ситуацией всего Омского региона следят 980 сотрудников ГИБДД. Это вместе с федеральными госслужащими, инспекторами, оказывающими госуслуги, и вольнонаемными. Сокращения сотрудников проходили волнами на протяжении нескольких лет, и сейчас даже трудно сказать, насколько в итоге ужалась структура. Функционал при этом остался прежним: дорожно-патрульная служба, государственная регистрация транспортных средств, технический надзор, дорожный надзор, обработка данных с комплексов фото- и видеофиксации, пропаганда, внутренняя аналитика.

Выполнять перечисленные объемы работ помогает цифровизация отдельных направлений нашей деятельности. Вообще техническая оснащенность ГИБДД за последнее время улучшилась. Ассигнования выделяются в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». В частности, были закуплены новые патрульные автомобили на базе Skoda Octavia, а кроме обновления автопарка деньги пошли на обучение сотрудников контраварийному вождению.

– Догнать байкеров, гоняющих летом по ночным улицам Омска, теперь сможете?

– А надо ли устраивать погони с непредсказуемыми последствиями? Есть различные способы влияния на данную категорию участников дорожного движения, например, фиксация госзнаков и последующий разговор в полиции. Кроме того, мы наладили конструктивный диалог с руководителями омских байкерских клубов, которые очень убедительно разъясняют молодежи правила жизни в сообществе и жизни вообще. Конечно, появлялись и будут появляться самостийные байкеры, не соблюдающие никаких правил. Но это все же не массовое явление.

– Что пожелаете омским автомобилистам накануне Нового года?

– Почему же только автомобилистам? Обращаясь к двум категориям дорожного движения – водителям и пешеходам, желаю крепкого сибирского здоровья, семейного счастья и безопасных дорог!

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ