Локаций с бабушками, торгующими ягодами, огурцами и зеленью, все меньше, а цены на натурпродукт все выше. Виноваты в этом пандемия и погода.
В самый разгар лета мы проехали по стихийным локациям, где бабушки, реже дедушки, торгуют дарами природы. Несмотря на температурные качели, когда духота и засуха сменяется осенней прохладой и дождями, какой-никакой урожай на садовых участках удается собрать и привезти его излишки на продажу.
Скажем сразу, что никто садоводов в Омске не гоняет и не штрафует. Борьба городских властей с несанкционированной торговлей не распространяется на продажу садово-огороднической продукции, а также лесных ягод и грибов. Штрафуют за сбыт животноводческой продукции без документов на стихийных рынках.
Тем не менее, места продаж с ягодами-огурчиками сильно поредели, а некоторые просто опустели.
|
|
Одна из самых известных локаций – ул. Марченко у Ленинского рынка. Продавцы здесь есть всегда, цены, как правило, ниже, чем где-либо. Но даже тут «торговый ряд» стал заметно короче. Клубника последняя, 300 руб./литр, малина - 250-300, черная смородина 200-250. Выгоднее покупать мелким оптом: ведерко малины отдадут по 550 руб./3 литра. Кучка огурцов, в которой нет и полкило – 40-50 рублей. Цены на грибы – как договоришься. Можно купить за 250 рублей маленькую кучку, а можно и небольшое ведерко рублей за 400-500 выторговать. Грузди, коровники, обабки… А вот белых что-то не видно. Выбор зелени большой, пучок 25-40 рублей. Лесная ягода, что удивительно, может стоить дешевле садовой. Литр дикой клубники предлагали за 200-250 рублей.
- За 150 км привезли, ягоду сегодня утром собирали, – продавец, кстати, никакая не бабушка, а скорее внучка. – Ягоды в лесу еще много будет, приходите!
|
|
Улица Марченко известна тем, что сюда периодически может нагрянуть наряд полиции в компании с представителями Роспотребнадзора или Россельхознадзора. Постепенно людей приучили, что не стоит тут торговать маслом, мясом, колбасой, домашними курами. Но одного продавца с молочной продукцией кустарного производства мы все же встретили.
- Штрафуют, выдавливают, житья не дают, но я же не могу подвести своих постоянных покупателей, да и молоко коровы дают каждый день, а за свою продукцию я ручаюсь, родных детей кормлю, все здоровы, только не снимайте, мне не нужны проблемы, – женщина лет пятидесяти признается, что без такого приработка было бы сложно. Живет на селе, в 80 км от Омска, приезжает регулярно на электричке.
|
|
Кстати, торговля домашней «запрещенкой», а также ягодами и грибами, плавно перешла в онлайн. Покупатели и продавцы легко находят друг друга в сети.
На этот раз всего один человек из багажника ветхого изделия автопрома торговал свежими карасями. Обычно рыбаков больше, хотя их тоже штрафуют.
Удивительно, но при том, что на улице Марченко садоводы мостятся на каких-то картонках, складных столиках, пеньках, специально оборудованные администрацией Ленинского рынка ряды стоят пустые уже не один год.
…Точка на улице Серова опустела. Садоводы здесь появляются, но постоянно никто не торгует. А на остановке «Дом печати» произошла удивительная вещь. При замене старой остановки на новый ТОК, был выделен «отсек» для торговли. Дело в том, что на этом месте бабушки-садоводы торгуют уже много десятилетий, причем, круглый год. Спасибо, что не согнали с насиженого места. Цены здесь, кстати, умеренные. Ягоды 200-300 за литр, пучок зелени 25-30 рублей.
|
|
Еще одна известная и обычно многолюдная точка – на остановке «Ул. Рабиновича». Но даже тут в последнее время стало пустовато. Одиночные торговцы говорят о том, что в этом году с урожаем ягоды все очень плохо. Самим бы наестся и какие-то заготовки сделать.
- Плачу за дачу 6 тысяч в год, стараюсь наторговать хотя бы на эту сумму, а еще оправдать бензин, если получится, я не барыга какая-нибудь, – признается пенсионерка.
На Рабиновича садоводы стоят рядом с так называемыми перекупами. Кто-то стесняется торговать сам, кто-то не имеет для этого времени. А кто-то зарабатывает небольшие деньги на торговле всем подряд. И тут покупателям надо быть внимательными. У перекупа, скорее всего, клубника окажется не садовая, а привозная. Такая же по качеству, какой торгуют в деревянных домиках по всему городу, ссылаясь почему-то на Черлакский плодопитомник. Ягода неплохая, но отличается от садовой. В домиках она дешевле, чем у перекупщиков.
|
|
Обычно широкая торговля разворачивается в районе Левобережного рынка. Мы побывали здесь вечером буднего дня и обнаружили лишь одиночных торговцев. Лесные ягоды и грибы, недорого. К примеру, за 1200 рублей можно было купить банку сушеных грибов.
Еще одна популярная точка – у магазина «Апрель» напротив Первомайского рынка. Торговля здесь бойкая, и приезжают не только садоводы, но и сельчане.
- Ягодку привезли из Исилькульского района, берите последнюю, уступлю, если возьмете два литра, – уговаривает молодая женщина.
Два литра клубники за 500 рублей, это около килограмма. Покупаю, и понимаю, что зря. Ягода – «уставшая», все же везли ее 150 км.
Напротив КДЦ «Кристалл» тоже место «прикормленное», но садоводов мало. Уже второй год их просто единицы. Цены здесь высокие всегда. Место проходное и купят все что угодно за любые деньги.
Пол-литра малины – 150-200 рублей, 140- клубника, неважная на вид, 130 – черная смородина. Это где-то вдвое выше сложившихся годами цен.
- Мало ягоды, неурожай. Смородины кот наплакал, вишни не будет совсем, у меня, у кого-то будет, наверное, - чуть не плачет женщина. – Продаем, потому что деньги очень нужны, сами почти не едим.
Если женщина не сгущает краски, ситуация, конечно, абсурдная. Продавать имеет смысл именно излишки, а не весь урожай, чтобы компенсировать убытки. Иначе держать дачу просто не имеет смысла.
- Торгующих садоводов стало меньше из-за пандемии. Это же в основном контингент 65+, группа риска. Многие предпочитают как можно реже выезжать со своих дач. Даже собрания не проводим в очной форме второй год. Люди боятся заразиться. Цены повысились на ягоды и зелень по той же причине, что и растут на все. Люди хотят хоть немного заработать, они ценят свою продукцию выше промышленной, и это логично. Ягоды, огурчики, помидорчики с грядки не идут ни в какое сравнение с тем, что продают в магазинах и на овощных развалах. Содержание дачи пока держится на том же уровне, хотя цены растут на метал, стройматериалы, и это не может не отразиться в конечном итоге на общих расходах.
Виктор Бобырь также отметил, что садоводов не становится меньше, но более молодые часто перестают занимаются урожаем, ездят на дачу отдыхать. Актуальной остается проблема брошенных дачных участков. Это характерно для всей страны. Чем дальше от крупных населенных пунктов, тем больше бесхозяинных земель, которые когда-то раздавали под дачи. Где-то успели поставить столбы, залить фундаменты, выкопать колодцы, посадить деревья. А потом хозяева либо переставали справляться, либо уходили в мир иной, а наследникам такие дачи не нужны. Всего в Омской области зафиксировано 52 тыс. брошенных участков. Это данные 2016 года. Очередная сельскохозяйственная перепись, которая уже идет, покажет обновленные данные.
С одной стороны, люди потянулись к земле, вырос спрос на загородную недвижимость, с другой стороны, что-то выращивать на участках новые поколения дачников готовы не всегда. Так что ягодки и огурчики становятся «золотыми»..