В 2020 году на омские семьи сошла бюджетная «благодать». Многие воспользовались помощью законно, но нашлись и те, кто нарушил УК РФ.
Весь прошлый год и начало нынешнего прошли под знаком коронавируса и связанных с ним ограничений. Омская область не стала исключением: с 1 апреля по 11 июня 2020-го в регионе действовал режим самоизоляции, вынудивший омичей сидеть дома и по минимуму передвигаться по городу. В результате многие жители остались временно или совсем без работы, потому что многим предприятиям запретили работать.
Несомненно, все это сказалось на финансовом состоянии граждан. Тогда федеральные власти разработали меры социальной поддержки, в основном направленные на семьи с детьми.
Бюджетная «благодать» для семей с детьми
Так, семьи с детьми, рожденными в период с 1 апреля 2017 по 30 июня 2020 года (включительно), получили по 5 тыс. рублей за апрель, май и июнь 2020-го года. Как сообщили в пресс-службе ПФР, в Омской области семьям, в которых воспитываются 64,4 тыс. детей до 3 лет, в общей сложности выплатили 920,2 млн рублей.
Семьи с детьми, рожденными в период с 11 мая 2004 по 30 июня 2017 года, получили единовременные выплаты по 10 тыс. рублей в июне и июле 2020 года. В Омской области таких семей оказалось 379,3 тысячи, на счета родителей в общей сложности перевели 6,9 млрд рублей.
Кроме того, на каждого ребенка безработный омич, вставший на учет в центры занятости населения после 1 марта 2020 года, получил по 3 тыс. рублей за апрель, май и июнь. Эти деньги начисляли вместе с пособием по безработице, которое в Омской области увеличилось до 12 972 рублей.
Дополнительная поддержка была предоставлена семьям с детьми от 0 до 3 лет, в которых среднедушевой доход не превышает двух прожиточных минимумов населения Омской области, а также с детьми от 3 до 7 лет (включительно), среднедушевой доход которых не превышает одного прожиточного минимума населения. Первым выплатили прожиточный минимум ребенка в регионе (10 870 рублей), а вторым – половину прожиточного минимума (5 435 рублей). По последним трем пунктам, включая семьи с безработными, финансовую помощь от государства получили 29,9 тыс. омских родителей, воспитывающих 55,6 тыс. детей.
Таким образом, бюджетная «благодать», пролившаяся на омские семьи с детьми в 2020 году, превысила 12,4 млрд рублей: 8 млрд рублей по линии Пенсионного фонда и 4,4 млн рублей – регионального министерства труда и социального развития. Но и это еще не все! В конце 2020 года в ходе пресс-конференции президент РФ Владимир Путин анонсировал к Новому году выплаты по 5 тыс. рублей детям, рожденным 18 декабря 2012 года и позже. Только за декабрь 2020 года на счета омских семей (которые раньше получали другие выплаты) автоматически было направлено более 892 млн рублей. На конец января эта сумма увеличилась до 922 млн рублей. Известно, что такие выплаты должны получить родители еще 1 300 детей, общая сумма – 6,5 млн рублей. Обратиться за деньгами можно до 1 апреля 2021 года.
«Жаль, что материться нельзя!»: недовольные выплатами
Впрочем, как это часто бывает, остались недовольные. Главным образом это родители детей 16–18 лет, которым выплаты оказались не положены.
– Жаль, что материться нельзя! Особенно ужасно наше государство поступило в отношении детей от 16 до 18 лет и студентов до 22 лет, которые еще учатся. Будто эти дети есть не хотят или после совершеннолетия их исключают из семьи! – возмущается экс-депутат Заксобрания Омской области, руководитель Ассоциации по защите интересов семьи «Детство. Отцовство. Материнство», мать 6 детей Алеся Григорьева.
|
|
С этим мнением не согласна известный в недавнем прошлом омский эксперт, а ныне заведующая кафедрой социальных технологий Северо-Западного института РАНХиГС, доктор политических наук Инна Ветренко:
– На мой взгляд, искать в этом политическую подоплеку не стоит. Мне кажется, что государство проигнорировало в выплатах молодых людей 16–18 лет, потому что в этом возрасте они уже имеют право на полную трудовую занятость и зарплату. Это самая мобильная часть общества, а владение компьютерными технологиями дало им даже преимущество для трудоустройства в период самоизоляции. Многие из них работали, включая даже студенческую молодежь, в IT-фирмах, на доставке (что было весьма востребовано). Я от своих студентов-очников знаю, что некоторые проводили digital-обучение для людей старшей возрастной категории. Вообще, активная молодежь быстро оценила достоинства онлайн-учебы и стала совмещать.
Неоднозначными оказались мнения семей, получивших «путинские» выплаты. Вот что говорит мать семи дочерей Раиса Архангельская:
– У нас старшей дочери 15 лет, двойняшкам по 12 лет (в этом году исполнилось), тройняшкам – по 9 лет, а седьмая дочь родилась шестимесячной, поэтому с выплатой 5 тыс. рублей от нуля до 3 лет я не спешила. Выплаты на младшую оформила, лежа в больнице перед выпиской, но допустила ошибку в данных, поэтому пришел отказ. Заехали в Пенсионный фонд, поправили и получили разом 15 тыс. рублей. До этого нам перечислили 70 тыс. рублей: часть мы направили на долги, так как я с декабря не работала – только муж-инженер, который, к счастью, может работать из дома. Также мы купили детям одежду, сладостей и организовали отдых. Сумма, конечно, получилась большая – почти как 2 года платежей по ипотеке. Но если говорить откровенно, то я не знаю, поддержка ли это? То, что у нас забрала пандемия с самоизоляцией, не восполнят эти суммы. Меня поставили перед сложным выбором: либо меня закрывают в больнице с недоношенным ребенком, либо я оставляю ее одну и нахожусь с остальными детьми. Я была вынуждена оставить 6 детей дома, из-за чего они получили психологическую травму. Если каждую из них отправить на консультацию к психологу, то один такой прием стоит 2,5 тыс. рублей, а нужен курс. Вот и посчитайте! Курс телесной реабилитации для малышки нам обошелся в 15 тыс. рублей. Тут с разных сторон можно посмотреть.
Депутат Омского горсовета от ЛДПР, отец троих детей Алексей Ложкин заявил, что «это была хорошая помощь для всех»:
– Судя по очередям в продуктовых магазинах и магазинах стройматериалов, люди тратили эти деньги, чтобы улучшить условия жизни своей семьи. Учитывая, что весь апрель просидели дома, а получили все летом, то это было весьма своевременно. Мы свою первоклашку подготовили к школе, правда, пришлось еще и своих денег добавить. В любом случае – это хорошее подспорье! Знаю семьи, которые гасили за счет этих денег долги. Часто же люди рассуждают, что в нашей стране есть полезные ископаемые, а денег за них мы не получаем. Вот это такая своеобразная компенсация! Важно еще то, что все это пошло в оборот – некоторые отрасли Омской области вышли из застоя, начали производить больше. Надеюсь, что государство продолжит этот курс.
Руководитель АНО «Центр социальных и экологических инициатив», секретарь Совета по делам многодетных, мать троих детей Гульнара Мукашева отметила:
– Многие многодетные семьи в период самоизоляции остались без работы, поэтому выплаты, хоть и небольшие (все отмечают, что дали мало), но поступили очень своевременно. Впрочем, нам, многодетным, сколько ни дай – все мало, потому что трат очень много. Конечно, повис в воздухе вопрос с детьми, которым 16–17 лет, на которых не дали выплату. Но помогло повышение размера пособия по безработице. Знаю, что большинство, кто обращался к нам в Совет, тратили деньги на питание. До этого люди даже мяса не могли себе позволить. Очень кстати пришлись выплаты к 1 сентября и перед Новым годом, чтобы подготовить детей к школе, купить детям подарки и сводить их в театр, кино.
Многие омичи получили выплаты законно, но нашлись и те, кто нарушил Уголовный кодекс РФ.
Мошенничество, или «Жизнь оказалась богаче и гибче»
Далеко не во всех случаях «путинские» выплаты, направленные на улучшение жизни семей с детьми или детей в Омской области, ушли по назначению. По данным региональной прокуратуры, в Омской области возбуждено два уголовных дела по ч. 1 ст 159.2. УК РФ (Мошенничество при получении выплат). Так, жительница Кировского округа Омска, лишенная родительских прав на двух своих детей, подала заявку и незаконно получила 78 тыс. рублей, которые потратила на себя. Этому способствовало ненадлежащее исполнение обязанностей сотрудников органов опеки и попечительства департамента образования Омска, которые не предоставили в Единую государственную информационную систему сведения об ограничении женщины в родительских правах. Суд взыскал с горе-матери незаконно выплаченные деньги, но получит ли их ребенок – покажет время.
Похожая ситуация возникла в Тарском районе Омской области. Женщина, лишенная родительских прав на трех детей, направила в Управление Пенсионного фонда РФ по Тарскому району заявление о предоставлении ей единовременных выплат и получила 60 тыс. рублей. Суд также обязал ее вернуть деньги. Между тем в таких случаях средства должны либо направить на счет опекуна, либо перевести на счет ребенка, открытый бухгалтерией детдома или интерната.
Еще один случай. В прокуратуру Октябрьского округа Омска обратилась женщина, рассказавшая, что отец ее дочери с 2013 года не живет с ними, имеет задолженность по алиментам, но первым заявился в Пенсионный фонд и получил 10 тыс. рублей от государства, которые потратил на себя. Мировой суд согласился с требованиями прокурора о взыскании денег с отца ребенка.
В ноябре 2020 года похожее заявление поступило в полицию Омска от отца троих детей. Их мать ограничена в родительских правах, но, несмотря на это, получила выплату в 5 тыс. рублей, которая ей не положена. Заявление еще рассматривается.
Одна из лишенных родительских прав мать после отказа Пенсионного фонда в выплате устроила погром в многофункциональном центре райцентра Черлак. 26 января 33-летняя женщина пришла в МФЦ, а после отказа выплатить ей деньги устроила скандал: столкнула на пол монитор компьютера и стала материться. В итоге работники центра нажали на тревожную кнопку. По вызову приехал экипаж Росгвардии, и бойцы увезли сельчанку в отдел полиции. Как уточнили в пресс-службе УМВД по Омской области, на женщину составили административный протокол по 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) за попытку порчи имущества и использование нецензурной лексики.
Кроме таких явных нарушений по выплатам сотрудники омского отделения Пенсионного фонда столкнулись с другими сложностями. Отметим, что с самого первого дня все выплаты перечислялись с учетом информации от органов опеки. В частности, если решение о лишении родительских прав находилось еще в суде, выплату временно приостанавливали – до решения.
– Жизнь оказалась богаче и гибче, чем то, что можно прописать в законе. Согласно документу, получить выплату имеет право любой из родителей, заявившийся первым, – пояснила управляющая Омским отделением Пенсионного фонда России Ольга Ступичева. – Но в нашей практике были такие ситуации, когда граждане разошлись, но не оформили официально развод и не подали на алименты или ребенок живет далеко от родителей – с бабушкой, а она не заявила на лишение родительских прав и не требует алименты.
В таких случаях после обращения (даже по телефону) родителя, с которым находится ребенок, выплаты приостанавливались (какую-то часть выплат они все равно получали). В отделение приходил пожаловавшийся родитель, прояснял ситуацию, после чего напротив детей в общем списке появлялась пометка «предоставлять выплату только матери/отцу/бабушке». За весну и июнь 2020 года было более 30 таких случаев.
Когда в ПФР на выплаты заявлялись лишенные прав родители, органы опеки тут же указывали на них, и такие омичи получали отказ. Например, за январь 2021 года при получении выплаты на ребенка от 0 до 8 лет поступило 165 отказов, но основания для них самые разные: дети, родившиеся в другом государстве (нет сведений в ЗАГСе), ошибки в сведениях о детях или банковских данных и мн. др.
Несмотря на то что омичи остались не сильно довольны размером выплат от государства, большинство признает, что получили неплохое подспорье: смогли погасить долги, решить вопросы с кредитами и ипотеками, собрать детей в школу, организовать им отдых на Новый год. Семьям с детьми была направлена беспрецедентная сумма в 12,5 млрд рублей, и эти деньги были потрачены не напрасно. Да, родители, не будь самоизоляции, заработали бы гораздо больше. Но, как говорится, обстоятельства сложились так.